Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^Martine Segalen, Mari et femme dans la societe paysanne, op. cit., p. 130-154.

339

ных постов, а также не выполняют политических, военных или религиозных обязанностей, способных принести наивысшее общественное признание. Только занятия, предуготованные мужчинам, приводят к славе и к признанию. Во времена античности, конечно, и некоторым женщинам расточали хвалы, при наличии у них исключительных достоинств, но в целом весь женский пол неизменно был предназначен для выполнения низко ценимых работ по домашнему хозяйству. В императорском Риме, где женщины отвоевали для себя большую независимость и пользовались самыми широкими правами, они были лишены политических прав и не имели доступа к высшим должностям; они оставались низшими существами, часто объектом презрения, и были не достойны того, чтобы о них сообщалось в серьезных исторических повествованиях. Этой чести достойны одни лишь политические события, да еще крупные военные действия - только они и могут претендовать на то, чтобы оставаться в памяти. Бессмертная слава, всеобщее признание, монополия на полноценную общественную жизнь - это все для мужчин. А вот назначенный в удел людям низшего сорта покров тьмы и забвения - это в самый раз для женщин. Согласно высказыванию, приписываемому Периклу*, «наилучшая из женщин - это та, о которой меньше всего говорят». И так будет на протяжении почти всей истории человечества. Когда мужчины высказываются относительно женщин, то обычно делают это ради того, чтобы заклеймить их пороки: от Аристофана** и до Сене-

*Перикл (ок. 490 - 429 до н.э.) - афинский стратег, известный как автор многих законов.

**Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н.э.) - древнегреческий поэт-комедиограф; в 411 году были поставлены две его комедии, посвященные женщинам: «Лисистрата», где эллинские женщины сговорились отказывать мужчинам в ласках до тех пор, пока они не закончат войну, и «Женщины на празднестве», где афинянки, обиженные на Еврипида за то, что он разоблачил все их пороки, организуют заговор с целью ему отомстить.

340

ки*, от Плотина** и до христианских проповедников преобладает традиция обличительных речей и сатир против женщины, выставляемой в них существом лживым и порочным, коварным и невежественным, завистливым и опасным. Женщина - это необходимое зло, втиснутое в рамки лишенных всякой привлекательности занятий; это низшее существо, систематически недооцениваемое или же презираемое мужчинами. Такой вырисовывается перед нами социальная модель «первой женщины».

*Сенека, Луций Анней Младший (4 г. до н.э.-65 г. н.э.)римский философ-стоик, воспитатель и доверенный советник Нерона, автор «Моральных писем», адресованных его другу Луцилию.

**Плотин (ок. 204/205-269/270) - греческий философ, основатель неоплатонизма и создатель теории о всепроникающем духе, с которым можно добиться экстатического единения только при условии сугубо аскетического и созерцательного образа жизни.

341

Вторая женщина, или Женщина, вызывающая восторги

Образ первой женщины восходит к очень давним историческим временам, но он просуществовал в известных слоях нашего общества до начала XIX века. Вместе с тем уже с периода зрелого Средневековья появилась и иная социальная модель поведения, когда мужчины не только не затягивали извечный заунывный перечень обвинений в адрес женщин, а, напротив, из кожи вон лезли, чтобы только восхвалить ее власть и значение. Начиная с XII века кодекс куртуазности дает развитие культу возлюбленной Дамы и ее совершенств; в XV и в XVI веках Красавицу всячески превозносят; с XVI по XVIII век множится число трактатов «защитников женщин», которые превозносят их заслуги и добродетели и выступают с панегириками в честь знаменитых женщин; с наступлением эпохи Просвещения приходят в восторг от благотворного воздействия женщин на нравы, на учтивость в обращении и на искусство правильной жизни; в XVIII и, особенно, в XIX веке наделяют святостью супругу-мать-воспитательницу. И сколь бы разными ни были эти установки, общим для них является то, что они превозносят женщину до небес, возвеличивают ее

342

природу, образ и роль. Возлюбленная становится для мужчины его госпожой и повелительницей. «Прекрасный пол» объявляется более близким к божественной природе, нежели мужчины; мать прославляется в исполненных лиризма излияниях. Даже если число нареканий и не уменьшается, женщина все равно оказывается осыпанной похвалами и знаками уважения. От Агриппы и до Мишле, от Новалиса* и до Бретона**, от Мюссе*** и до Арагона - женщина никогда не была столь почитаема, обожаема и идеализирована: женщина как небесное и божественное создание, как «цель для мужчины» (Новалис), как великолепная мать, как «будущее для мужчины» (Арагон), как муза-вдохновительница и как «высшее счастье для мужчины» (Бретон), воспевается так, словно она - луч света, который возвеличивает мужчину, освещает и согревает его лишенную живых красок вселенную. На смену традиционному и упорному принижению пришла сакрализация женственности.

*Новалис (наст. имя Фредерик фон Харденберг; 1772-1801)немецкий писатель и философ, представитель раннего романтизма. В его «Сказке о Гиацинте» герой отправляется на поиски «матери всех вещей», и когда он, наконец, поднимает покрывало богини, то находит под ним свою возлюбленную Розенблюхтен; отношения между Гиацинтом и Розенблюхтен - это познание мира через любовь.

**Бретон, Андре (1896-1966)-французский писатель, «папа» сюрреалистов. По утверждению Жюльена Гракха, в его творчестве изначально присутствовала женщина-чаровница со всеми присущими ей атрибутами, «женщина, которая по природе своей - фея; та, кого Бретон недвусмысленно называл Вивианой или Мелюзиной» (Julien Gracq, Spectre du «Poisson soluble», in Andre Breton, Oeuvres completes, Paris, Gallimard, 1988, t. I, p. 913).

***Мюссе, Альфред (1810-1857)- французский писатель и поэтромантик; в своем стихотворении «Женщинам» (1839) он писал:

Да, женщины, тут нет ошибки; Дана вам роковая власть: Довольно с нас одной улыбки, Чтоб вознестись или упасть. Пер. Э. Л. Фельдмана.

343

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Различия в общественном положении двух гендеров стали меньше профессиональная деятельность женщин
Уводящими от действительности романами
Надобно иметь в виду их взаимоотношения с мужчинами
Женщина
Сокращение вложения мужчинами своей энергии в стратегии соблазнения женщин по времени совпадает с мужчины мужчинами

сайт копирайтеров Евгений