Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, в текст основного закона страны ока зываются включенными канонические нормы церковного управления, которые тем самым приобретают конституци онный характер. При этом государство принимает на себя обязанность охраны не только канонического строя, но и вероучения Церкви: «Текст Священного Писания сохраня ется неизменным. Его официальный перевод на другой язык запрещен без предварительного согласия автокефальной церкви в Константинополе.

Устав Элладской православной церкви, являющийся го сударственным законом, придает церковным институтам ста тус корпорации публичного права. Нормативные документы Священного Синода также приобретают законный статус после их опубликования в официальной печати. В ст. 13 Кон ституции гарантируются свобода совести и свобода богослу жений под охраной закона для всех признанных религий, но при этом «культовые обряды не могут посягать на публич ный порядок и добрые правый.

1 Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы
совести, вероисповедания и деятельности религиозных организа ций: Сборник правовых актов. С. 39.

2 Там же.

3 Там же.

126

Одновременно вводится запрет прозелитизма, считаю щегося уголовным преступлением. Примечательно, что в Греции до сих пор сохраняет свою силу закон 1939 г . о ста тусе иных церквей, согласно которому для возведения ново го здания неправославного христианского храма, а также мечети и синагоги требуется обязательное разрешение мест ного православного митрополита.

Статус государственной церкви в протестантских стра нах Европы является историческим наследием эпохи Рефор мации, в ходе которой в 16 в. монархи, создавая в противо вес папскому Риму собственные национальные церкви, сами становились во главе церковной организации. При этом они получали титул «защитника веры».

Наиболее типичным примером создания государствен ной протестантской церкви может служить Великобритания. Характерной чертой правового регулирования конфессио нальной сферы здесь является последовательное проведение в жизнь религиозной свободы при государственном статусе Англиканской церкви (официальное наименование - Цер ковь Англии), чьей главой считается британский монарх. Данное установление восходит к парламентскому Акту о супрематии 1534 г ., согласно которому король Генрих VIII Тюдор был объявлен «единственным верховным главой Цер кви Англии на земле»'.

В числе привилегий, которые дает Церкви Англии государственный статус, особо следует выделить места в палате лордов для всех ее епископов. Соответственно государствен ная власть тоже обладает в церковной сфере важными прерогативами, включая утверждение парламентом актов Выс шего церковного синода и правил богослужения, а также

1 Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. С. 863.

127

замещение епископских кафедр по рекомендации премьер- министра (который по закону может не быть англиканином и даже христианином).

Государственный характер Церкви Англии, несмотря на многочисленные критические выступления, остается неиз менным и рассматривается как своего рода гарантия неписаной британской конституции, основанной на традициях. Как отметил в связи с этим архиепископ Кентерберийский Д. Кери, «формальное разделение церкви и государства се рьезно подорвет дух нации и нравственные ценности» 1 .

Аналогичный государственный статус имеют Евангелическо-лютеранские церкви Дании, Норвегии, Швеции и Ис ландии, главами которых выступают конституционные мо нархи соответствующих стран (Исландия до 1944 г . счита лась частью Датского Королевства). Государственный ста тус названных церквей закреплен конституционно: Консти туция Королевства Дания 1953 г . отмечает, что «Евангели ческо-лютеранская Церковь является государственной дат ской Церковью и содержится государством» 2 .

Подобные нормы содержат и конституции всех осталь ных вышеупомянутых стран. Церковное законодательство осуществляется парламентами, которые также выносят решения о сумме средств государственного бюджета, выде ляемой на нужды церкви. Непосредственно церковным уп равлением ведают соответствующие государственные уч реждения: Министерство по делам Церкви - в Дании; Министерство церковных дел и образования - в Норвегии; ведомство церковных дел Министерства образования - в Швеции.

1 Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.
Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. 1999. С. 55.

2 Религия и закон... С. 41.

В Швеции, как и в Исландии, сохраняется церковный на лог, причем его уплата в тринадцатипроцентном размере рас пространяется и на тех, кто не принадлежит к государствен ной церкви. В Исландии же, согласно ст. 64 Конституции, лицо, не принадлежащее к Церкви Исландии или к другой признанной церкви, уплачивает соответствующую сумму в стипендиальный фонд Исландского университета. Вплоть до 1951 г . все шведские подданные, родившиеся на территории страны, автоматически считались членами Шведской церк ви, даже в том случае, если они не были в ней крещены.

Из числа государств с преобладанием католического населения статус государственной церкви сохранился в Ирландии. Конституция страны 1937 г . в ст. 44 указывает: «Государство подтверждает, что Всемогущему Богу принадлежит принесе ние публичного поклонения. Государство будет почитать Его имя и уважать и почитать религию (п. 1). Государство признает особое положение Святой католической апостоль ской Римской церкви как хранительницы религии, испове дуемой значительным большинством его граждан (п. 2)» 1 .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Последнее место принадлежит изу чению проблем толерантности как важной составляющей прав человека
Другие же дворяне часть зем ли отдали крестьянам
Толерантность социологии 1 национальной
Оно идеологический феномен
Во многих словарях само понятие толерантность характеризуется как терпимость к чужим понятиям

сайт копирайтеров Евгений