Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Исследование проблем национальных отношений позво ляет заметить, что как самостоятельный объект научного познания бытовой шовинизм еще не вычленен. Нередко он отождествляется с этноцентризмом, национализмом, шови низмом. Однако реальная проблема состоит в том, что бытовой шовинизм выступает не как идея, политика, идеоло гия, а скорее как практика и психология; он имеет черты, роднящие его и с национализмом, и с шовинизмом, и с ра сизмом.

Анализ бытового шовинизма, вычленение его из той совокупности явлений, среди которых он зарождается и функ ционирует, встречает определенные трудности. Это связа но, во-первых, с тем, что как феномен общественного созна ния и поведения он обособленно не функционирует, нахо дясь в тесном взаимодействии с другими явлениями обще-

172

ственной жизни, переплетаясь с политическими, правовыми, нравственными, религиозными установками и ориентациями. Во-вторых, он не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Меняются формы его проявления, место и роль в жизни людей, появляются новые черты, новые элементы в его содержании, меняются связи с другими сторо нами социальной действительности.

Бытовой шовинизм - явление, характеризующее дефор мированные взаимоотношения одних этносов с другими на уровне межличностного общения. В его содержании типич но наличие черт экспансионизма, гегемонизма, великодер жавия, хотя их проявление в обыденном сознании очень своеобразно. По своей направленности бытовой шовинизм функционирует внутри этноса и не всегда внешне преследует агрессивные цели. Это связано с тем, что он возникает и проявляется зачастую только в условиях ограничения или ущемления национальных, этнических интересов. Будучи не только социальным, но и психологическим явлением, он, как правило, не затрагивает межгосударственные отноше ния. Следовательно, о бытовом шовинизме как об обще ственном явлении можно говорить лишь применительно к межличностным и межгрупповым контактам, и поэтому его проявления возможны лишь на этом уровне. Однако сле дует иметь в виду, что составляющие его компоненты не могут не влиять на государственные институты и их дея тельность.

Не существует единственного фактора, который с неиз бежностью приводил бы к такому негативному явлению, как бытовой шовинизм. Основными порождающими его факто рами являются, во-первых, национальная исключительность; во-вторых, национальный эгоизм, в-третьих, националисти ческие стереотипы, в-четвертых, националистическая психо логия и, наконец, националистический характер личностных

173

воззрений. Конечно, ведущую роль в механизме функцио нирования бытового шовинизма играет этническая компонента, являясь средством связи и взаимообусловленности этих факторов. Она определяет реальные различия людей по признаку национальной идентичности, обусловливающие механизм действия как социально-психологического, так и социально-политического факторов, влияющих на толерант ные взаимоотношения между представителями различных народов.

Основы бытового шовинизма могут быть заложены в объективных отношениях, складывающихся в обществе, в социальном положении и социальном статусе этнических групп. Кроме того, существуют субъективные причины, по рождаемые социально-психологическими факторами, про являющимися в личных мотивах поведения, в индивидуаль ном опыте, в особенностях воспитания и социализации.

Родина, отечество, нация являются источником разно образных эмоций. Идеализация истории - это характерная форма отношения определенной части людей к прошлому, к национальным корням народа. Для носителей бытового шовинизма характерен особый набор эмоциональных реак ций. Не случайна поэтому частая апелляция его носителей к чувствам патриотизма, национальной гордости, националь ной чести. Бытовой шовинизм - это во многом настроения и переживания людей, отражающие этнические отношения с позиций национальной исключительности и национально го эгоизма. Взрывная мощь этого феномена заключается в том, что он лежит не в сфере разума, а в области эмоций и внушений. Мы имеем дело с явлением, функция которого - мобилизовать иррациональные эмоции, вызвать по сигналу извне прилив раздражения, возмущения, ненависти. У носителей бытового шовинизма нет понятия «своей» вины, есть только понятие «чужой».

Реально существующие в структуре бытового шовинизма националистические предрассудки и предубеждения мо гут служить специфическими мотивами для совершения не только аморальных, но и противоправных, умышленных действий, вплоть до лишения жизни человека только за то, что он - представитель национальности, с которой конф ликтует «его национальность». Поскольку среда, в кото рой проявляется бытовой шовинизм, является многонациональной, а в составе конфликтующих групп оказываются люди разных национальностей, эти действия выступают как враждебные отношения между разными этническими груп пами.

Таким образом, идеологические домыслы и бытовые предрассудки - одно из самых разрушительных орудий, дей ствующих против гражданского мира между народами, одно из самых опасных средств мобилизации внутренних сил, вов леченных в этот процесс наций, народностей, национально стей, ибо оно нацелено на достижение деструктивных резуль татов, которые проявляются в ущемлении, игнорировании интересов людей другой этнической принадлежности или в пренебрежении ими. Именно противоречия, возникшие на этой почве, приводили к самым кровопролитным столкно вениям в 20 в., сеяли вражду и недоверие, неимоверно ос ложняли жизнь многих стран и регионов мира, подорвали доверие и толерантное отношение представителей различ ных наций. Зоны нестабильности, возникшие в мире, в зна чительной мере появились в результате попыток реализовать националистические амбиции, которые нередко не согласо вывались ни с самой реальностью, ни с заботой об эффек тивном и рациональном (без кровопролития) изменении этой реальности.

Качественные изменения, которые произошли в совре менном мире, связаны, прежде всего, с глобализацией, охва тившей все сферы общественной жизни - экономику, политику, культуру, науку и т. д. - и вызывающей самые разные

оценки не только ученых, но и политиков. Одни ее рассматривают как уникальное в истории человечества явление, как единственный путь развития всего человечества, как един ственную возможность социального равенства и социальной справедливости. С их точки зрения, если раньше народы мало общались между собой, то теперь впервые человечество объе диняется в единое экономическое, политическое и духовное пространство. По мнению других, глобализация приносит огромные прибыли только сверхбогатым людям, в то время как сотни миллионов влачат жалкое существование. Кроме того, глобализация уничтожает национальные культуры, обостряет противоречия между разными цивилизациями и религиозными конфессиями. Поэтому глобализация объявляется абсолютным злом.

Чтобы дать научный анализ глобализационных процессов, следует, прежде всего, раскрыть единство и многообра зие истории человечества. Отметим, что вопросы единства и многообразия истории волновали многих исследователей. Одни (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби и др.) аб солютизировали многообразие и отвергали единство. Н. Я. Данилевский, например, прямо утверждал, что «начала ци вилизации одного культурно-исторического типа не пере даются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций» 1 . Другие (Кондорсе, Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.) исходили из единства и многообразия исторического процесса. Ясперс, например, пишет, что человек стремится к объединению всех, ибо без этого невозможно было бы взаимопонимание лю дей. Единство человечества находит свое выражение в том, что на земле можно обнаружить общие религиозные пред-

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91.

308

309

ставления, формы мышления и т. д., хотя единство не исклю чает различий. Единство истории, продолжает немецкий эк зистенциалист, проявляется также во времени и про странстве. В ходе истории растет общение между различны ми племенами. Они объединяются в народы, народы - в группы народов, страны - в континенты. В истории извес тны великие империи, занимавшие огромные пространства и объединявшие многие народы. Затем они распадались, и на их обломках возникали новые империи. Таким образом, во времени и пространстве происходили процессы, которые привели к единству истории.

Ясперс считает, что единство мировой истории никогда не будет завершено, и это, по его мнению, хорошо, так как, если бы оно закончилось, то пришел бы конец самой исто рии. И нельзя не согласиться с Ясперсом. Дело в том, что мир разнообразен. Люди рассеяны по всему свету. Всюду наблюдаются, отмечает Ясперс, самые разные культуры, традиции и обычаи, и они сохранятся, хотя люди всегда будут стремиться к единению.

Для того чтобы показать единство и многообразие ис торического процесса, необходимо дать анализ больших сфер общественной жизни - материальной, социальной, ду ховной и политической.

12.1. Единство материальной сферы

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Печатных выступлениях в качестве синонима толерантности термина латинского происхождения
Толерантность социологии 10 участники
Интеллигенция выступала против той культуры
Из за различия интересов разных народов национальным отношениям присуща целая систе ма противоречий 1
Демократическая система защиты прав человека пред полагает возможность для всякого гражданина

сайт копирайтеров Евгений