Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сходная эволюция содержания происходит, как нам представляется, с понятием «терпимость», которое в определенном контексте, тем более в официальных документах и научной литературе, выступает, по сути, синонимом толерантности. Именно таким образом используются в лексике современных политических деятелей (например, в поздрав лении Президента Российской Федерации мусульманам Рос сии с праздником Ураза-байрам от 5 декабря 2002 г .) и руко водителей разных религиозных направлений понятия «тер пимость», «веротерпимость». Да и во многих словарях само понятие толерантность характеризуется как «терпимость к чужим понятиям и верованиям» 1 .

Более того. Если мы обратимся к опубликованным на русском языке международным правовым документам (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) в области прав и ос новных свобод человека, то увидим, что в них используется не термин «толерантность», а слово «терпимость» и произ водный от этого термина антоним - «нетерпимость». Такова практика официальных публикаций ООН - Всеобщей декларации прав человека ( 1948 г .), Международного пакта о гражданских и политических правах ( 1976 г .), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений ( 1981 г .) и др.; Совета Европы - Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств ( 1995 г .) и др.; Европейского парламента - Поста-

Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 691.

13

новления о сектах в Европе ( 1996 г .); Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы - «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе» ( 2002 г .); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - Итогового документа Венской встречи ( 1989 г .), Копенгагенского совещания по человеческому измерению ( 1990 г .) и др.; СНГ- Конвенции о правах и основных свободах человека ( 1998 г .) и т. д.'

Равным образом отсутствует термин «толерантность» и, напротив, используется термин «терпимость» («нетерпи мость») в документах и законодательных актах многих стран СНГ и Балтии - Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыр гызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбе кистана, Украины, Латвии 2 .

Наиболее весомым аргументом в этом плане, пожалуй, является то, что аналогичная позиция отображена и в отечественном Федеральном законе «О свободе совести и религи озных объединениях» (см. преамбулу).

Рассмотренный выше процесс обновления и обогащения понятия «терпимость», очевидно, продолжается, что позво ляет использовать его в публикациях на русском языке, тем более специального профиля, как тождественное понятию «толерантность».

Рассуждения семантического характера, послужившие поводом невольного отступления от темы, разумеется, не должны уводить нас от главного - содержательного анали за рассматриваемых проблем. И здесь одно из главных воз можных заблуждений - расширительная трактовка, особен но следование непозволительно успокаивающим иллюзиям

1 См.: Религия и закон. Правовые основы свободы совести и
деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии:
Собрание правовых актов. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7-56.

2 См. там же. С. 57-203.

14

при трактовке понятия «терпимость». Поэтому, чтобы не впасть в утопизм при рассмотрении проблемы терпимости, важно соблюсти требования конкретности в ее постановке, учитывающие границы и области ее применения.

1.2. Философия толерантности исключает индифферентизм

Толерантность не означает уступку или потворство вся кой идеологической системе и политической позиции; и это отнюдь не безразличие, индифферентность к любым взгля дам и действиям, как и не смирение перед общественным или бытовым злом. Не может быть согласия между правдой и ло жью, добром и злом. Искусственное же стремление добиться полного «согласия» неизбежно обернется еще большим злом.

Следование требованиям терпимости исключает прими ренчество к нарушениям правовых и нравственных норм, особенно характерным для ее антипода - экстремизма. Так, аморально и преступно мириться с различными формами противоправного насилия, социальной несправедливости, с нарушителями общественной безопасности, с террористической деятельностью, с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, с разжиганием социальной, расовой, нацио нальной или религиозной розни и осуществлением в связи с ней актов насилия и вандализма, с унижением национально го достоинства, с попытками насильственного изменения основ конституционного строя и подрыва государственной целостности страны. Подобные антиобщественные действия представляют суть экстремизма.

Особо подчеркнем, что основные характеристики экст ремизма прямо противоположны принципам терпимости. Например, если экстремистская деятельность включает пропаганду исключительности, превосходства или неполно-

15

ценности граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, то принцип терпимости исходит из того, что люди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохра нять свою индивидуальность, одинаково пользоваться уни версальными правами и основными свободами человека.

Противоположность терпимости и экстремизма, гума низма и вандализма, необходимость реального представле ния о возможностях и сферах реализации принципа толеран тности неизбежно подводит к важному методологическому посылу: не следует проявлять терпимость там и тогда, где и когда, по словам великого русского баснописца И. А. Кры лова, «нужно власть употребить». И «чтоб речей не тра тить по-пустому» 1 , по отношению, к примеру, к казнокра дам, обворовавшим страну, которым бесполезно говорить о соблюдении заповеди «не укради», как бессмысленно го ворить с террористами о заповеди «не убий».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек общество
Поддерживать соответствующие отношения сотрудничества с католической церковью
Решенном вопросе при употреблении понятий русские
У других этносов
Не случайно многие эксперты по глобализации употребляют термин американизация как синоним термина глобализа ция

сайт копирайтеров Евгений