Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наконец, нас интересует совместимость систем высших ценностей, а не их сходство, слитность или тождество. Системы высших ценностей могут быть различны, но это не означает несовместимости. В современном обществе граждане принадлежат к разным религиям, имеют разные вкусы и разные политические идеи, однако это разнообразие еще не ведет к гражданской войне.

Эти положения подтверждаются, положительно и отрицательно, повторяющимся единообразием исторического процесса, что существеннее подбора отдельных фактов. Начнем с отрицательных доказательств, т.е. с единообразия, с каким войны возникают или увеличиваются, когда ослабевает единство и усвоение высших ценностей и их совместимость3. Если ослабление происходит среди частей или членов данного общества, результатом является гражданская война. Если ослабление усвоенности и гармонии касается систем ценностей различных обществ, результатом является международная война.

А. Первой группой доказательств может служить бесчисленный перечень войн, когда ранее изолированные общества с различными системами ценностей впервые вступали в прямые и постоянные сношения. Сношения реально обнаруживают несовместимость противоположных ценностей, и возникающее положение ведет к войне, что одинаково ясно наблюдается в деревне и в более недавние времена. Квинси Райт установил, что сравнительно изолированные народы имеют наименьший индекс войн (2.03), за ними идут народы средней степени общения (2.59), а высший индекс падает на народы, имеющие широкое и тесное культурное общение (2.91). Предыстория и антропология дают сотни примеров войн, возникающих при встрече двух ранее изолированных племен. Если их основные ценности были различны, этот контакт почти неизбежно

3 Фактические данные не могут быть приведены в настоящей статье, но интересующихся ими я отсылаю к моему труду Social and Cultural Dynamics (New Jork, 1937-1941), vol. Ill, chaps. 9-14; и Quincy Wright. A Study of War (Chicago, 1942), vol. I, II.

492

вызывал вооруженные действия. То же верно относительно исторических обществ. Значительная часть войн возникала в процессе переселения, распространения или колонизации, когда одно общество впервые встречалось с другим. Контакт почти неизбежно вызывал войну, даже когда общества и не ставили себе военных целей. Такова была история Египта, Вавилона, Китая и Персии, Греции и Рима, Европы и Америки. Возникавшие войны длились, пока одна сторона не уничтожалась или покорялась и ее ценности становились совместимыми с ценностями победившей стороны. Это одинаково относится и к Западу, и к Востоку.

Б. Это отчасти объясняет, почему быстрое распространение сношений и сообщений после XIII в. сопровождалось увеличением войн на нашей планете. Новые технические средства сообщения и передвижения ставили лицом к лицу постоянно возраставшее число племен, обществ, народов и империй. Несовместимость их ценностей, таким образом, систематически возрастала. Войны увеличивались в числе до тех пор, пока в XIX в. вполне изолированные группы почти исчезли. Они все были покорены силой и поделены между великими державами. Причина войн была не в факте встречи или распространения сношений. Контакт и сношения не являются причиной дифтерита: человек может общаться с больным и оставаться здоровым, пока не получит заразы. Причиной является инфекция, а контакт лишь облегчает ее. Так и в сношениях между обществами причиной войн бывала не встреча, а несовместимость.

В. Гражданские войны возникали от быстрого и коренного изменения высших ценностей в одной части данного общества, тогда как другая либо не принимала перемены, либо двигалась в противоположном направлении. Фактически все гражданские войны в прошлом происходили от резкого несоответствия высших ценностей у революционеров и контрреволюционеров. От гражданских войн Египта и Персии до недавних событий в России и Испании история подтвержает справедливость этого положения.

Г. Когда глубокое изменение в системе высших ценностей происходит только в одном или нескольких обществах, связанных между собой, не затрагивая одновременно остальных, эти остальные неизбежно втягиваются в состояние войны. Иллюстрацией может служить история религий. Религиозная революция Ахенатона в древнем Египте вызвала сначала гражданскую, а затем международную войну. Распространение буддизма в Индии, возникновение христианства и его дальнейшее развитие в Европе сопровождались бесчисленными войнами. История повторялась несчетное число раз с удивительным однообразием. Если перемена происходила в области политических или политико-экономических ценностей, конфликт принимал форму политической или политико-экономической революции. Когда перемены бывали достаточно радикальны, они сопровождались "революционными войнами" с нереволюционизированными соседями. Войны Кромвельской, Французской, Русской и Нацистской революций служат типичной иллюстрацией этого единообразия. В истории было немного политических или политико-экономических революций, которые не сопровождались бы войной.

493

Д. Увеличение войн связано с ускорением общественно-культурных перемен в данной группе взаимодействующих обществ. Это особенно верно в отношении Запада в течение последних пяти столетий. Не ускорение, конечно, является подлинной причиной. Если оно происходит планомерно и однообразно во всех обществах, совместимость высших ценностей не нарушается и нет причин для внутренних или внешних войн. Тому свидетельство быстрый рост перемен в Европе и Америке в течение второй половины XIX в. Опасность возникает тогда, когда не все общества меняются с одинаковой быстротой и прежняя совместимость ценностей между ними нарушается.

Е. Империи, состоящие из крайне несхожих и враждующих народов и культур, часто затевают внешние войны с целью предупредить развитие внутренних движений, угрожающих их единству. В таких случаях несовместимость сначала обнаруживается внутри, в форме беспорядков или гражданской войны, а затем может вызвать международную войну.

Ж. То же случается с обществом вполне стойким внутренне, но существенно отличным от других обществ. Их ценности несовместимы. Ультранациональное государство не уважает и не терпит обычаев соседа. Обычно в таких случаях всегда следует война.

В обоих случаях внутреннее разнообразие или слитность общества не являются причиной войн per se. В зависимости от обстоятельств результаты могут быть различны.

3. Кривая войн в истории Греции, Рима и европейских стран с VI века до Рождества Христова по наше время обнаруживает непрерывный рост войн в процентном отношении жертв к общему числу населения в периоды радикального изменения высших ценностей в человеческом обществе. Кривые, вычисленные мной и К. Райтом, совпадают во всех основных пунктах. Не входя здесь в подробности, мы может подвести итог европейским войнам в целом с ХП в. по 1925 г. Кривая начинает медленно подниматься в ХШ и XIV вв., быстрее в XV и XVI и достигает вершины в ХУЛ, затем она слегка опускается в XVni, еще больше в XIX, хотя и дает некоторый скачок на рубеже веков, но в XX в. она сразу вскакивает до пункта, не превзойденного за все XXV веков истории западной цивилизации.

Это вполне совпадает с высказанным выше положением. Период с конца ХП и по XVn в. был временем глубокого изменения европейской системы ценностей, идеократия сменялась чувственной эпохой, средневековая религиозная культура - светской. Ценности мельчали, становились относительными, теряли силу устойчивости. Несовместимость их - среди индивидуумов, групп и государств - возрастала, а с этим одновременно росло число международных и гражданских войн во всей Европе. Но с XVII в. усвоение новой общей системы ценностей (светской) способствовало понижению кривой на протяжении XVin и XIX в. Временный скачок на рубеже этих двух столетий был ликвидацией остатков феодальной и идеократической системы. В XIX веке светская культура и общественный порядок достигли зенита, индекс войн упал до минимума. Но с началом XX в. мы наблюдаем стремительную дезинтеграцию светской культуры. Все ее ценности мельчают и становятся относительными до такой степени, что

494

ни одна уже не имеет общего признания. Брак, частная собственность, Бог - эти ценности колеблются, оспариваются, обращаются в прах. Общественная анархия достигает крайнего выражения. Нет ни одной ценности, которая связывала бы одинаково гитлеровцев и антигитлеровцев, коммунистов и капиталистов, бедных и богатых, верующих и безбожников. В результате ценности теряют сдерживающую силу. Возрастает число людей, движимых похотью, эгоизмом, биологическими побуждениями. Сила и обман становятся главными нормами поведения.

Это несоответствие ценностей вместе с огромным развитием личных, групповых и международных сношений привело к небывалому взрыву гражданских и внешних войн. Мы живем в самом кровавом веке за XXV веков человеческой истории.

И. Всякий раз, когда в данном обществе нравственно-юридическая разность и противоречия возрастают, количество и строгость карательных мер одной части общества по отношению к другой тоже возрастает; при прочих равных условиях, чем больше несоответствие ценностей, тем резче этот рост.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Влиянии на их повеение инстинкта группового самосохранения
Последние в известной мере будут функциями профессии
Бессознательноеупомянем про деление форм взаимодействия сточки зрения их сознательности

Сердцу закон непреложный радость - страданье - одно

сайт копирайтеров Евгений