Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

290

монарх всегда стремится стать неограниченным; конституционный порядок - деспотическим. Опыт Франции, примеры Наполеона I, Людовика XVI, Карла X, Луи Филиппа и особенно Луи Бонапарта достаточные доказательства сказанному. Поэтому мы всеми мерами и силами должны бороться за демократическую республику и с этой целью проводить ее сторонников в Учредительное собрание. Помимо формы правления последнему придется решить и ряд других не менее важных вопросов: вопросы об однопалатной или двупалатной системе представительства, о способе выборов в парламент, об организации установлений верховного и подчиненного управления, о централизованном или федеративном устройстве России, о правах и вольностях граждан, вопросы земельный, рабочий и т.д. Из сказанного видно, насколько важными и решающими для судьбы России будут постановления Учредительного Собрания и насколько глубоко и серьезно затронут они интересы всех граждан нашего отечества. Отсюда понятно, как сильно заинтересован каждый из нас в том, чтобы состав членов Учредительного Собрания состоял из лиц, преданных трудовому народу, знающих его нужды, хотящих и умеющих защищать его интересы. Иными словами, подготовка к выборам в Учредительное Собрание есть теперь главная очередная задача каждого, кому не безразличны интересы родины и трудового народа.

Таков четвертый пункт программы правительства. Как видим, против него, как и против предыдущих пунктов, нам возражать нечего. Ничего нельзя сказать и против способа голосования, против прямой, равной, тайной и всеобщей подачи голосов. Не касаясь деталей, эта формула самая демократическая, та, которую выставляли всегда крайние партии, та, которая до сих пор еще не осуществлена в таких передовых странах, как Англия. Нам остается подписаться под ней всецело и призвать народ к осуществлению им своего права, в полном объеме предоставленного ему этой формулой.

Таковы основные пункты политической программы правительства. Не останавливаясь на других, также весьма важных, каковы: 5) "замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления", 6) "выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования" и 7) "неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении", - я в двух-трех словах остановлюсь на пункте восьмом правительственной декларации.

Он гласит: "При сохранении строгой воинской дисциплины в строю и при несении военной службы правительство признает необходимым устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам".

Этот пункт заслуживает большого внимания. Он означает начало раскрепощения личности солдата и предоставления ему всей полноты прав гражданина, поскольку она не вредит исполнению специально воинских обязанностей. Граждане России до сих пор были подавлены и ограничены в правах старым порядком. Но, быть может, это закрепощение личности нигде не принимало столь резких форм, как в условиях жизни солдата. Последние поистине были рабами среди рабов. Вот почему этот пункт,

291

кладущий начало раскрепощению личности солдата-гражданина, нельзя не приветствовать. Нельзя также и не гордиться им, так как и в этом отношении мы опережаем другие демократии Европы, где в данный момент права солдата более ограничены, чем у нас, при осуществлении этого положения.

Всецело приветствуя это раскрепощение солдата, мы не можем, однако, не указать, что оно имеет и, особенно в данный момент, должно иметь известные границы. Эти границы диктуются самими условиями и задачами военной службы.

Чтобы войско являлось силой и могло успешно защищать страну, первым и основным условием для этой цели является существование полной дисциплины. Без последней войско - бессильное стадо. Армия без дисциплины - хаотическая масса, неспособная защищаться, неспособная быть силой, и, вдобавок, масса чрезвычайно опасная, легко подверженная всяким внушениям и беспорядочным действиям. Эту сторону дела никак нельзя забывать при решении этого вопроса. В силу этого, можно требовать полного раскрепощения солдат, но в пределах, допускаемых задачами военной службы и военной дисциплины. Ни больше, ни меньше. Вот почему мы не можем присоединиться к тем крикливым требованиям некоторых демагогов и близоруких фанатиков, которые забывают эту сторону дела и требуют полного уравнения солдат в пользовании гражданскими свободами. Вот почему мы не можем с грустью не указывать на некоторые ошибки, вроде "Приказа № I", допущенные советом рабочих и солдатских депутатов, ошибки, внесшие большую дезорганизацию в армию, наделавшие немало бед, стоившие жизни ряду солдат и офицеров. В минуты, когда я пишу эти строки, последствия этих ошибок еще налицо, и дай бог, чтобы они исчезли скорее2*.

"Полнота прав вне строя и абсолютная дисциплина в строю!" — таков наш лозунг. По этому пути за некоторыми исключениями пока и идет правительство в осуществлении этого пункта, и нам остается пожелать, чтобы и в дальнейшем оно шло, не сходя с этой дороги.

Таковы основные пункты программы временного правительства. Как видим, она достаточно широка и дает вполне достаточный простор для культурно-политического творчества граждан свободной России. В своем целом программа ставит нашу родину на один уровень с самыми развитыми демократиями Европы. Мало того, в некотором отношении, в частности в вопросах правового положения солдата, она опережает европейские государства. Опережает их она и в ином отношении. В той же декларации правительство заявляет, что оно "считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления по осуществлению вышеизложенных реформ и мероприятий". Это заявление подтвержденное не раз и позже и фактически осуществляемое правительством, чрезвычайно важно. Оно означает, что указанные права и свободы не будут ограничены и в данное военное время. Это-то обстоятельство и ставит нас в положение, более передовое по сравнению с Западом. Там указанные свободы уже давно нашли свое осуществление. Но в данное время, в силу требований войны, они были значительно ограничены. Декрет 1914 г. в

292

Англии, видоизмененный биллем 1915 г., существенно ограничил права и вольности английского народа. То же нужно сказать и о декрете от 2 августа 1914 г. во Франции, введшем осадное положение во всей стране и предоставившем большие полномочия правительству. Мы же, согласно приведенному заявлению правительства, не получаем никаких ограничений в пользовании этими правами и в данное военное время. В силу этого, мы не только становимся на один уровень с демократиями Запада, но и существенно опережаем их.

Все сказанное выше и приводит нас к выводу, что программа временного правительства вполне удовлетворяет требованиям момента. Она дает достаточный простор для органического строительства новой жизни. В силу этого и само правительство заслуживает полной поддержки в осуществлении начертанной программы.

Таков наш ответ на поставленный выше вопрос.

Само собой разумеется, однако, что эту поддержку оно заслуживает лишь в том случае, если прямо и искренно будет идти объявленной декларацией дорогой. Если же оно будет уклоняться от исполнения своих обещаний, если в объявленные формулы будет вводить ограничения и кривотолкования, естественно, должно измениться и наше отношение к нему. В этом случае, быть может, тактику активной поддержки правительства придется заменить тактикой активной борьбы с ним.

Пока этого отклонения нет. Пока правительство последовательно и честно выполняет свои обещания. В силу этого оно заслуживает полной поддержки русского общества, поддержки, диктуемой спасением родины и закрепощением добытых революцией свобод.

В этих случаях должно помнить слова Герцена: Мы идем с теми, кто освобождает народы, и до тех пор, пока освобождает.

"La metaphysique, en consacrant cet esprit absolu de nationalite exclusive, tend directement a entraver la developpement de la reorganisation sociale et a faire retrograder la politique moderne au dessous de celle du moyen age"...

Aug. Comte. Cours de philos, positive, IV. 46-eme lecon'*.

В ряду вопросов, горячо и страстно обсуждаемых теперь, чуть ли не первое место принадлежит национальному вопросу и проблемам, связанным с ним. Такой факт не удивителен, но удивительно то, что спорящие нередко едва ли и сами знают, из-за чего они ломают копья... Поставьте большинству из них ясно и категорически вопрос: " Что такое

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Полезноquot
- мечтание за тачкой
Начинает развиваться идеология коммунизма
В жизни общества тот
Особенно при исполнении профессиональных обязанностей quot

сайт копирайтеров Евгений