Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Индифферентность недопустима не только тогда, когда совершаются безнравственные и противоправные социаль-

экономические и политические действия. Это касается и других сфер общественной жизни. Так, нельзя мириться и с воззрениями, ошибочность которых достоверно, экспери ментально доказана (например, посредством естественно научных опытов). Иное дело - сфера личной культуры, и тем более - мировоззренческих убеждений, этических ценностей, социальных и культурных, в том числе религиозных, норм. Нельзя с точностью сказать, какая культура, религия, эти ческая система, социально-политическая доктрина истиннее, лучше, оптимальнее других.

Поэтому нельзя соглашаться с теми адептами мировоз зренческих концепций (воспользуемся образным выражени ем, вложенным мудрым Леонидом Леоновым в уста одного из персонажей его романа-наваждения «Пирамида»), кото рые «испытывают надменную спесь» и пребывают «в упор ном самооболыценье, будто оперируют они с абсолютной истиной». Не потому ли упомянутый персонаж, неутомимый правдоискатель Никанор Шамшин, излагая свое видение ми ровоззренческих проблем, предусмотрительно оговаривается, что «изложенные им сведения также нельзя считать ис черпывающими, ибо кому дано ухватить сущее в его окон чательном облике?»'.

Историческая ограниченность познания, относительность знаний, особенно связанных с убеждениями, с гуманитарны ми и общественными воззрениями, подчеркивают важность соблюдать терпимость к иным подобным взглядам, остава ясь при своих убеждениях и не уступая чужим воззрениям, но избегая насилия, столкновения, ибо принципиальность при отстаивании своих убеждений вовсе не тождественна право вой нетерпимости к инакомыслию. Признание права на раз личие - основа толерантности, в особенности признание прав

1 Крылов И. А. Басни. М., 2002. С. 225.

1 Леонов Леонид. Пирамида. М.: Голос, 1994. С. 165-166.

16

меньшинства, действующего, в свою очередь, в рамках закона и не нарушающего прав других людей.

Необходимость соблюдения членами разных соци альных общностей, у которых могут быть различные инте ресы, определенных правил поведения, основанных на ком промиссе, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной. Но практика свидетельствует о том, что толе рантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки, т. е. в силу существования разных интересов, воз зрений, традиций, предпочтений, амбиций... Их носители подчас догматически абсолютизируют свои представления, нарушая при этом признанные мировым сообществом пра вовые и нравственные нормы. На нашей планете нет такого общества, такой страны, где бы в полной мере осуществля лись толерантные принципы человеческого общежития. Сви детельства же об их попрании наблюдаются часто и повсе местно. Трудности воплощения в жизнь принципов толерант ности тем не менее не останавливали и не останавливают деятельности их убежденных поборников - как выдающих ся людей, глубоких мыслителей, обосновавших этику и прак тику ненасилия (вроде Ганди и Толстого, Швейцера и Кин га), так и современных авторитетных международных орга низаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Достаточно напомнить Декларацию принципов толерантности, принятую ЮНЕСКО в 1995 г ., решения Генеральной Ассамблеи ООН о провозглашении 2000 года Международным годом культуры мира, 2001 года - Годом диалога культур и цивилизаций под эгидой ООН, 2001-2010 годов - Международным десятиле тием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В этом ряду находится и принятая Правительством РФ фе деральная программа о формировании установок толерант ного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.).

18

1.3. Многообразие предпосылок утверждения толерантности

Проблема толерантности может быть рассмотрена с раз ных позиций: и как этико-философская норма, и как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологиче ских концепций, убеждений и верований, и как метод социально-политических решений и действий, и как важная черта вос питания подрастающего поколения, и как обязательное усло вие любого социального - светского или конфессионального - служения, и т. д. Все аспекты рассмотрения терпимости традиционно для российского общества злободневны. Здесь обычно проблемы возникают не оттого, что у разных политических и общественных деятелей есть свои концепции по вопросам со циального устройства, принципам хозяйствования, развития культуры, воспитания, образования, семьи, обустройства быта и т. д. (подобный плюрализм естествен и неизбежен), но в пер вую очередь оттого, что они, как правило, склонны считать «злом» и «бедой» то, что другие не разделяют их взгляды. Исто рически политическая и идеологическая тактика властей пре держащих при наличии разброса мнений, взаимоисключающих концепций, их соперничества сводилась по преимуществу к на сильственному принуждению, которое являлось не только су губо политическим, даже физическим, но и сочеталось с эконо мическим, идеологическим, психологическим подавлением.

В российском обществе не часто гневное и осуждающее отношение к другим мнениям уступает место признанию права на их существование. Политические оппоненты крайне редко соглашаются с посылом, что носители иных взглядов также являются гражданами нашей Отчизны, озабочен ными судьбой общей родины, хотя и предлагающими дру гие пути и средства ее развития.

Остро ощущается необходимость политической толерант ности в современной России, находящейся в периоде ради-

19

кальных трансформаций, разброда идейных ориентиров, в кризисном состоянии, преодолеть которое можно лишь при условии отказа разных движений и социальных групп от жесткой, противоречащей конституционным нормам кон фронтации, при установлении их сотрудничества в интересах утверждения достойных условий жизни, модернизации страны.

Распространение толерантных принципов, отказ от мо нополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу пред полагают наличие целого комплекса условий - объективных и субъективных. Здесь в той или иной мере оказывают свое воздействие многообразные факторы - исторические тради ции, ментальность различных слоев народа, политическая воля и особые интересы центральной и региональных элит, степень правовой и политической культуры граждан, нали чие соответствующего законодательства и эффективность деятельности правоохранительной системы, социально-эко номические условия, характер взаимоотношений между эт носами и религиозными общностями, их открытость другим культурам, отношение к социально уязвимым слоям, мигран там и другим маргинальным группам, позиция представителей интеллигенции, особенно работающих в средствах мас совой информации и т. д. Исключительное значение имеет школьное и вузовское воспитание, призванное формировать у молодых людей открытость к другим культурам, способ ность ценить свободу личности, уважать человеческое досто инство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

В любой стране имеются свои положительные и отрица тельные традиции в рассматриваемой сфере. В России, осо бенно среди властных структур, в довольно значительной степени проявляются традиции нетерпимости. Эти традиции, закрепленные в общественном сознании и психологии, на-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особый характер имеет консенсуальный правовой статус религиозных объединений в германии соглашения государством
45 населения
Соединенные штаты америки заинтересованы в глобализации
Подобному религиозному плюрализму марксизма философии
Мировой опыт государственно церковных отношений м

сайт копирайтеров Евгений