Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

их членов образуют действительно рабочие, беднота и необеспеченные лица25.

То же явление мы видим во всех странах и в наши годы: армия коммунистов и социалистов и теперь рекрутируется из бедных слоев пролетариата, из голодных солдат, безземельных батраков, неустроившихся интеллигентов, из босяков и т.д.

И обратно, и в прошлом, и теперь идеологии и партии анти-эгалитарные, анти-социалистические, анти-коммунистические, анти-коллективистические имели успех, легко прививались и вербовали себе сторонников среди групп богатых, сытых, "жирных", обеспеченных и привилегированных.

Так было в прошлом, так обстоит и теперь. "Сходные причины вызывают сходные следствия"26.

На протяжении всей истории мы видим эту связь между степенью обеспеченности, а в частности - обеспеченности в пище, ее количеством и качеством, и подверженностью заразе коммунистической или антикоммунистической идеологии.

Правда, и среди последователей коммунизма мы находим определенный % богачей и людей сытых (особенно среди лидеров таких течений), и обратно, среди сторонников антикоммунизма и т.д. мы видим нередко бедноту. Но, во-первых, они тут и там всегда составляли меньшинство; исключение, а не правило; во-вторых, я не утверждаю, что принятие той или иной идеологии определяется только одним фактором питания и ничем больше. Даже голодание ведет к этому результату, как указано выше, не всегда, а только при наличии в агрегате имущественной дифференциации или "скопов" пищи и богатств, "притягивающих" голодных человеческих инфузорий. Без их присутствия — нечему притягивать, нечего делить, нечем поживиться, а следовательно, нет почвы и для успеха коммунистических теорий и лозунгов среди голодных. Но принятие коммунистической и сродных идеологий может быть вызвано и другими, кроме голода,детерминаторами. Мы знаем, что ряд "интеллигентов", богачей и "буржуев" числились и числятся в рядах коммунистов и социалистов; видим и обратное - бедняка в роли резкого антикоммуниста и антисоциалиста.

Проверка 2-й теоремы

Историческая проверка подтверждает в основном и вторую теорему. Возьмем ли мы обширные агрегаты или агрегаты небольшие, - в общем и целом рост успеха коммунистической и сродных идеологий происходит именно или в моменты обнищания масс, или в моменты усиления имущественной дифференциации, или в моменты совпадения обоих процессов, т.е. в моменты роста дефицитного и сравнительного голодания.

Сделаем беглую прогулку по истории.

В древней Греции коммунистическая, уравнительно-передельная идео-

25 См. краткие данные и литературу: Сорокин: Система социологии, Т. II. 205-211.

26 См. об этом подробнее мою Систему социологии, Т. II, §§ о группировках: имущественных, профессиональных, партийных; учение о кумулятивных группах и о социальном классе.

376

логия появляется в VII-VI вв. и распространяется особенно быстро с V и IV вв., т.е. со времени пролетаризации крестьянства, появления бедноты в городах и селах, концентрации богатств в руках небольшой группы. С конца V и начала IV в. "давно уже заметная тенденция имущественного неравенства теперь стала проявляться сильнее. И в то время, как Спарта IV в. слыла богатейшим городом Эллады, в ней быстро прогрессировало обеднение широких народных слоев... бесправная и безземельная масса сосуществовала с незначительным количеством тех, в руках которых все больше и больше концентрировалась земельная собственность". Процесс продолжается в IV и III вв., "неудержимо исчезает среднее сословие и наряду с возрастающим значением денег проявляется изнанка этого явления - пауперизм". Посему "в обществе, приведенном в расстройство крайностями маммонизма и пауперизма, проявление коммунистических тенденций настолько естественно, что нужно было бы удивляться, если бы в тогдашней Спарте отсутствовал этот лозунг социального недовольства". "Раз грубая и одичавшая масса не могла достигнуть удовлетворения своих притязаний на почве существующего строя, это психологическое изменение породило коммунистические вожделения. С жаждой как можно большей наживы соединилось стремление к разделу и уравнению". Целью становится: "социальный переворот, экспроприация богачей и диктатура пролетариата или, как выражались греки, "господство кулаков". "Имущественное неравенство становится побудительным мотивом, вызывающим беспрестанно возобновляющиеся революции, переворот в имущественных отношениях в смысле радикального уравнения становится все чаще и чаще раздающимся боевым кличем партии кулаков".

И мы видим, как с VI-V вв. начинает развиваться идеология коммунизма, выражающаяся в идеализации древней коммунистической Спарты, в ее стилизации (учения Исократа, Эфора и т.д.), в идеализации естественного состояния, появляются коммунистические теории и идеологии, чем далее, тем более растут (Платон и др.), волна этих учений захлестывает воззрения, разливается в IV—?? вв. широким потоком и в форме упрощенных лозунгов переходит в революционное действие. Словом, ухудшение социального питания масс и рост имущественной дифференциации идут рука об руку с ростом успеха коммунистических идеологий27. В итоге эта идеология (и соответствующие рефлексы) вошла в плоть и кровь греков, стала привычной нормой.

"Дележ стал прямо-таки постоянным учреждением в образцовом демократическом государстве - в Афинах. С половины IV в. там существовала особая касса для раздела остатков государственных доходов между гражданами в виде денежных раздач и подарков. На многих праздниках демос пиршествовал и распределял между собой по жребию остатки жертвы на общественный счет. Алчность доходила до того, что державный народ непосредственно распределял между отдельными лицами конфискованное им на суде имущество гражданина", и т.д. 28

27 См.: Пельман: Ист. ант. ком., 51-53 и ел., 71 и ел., 371-376. 388 и ел., 451^58 и passim.

28 Пельман: Ib., 423-424,432,24 и ел. и др.

377

Сходное явление мы видим и в Риме. И здесь появление и рост этих идеологий начинается с момента обезземеления крестьянства, "возникновения многочисленного сельского пролетариата" и переселения его в Рим - "в местопребывание политической и финансовой аристократии, в руках которой стекались богатства мира, где наглядно бросалось в глаза чудовищное преобладание капитализма в экономической жизни". К концу периода республики оба эти процесса резко выявились. Не замедлила обнаружиться и их функция - быстрый рост коммунистической и сродных идеологий, развитие успеха лозунгов вроде: передела земли, кассировансть долгов, имущественного поравнения (aequatio bonorum и aequatio pecuniae, o котором говорит Цицерон), экспроприации богачей и т.д., перешедших, как и везде, в действие и выразившихся в революционных движениях Гракхов, Л. Друза, Цинны, Спартака, Долабеллы, Руфа, Катилины и др. "Решающее значение с этого времени имеет борьба за собственность". В грандиозном социальном движении в эту эпоху не было недостатка в элементах, увлекавшихся самыми крайними социалистическими и разрушительными идеями"29. Этот рост идеологии коммунизма шел рядом с практическим осуществлением принудительного коммунизма, рассмотренным в ст. "Влияние голода на общ. организацию". (Экономист, № 2).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Слушание бетховена Чем мне следует здесь руководствоваться если бы все эти удовольствия были бы однородными
Общественную жизньв таких случаях инстинкт самосохранения может quot
Области америки с крайними температурами населены слабо
Профессия проститутки - подавления естественной репульсии спариваться с первым встречным
Сорокина quot

сайт копирайтеров Евгений