Пиши и продавай! |
'Публичная лекция, читанная в г. Устюге. Чтобы понять творчество какого-нибудь художника, надо изучить "дух" его эпохи, ту атмосферу, в которой он жил и живет; раз изучена эпоха понят и художник, - таково старое правило изучения художественных произведений и, несмотря на его истасканность, оно не перестало быть истиной... Попытаемся с этой точки зрения подойти к современному художест- 215 венному творчеству, и в частности к творчеству отдельных современных художников (Гамсун и Верхарн). Какова наша эпоха? Что в ней наиболее характерно? - вот вопросы, на которые нам прежде всего следует ответить... Если с этой точки зрения подойти к нашей эпохе, то самое характерное в ней — это полный развал мысли, кризис, связанный с тем, что мы "сожгли все то, чему поклонялись", но не создали пока ничего, чему могли бы поклоняться. Наша эпоха есть, буквально, эпоха "переоценки всех ценностей". Возьмите любую область знания, и везде вы увидите это явление. Истины математики объявляются условными и относительными (Пуанкаре, Мах и др.). Атомы и материя, казалось, навеки утвердившиеся в физике и химии, - исчезли и изгнаны... Энергетизм на всех позициях побеждает механический материализм, но и сам, в свою очередь, распыляется на сотни разветвлений и теряется в песках туманных гипотез и теорий. В биологии, вместо доминировавшей теории Дарвина и механистического воззрения, выступили неоламаркисты, мутаыионисты (г. Де-Фриз) и ряд других течений. Дарвинизм и механизм падают, неовитализм и неоламаркизм побеждают. Но возникают новые течения (хотя бы бергсоновщина2) и в свою очередь наносят удары "победителям". Раз так дело обстоит в "точных" науках, то нужно ли говорить о распылении гуманитарных наук. Здесь разброд мысли еще яснее и рельефнее. Возьмите хотя (бы) этику. В доброе старое время имелись немногочисленные, но зато достоверные своим адептам системы морали. Теперь появляется социализм в морали и зачеркивает все, "системы и теории морали" - будет ли это мораль "императива" (Кант) или "утилитаризм" английской школы. С другой стороны, раздается голос пророка — объявляющего злом добро и добром наше зло (Ницше). Но и здесь только разрушено старое, но новое, общепризнанное, еще не создано. Социологизм в морали (Де-Роберти, Л. Брюль и др.), психологизм (Вундт, Петражицкий), эклектизм (Фулье) и ряд других направлений грызутся и борются. Победителя пока нет. Нужно ли приводить другие примеры. Каждый наберет их сколько угодно, и везде он увидит это же распыление, распадение мысли. Нет течений - есть ученые. Нет философии - есть философы. Сколько философов - столько и философий, - такова формула современного состояния науки. Поэтому вполне понятна и философия релятивизма — относительности, быстро расцветшая в наши дни. "Истина относительна". "Нет абсолютной истины, а есть тысячи относительных истин", - таков модный лозунг старого Протагора, оживший в наши дни (Петцольд, Мах и др.). Но и это течение само себя подрывает, ибо выдает свою формулу за абсолютную, следовательно, само себе противоречит... И как бы венцом всего этого является прагматизм, быстро расцветший теперь. Прагматизм поставил точку над целой эпохой, объявивши: "нет 2Cм. 'Творческую эволюцию". 216 Истины (с большой буквы), а есть много истин". "Истинно все, что полезно". "Ученый - это лжец, полезный для общества, а лжец - это ученый, полезный для одного человека". Дальше идти некуда по этому пути. Все поколеблено, все сорвано критической мыслью. Почва у нас шла из-под ног, и мы вертимся в каком-то хаосе мнений... Мчатся тучи, вьются тучи... Невидимкою луна Освещает снег летучий... Мутно небо, ночь мутна... Все устройство общества вплоть до психики его членов происпособлено к войне |
|
|
|