Пиши и продавай! |
167 ческой жизни неотделимо от стремления к интернационали зации, к включению в мировую культуру вопреки национа листическим идеологическим установкам и спорам «кто древ нее», «у кого раньше появилась письменность», кто что имел и каким жизненным пространством (территорией) владел. В 90-е гг. мы стали свидетелями того, что толерантное отноше ние между народами, долгие годы мирно жившими друг с другом, было подорвано «воспоминаниями» о неких истори ческих обидах, требованиями о восстановлении исторической справедливости или предъявленными счетами по «возмеще нию ущерба», якобы нанесенного войнами, которые велись на этой территории. К сожалению, немалую лепту в подрыв толерантности внесли примитивно мыслящие политики, как, например, радикал-демократы (Г. Старовойтова, С. Шахрай), которые в 1992 г . провели закон о реабилитации всех наро дов, подвергшихся сталинским репрессиям. Ложно понимая процессы демократизации, они добились провозглашения не только политической и культурной реабилитации, что впол не разумно и логично, но и территориальной, что сразу породило массу этнических конфликтов, в том числе и кровавых, особо наглядно проявивших себя в осетино-ингушском и ар мяно-азербайджанском противостояниях. При решении проблем национальной напряженности и участия в них интеллигенции необходимо понимать проти воречивость и парадоксальность функционирования наци онального самосознания тех, кто претендует быть поводырем своего народа. По данным И. И. Осинского, при оценке проблем развития своей республики 46% опрошенных бу рят-интеллигентов в качестве отрицательного фактора в судьбе своего народа указали разорванность ареала рассе ления бурят по нескольким административным образовани ям. Кроме того, 54,8% из них указали на пагубность репрессий 30-х гг. Что касается событий 90-х гг., то 23,5% опро- шенных дали негативную оценку политике «демократов во главе с Ельциным», а 22,7% - такую же оценку «перестройке во главе с Горбачевым». Но в то же время они высоко оце нили такие события, которые сыграли позитивную роль в жизни бурятского народа: 49,1% - вхождение бурятского народа в состав России, 30,2% - Октябрьскую революцию, 27,4% - победу в Великой Отечественной войне, 24,3% - ин дустриализацию республики 1 . Такая комбинация самых раз личных оценок лишний раз свидетельствует о жизненности и в известной степени естественности стремления к толерант ности, что ярко отражается в противоречивом развитии на ционального самосознания любого народа. Ответственность интеллигенции состоит в том, чтобы объективно оценить все без исключения страницы в жизни своего народа, дать взвешенный, а не провоцирующий ответ на волнующие людей проблемы, предостеречь от всего того, что может будить негативные чувства, эмоции, подтолкнуть соотечественников к этнической напряженности. Особенно велика ответственность средств массовой информации, мно гие из которых превратились в рупор, растравливающий дей ствительные и мнимые раны, полученные на непростом пути совместной жизни народов. К сожалению, в переходный пе риод часть людей легко усваивали позицию «великий - Я» и «малый - ты», привлекая к доказательству этой «истины» до воды, которыми их снабжали националистически настроен ные представители национальной культуры. Анализ национального самосознания позволяет сделать еще два вывода. Во-первых, его стабильность и устойчивость ко всяким потрясениям в значительной степени поддержи- 1 См.: Осинский И. И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // Социологические исследования. 2001. № 3. 168 169 ваются такими идеями (которые, к сожалению, развивались и на уровне теоретического знания), когда за ключевые точки отсчета в развитии народа принимаются не интересы че ловека, а интересы нации. При всей кажущейся привлека тельности такая позиция чревата трагическими последстви ями: она ни к чему не ведет, кроме как к ненависти, потокам крови и на долгие годы отравленному мышлению, что осо бенно наглядно проявилось в Нагорном Карабахе, в Таджи кистане, Приднестровье и других «горячих» точках. Во-вторых, трагизм усиливается тогда, когда внешне целесообразная установка - интересы нации превыше всего - становится государственной политикой. При таком поло жении приоритет интересов одной нации, в конце концов, оборачивается «счетом» к другой нации, к другому государ ству, что приводит не только к разрыву экономических связей, ухудшению дипломатических отношений, но и к под рыву доверия, к распространению националистического мышления, оскорблению национальной самобытности дру гих народов, возрождению и культивированию шовинизма и расизма. 6.5. Идеологические домыслы и пороки, препятствую щие утверждению толерантности Анализ препятствующих толерантности явлений и про цессов показывает, что среди них нужно выделить идеологические измышления, пороки, домыслы и издержки обы денного сознания. Что касается идеологических мифологем, то стоит крат ко остановиться на таком «изобретении», которое широко используется в политическом лексиконе. Речь идет о так называемых титульных и нетитульных народах. В основе этой терминологии и соответствующей властной, в том числе и правовой практики лежит представление о том, что если дан- ный народ появился на данной территории первым, по сравнению с другими проживающими на ней народами (особен но если это отражено в исторических источниках), то его именуют титульным со всеми вытекающими отсюда послед ствиями: избирать или назначать руководителей из предста вителей данного этноса, ориентироваться на его язык как основной, уделять именно этому народу все внимание и зак реплять за этим этносом ряд исключительных прав, вплоть до политических, до обладания своей государственностью. Но при конкретном и непредвзятом рассмотрении данного вопроса мы обнаружим, что ни один народ (повторяю, ни один!) не может быть признан в качестве первого владельца той или иной территории. Значит, ни один из них не может быть титульным. Это, во-первых. А во-вторых, сколь ко поколений должны прожить на данной территории, что бы признали за их потомками право быть полномочными и полноправными во всех отношениях гражданами на данной территории? Два? Три? Пять? Или больше? А не лучше ли руководствоваться здесь не национальной принадлежнос тью, а правом гражданина со всеми вытекающими отсюда последствиями? Но тогда нужно говорить не о титульных народах, об их исключительных правах, об их праве на госу дарственность, а о национально-культурной автономии, о гарантиях на культуру, язык, образ жизни каждого народа. Не менее показательны явления, которые препятствуют толерантности и которые можно отчетливо проследить в таких издержках национального «Я», как бытовой шови низм. Анализ этого явления позволяет сделать вывод, что в сознании и поведении немалого количества людей сочетаются взаимоисключающие установки национального само сознания. Суть этого парадокса состоит в том, что, с одной стороны, даже сейчас, в период националистических и шовинистических страстей, вряд ли встретишь человека, кото- 170 171 рый бы стал возражать против уважительного отношения к другим нациям, отказывать им в праве на свой язык, свою культуру, свою самобытность. Но, с другой стороны, поче му те же самые люди, в принципе исповедующие интернационалистские идеи, в конкретной ситуации межнациональных обострений могут убить другого человека, сжечь его дом, унизить его достоинство лишь на том основании, что он придерживается иного мнения, говорит на другом языке, обладает другим менталитетом? Государственный ста тус названных церквей закреплен конституционно консти туция королевства дания 1953 г |
|
|
|