Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Рабочие имеют право устраивать стачки, не подвергаясь за это никаким наказаниям.

Но, как я уже заметил, эта свобода не означает вовсе полной безответственности. Из нее вовсе не следует, что каждый перестает быть ответственным перед судом и может делать все, что угодно. Нет. Я имею

287

право составлять союз и собирать митинг без чьего бы то ни было разрешения. Но если на этом митинге я буду ругаться отборной похабной руганью или призывать граждан к убийству и поджогу или клеветать на кого бы то ни было, - я отвечаю перед судом за свои действия, ибо они становятся поступками, воспрещенными уголовным законом. Но отвечаю не за то, что созвал собрание или участвовал в нем, а за то, что совершил в этих условиях ряд уголовных преступлений.

Точно так же из свободы союзов вовсе не следует, что безответственны перед судом все те, кто составили бы, напр., союз для взламывания чужих помещений или убийства всех женщин. Такого рода союз представляет шайку преступников, совокупными силами совершающих ряд преступлений, предусмотренных уголовными законами, и, понятно, каждый из них ответственен за свои действия перед судом на основании закона.

То же нужно сказать и· о всех остальных свободах. Признание их означает право граждан пользоваться ими, но не означает полной безответственности. Если при осуществлении этих свобод отдельные лица совершают предусмотренные законами преступления, они, естественно, отвечают за них перед судом. Если же таких преступлений нет, нет и никакой ответственности. Каждый волен в этих пределах говорить, печатать, собираться, составлять союзы и устраивать стачки без всякого разрешения и наказания.

Такова основная сущность этих свобод и их общие границы. В зависимости от ряда условий из этих общих правил обычно делаются некоторые исключения, имеющиеся в законодательстве всех стран Европы, но мы пока их не будем касаться здесь. Им место в специальных статьях, а не в этом общем очерке политической программы правительства.

Возвещенная последним программа свобод в своем целом достаточно широка. Но она пока является общий декларацией. Остается подождать, какое содержание будет дано этим декларативным формулам. До сих пор мы не видим никаких попыток со стороны правительства сузить эти общие положения. Будем надеяться, что этих ограничений не окажется и в самих декретах, определяющих содержание этих свобод.

Третий пункт декларации правительства гласит: "Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений". Формула краткая, но чрезвычайно важная. В старой, несвободной России не было равенства прав ее граждан. Прежде всего, существовало сословное неравенство в виде сословий дворян, граждан, мещан и крестьян. Права и обязанности их были далеко не одинаковы. После 1905 г. эта пропасть между сословиями была частично уменьшена, но далеко не засыпана. Правами трудовой народ в лице крестьянства был обделен во всех отношениях. Дворяне же пользовались целым рядом привилегий и преимуществ. Отныне этого не должно быть. Подобно великой французской революции 1789 г., отменившей все сословные различия, отменяет их и великая русская революция. Отныне в России нет ни дворян, ни граждан в старом смысле, ни крестьян, а есть равные в своих правах граждане свободной России. Сословия уничтожаются. Перегородка неравенства падает.

288

Наряду с сословным неравенством до сих пор существовало и вероисповедное неравенство. Хотя "основные законы" 1906 года и говорили: "Свобода веры присвояется не токмо христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят бога всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцов своих" (ст. 67), но те же "основные законы" признавали различие первенствующей и господствующей веры, каковой была "христианская православная, кафолическая, восточного исповедания" вера, и других религий, из которых одни были только терпимы, а другие преследовались самым жестоким образом. Достаточно для примера указать на уголовные законы, где это различие выступает ясно. Это неравенство вероисповедное выступало и в тысяче других форм: не все религии могли иметь открытые места для богослужения, устраивать религиозные процессии, иметь открыто своих наставников, собираться для религиозных молитв и т.д. Лица же, принадлежащие к так называемым "изуверным сектам", открыто преследовались. В то время, как пропаганда христианской веры, особенно православной, всячески поощрялась, как поощрялось и совращение из другой веры в православную, обратный переход и пропаганды и совращение из православной религии в другие считались уголовным преступлением и весьма жестоко карались (см. угол. улож. 1903 г., ст. 73-98).

Нужно ли говорить, что такой порядок был недопустимым. Религия и вера есть дело совести, дело глубокого внутреннего убеждения. В этих вопросах более, чем где-нибудь, неуместно всякое принуждение, всякое вмешательство силы и государства. Нельзя заставить веровать из-под палки. Такое принуждение и неравенство оскорбляло одинаково и православную, и неправославные религии: последние тем, что вызывало у последователей неправославного исповедания чувство возмущения и ненависти к православной вере, в которую их старались обратить принудительно; православную же веру такое вмешательство унижало, загрязняло ее внутреннюю чистоту, превращало ее из божеского дела совести в какую-то принудительно навязываемую силой религию.

Эта свобода совести теперь признана всюду. Декларация правительства· вводит ее и у нас. Министр юстиции уже распорядился в срочном порядке изготовить законопроект ("Бирж. Вед." от 11 марта). Отныне свобода веры и совести введена в России; отныне действительно "все народы, в России пребывающие, могут славить Бога всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцов своих".

Кроме этих видов неравенства Россия знала до сих пор и национальное неравенство. Права великорусской и других национальностей были далеко не равны в самых различных отношениях. Не говоря уже об "инородцах" и евреях, даже такие национальности, как поляки, украинцы, латыши, белоруссы и т.д., обделены были и в свободе преподавания на родном языке в школах, и в свободе употребления родного языка в суде и в других правительственных учреждениях, и в свободе печатания книг и газет на своем языке, и в ряде публичных прав гражданина. Такое положение делало Россию матерью для одних народов и мачехой для других, вызывало чувство неприязни к ней со стороны обделенных на-

289

циональностей, стремление отколоться от нее, и сеяло вражду между отдельными народностями единого отечества.

Теперь этого нет. Все национальные ограничения отменены. Теперь все мы - равные дети одной великой родины; все народы ее братья друг другу. Создается великий и прекрасный союз свободных народностей, которые дружно и сплоченно, как равные равным, подают друг другу руки, чтобы совместными силами трудиться над одной задачей- созданием великого храма свободы, счастья и добра. Да будет так!

Четвертый пункт декларации гласит: "Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного Собрания, которое установит форму правления и конституцию страны".

Еще недавно казавшееся несбыточным совершилось. Старые основы пали. Старая власть ушла. Образовалось новое временное правительство. Приходится установлять новый порядок политического устройства на новых началах. Кто же может решить этот вопрос. Никто, кроме самого народа. Воля его свергла старую власть, воля же народа должна установить и новые формы правления и устройства России. Ни временное правительство, ни советы рабочих и солдатских депутатов не могут этого сделать. Они не являются выразителями воли всего народа. Состав их случайный. Задачи их — чисто временные. Временное правительство взяло в свои руки управление страной лишь на время, пока не соберется Учредительное Собрание как полновластный выразитель воли всего народа.

Только Учредительное Собрание может и должно считаться таким полновластным установителем как формы правления, так и всего политического устройства России. Под Учредительным Собранием нужно разуметь собрание народных представителей, избранных на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования всем народом, для установления основных начал или законов социально-политического устройства государства. До его созыва управляет государством Временное Правительство. Со времени же открытия Учредительного Собрания вся полнота власти сосредоточивается на нем. Оно становится полноправным вершителем судеб государства и установителем основных начал организации последнего.

Первый вопрос, который придется решать ему, это вопрос о форме правления нашей родины.

Будет ли у нас монархия неограниченная или ограниченная в виде конституционной или парламентарной, или же будет республика - решение будет зависеть исключительно от Учредительного Собрания. С нашей точки зрения, самой совершенной формой правления является, конечно, республика как выражение прямого народоправства. Место наследственного монарха должен занять избираемый на срок президент. Преимущества республики сравнительно со всеми видами монархии многочисленны и разнообразны.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Области америки с крайними температурами населены слабо
Определения вытекают следующие характерные черты такого общества
Под влиянием этой потребности превращается в аппарат
- сколько ржи посеял на надельной земле мужик
Запечатлеть в уме человека идею добра

сайт копирайтеров Евгений