Пиши и продавай! |
Подобному религиозному плюрализму, изживанию про зелитизма могли бы способствовать, по мнению лидера мирового буддизма, встречи как теологов, ученых, посвящен ные выяснению тождества и различий религий мира, так и практиков различных религий, с тем, чтобы они могли по делиться своим духовным опытом, своими религиозными пе реживаниями. Интересно и его предложение организовать паломничество верующих по святым местам не только «сво их» религий, но также и других религий. Главная идея Да лай-Ламы заключается в том, что искренний верующий, име- 1 Наука и религия. 1994. № 8. С. 16. 45 ющий глубокий религиозный опыт, лучше поймет опыт при верженцев других религий, а если главное в этих религиях - проповедь любви, сострадания, доброты, то здесь не будет места для нетерпимости к другим религиям, для религиоз ного фундаментализма. Интересно, что лидер буддизма, трактуя свою религию как род гуманизма, находит в нем место и атеизму (как от рицанию личностного Творца). Важно, чтобы человек, ко торый не является последователем какой-то конкретной ре лигии, черпал из разных религий их суть - сострадание, доб роту 1 . Сходные в той или иной степени высказывания можно встретить и у отечественных духовных деятелей различ ных направлений. В целом их позиции свидетельствуют о том, что все религии, и, прежде всего наиболее массовые тра диционные российские конфессии, обладают солидным по зитивным социальным и нравственным потенциалом, спо собным содействовать преодолению негативных обществен ных явлений, распространению гуманистических толерант ных идей. * * * Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодежи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей раз ных мировоззрений и политических предпочтений к устра нению предубежденности друг против друга на основе тер пимости и конструктивного сотрудничества во имя всеоб щего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотврати мость наказания их вдохновителей и участников. Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерант ности и одновременно активного неприятия проявлений 1 См.: Наука и религия.1994. № 8. С. 17. Объективному и всестороннему анализу действительности способствуют, среди прочего, взвешенные, толерантные взаимоотношения представителей неоднородных научных направлений. Дело в том, что в разных общественных, тем более философских исследованиях одни и те же социальные процессы получают разную, порой противоположную ин терпретацию. Поэтому важно при столкновении мнений, отстаивая свои воззрения, в то же время непредвзято относиться к иным взглядам, а при необходимости критически пересматривать свои позиции, если выявляется их несоот ветствие историческим реалиям, как и уметь признавать на личие рациональных идей у оппонентов. Отказ от огульного и зряшного отрицания позитивных достижений у приверженцев разных взглядов способствует развитию знаний и в конечном итоге более полному и глубокому объяснению действительности. 46 47 Именно подобные идеи содержательно раскрываются ниже путем анализа ряда методологических проблем взаимо отношений марксистской и немарксистской философии 20 в. В течение целой исторической эпохи марксистские иссле дования немарксистской философии 20 в. исходили из двух основных методологических постулатов: 1) налицо общий кризис капиталистического способа производства; 2) современная немарксистская философия - отражение этой истори ческой ситуации. В настоящее время, когда социалистиче ский строй в нашей и других европейских странах потерпел поражение в своем соревновании с преуспевающим (а отнюдь не умирающим) капитализмом, мы в основном освободились от догматических представлений о прошлом и настоящем, о сущности социалистического строя и его отношения к капитализму, и необходимость подвергнуть критическому анали зу отношение марксизма к немарксистской философии 20 в. представляется ныне весьма целесообразной. 2.1. Исторические реалии против догм В. И. Ленин еще в конце позапрошлого века подчеркивал, что с точки зрения основных идей марксизма интересы че ловечества выше интересов пролетариата, как и любого дру гого класса. То обстоятельство, что эта истина находилась в забвении на протяжении почти полуторавекового развития марксизма, едва ли можно объяснить тем, что, согласно Ленину, в разные эпохи на первый план выступали то одни, то другие стороны этого учения. Суть дела, скорее, в том, что марксизм всегда отождествлял интересы человечества с ин тересами пролетариата, который ныне в развитых капита листических странах составляет не более 15-20 % самодея тельного населения. Современная эпоха, которую, пользуясь терминологией экзистенциализма, можно назвать пограничной ситуацией, 48 Толерантность социологии 2 гуманизм |
|
|
|