Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

24

зованные. Здесь нет ни порядка, ни точного разграничения прав и обязанностей, ни устойчивости и шаблонности во взаимоотношениях индивидов. Здесь все случайно. Пример таких групп дает случайно собравшаяся толпа. В толпе нет ни порядка, ни организации. Здесь все шумят и "галдят". Порядок "галдящих" никем не определен. Нет ни очереди в выступлениях ораторов, ни наказа, ни председателя. Настроение толпы неустойчиво и случайно. Она легко подвержена панике. В ней постоянно скандалы. Она часто становится буйной и доходит до преступлений (разгром рынков, погром интеллигенции, убийство людей и т.п.). Неорганизованные группы похожи на бесскелетную массу, рыхлую, бесформенную, неустойчивую.

Сознательное и бессознательное

Упомянем про деление форм взаимодействия сточки зрения их сознательности. В этом отношении можно различать следующие четыре вида: 1) индивид А может действовать сознательно; В отвечает на его действия (реагирует) также сознательно. А сознательно дает В 10 руб. денег; В сознательно дает А за эти 10 руб. фунт мяса. 2) Обе взаимодействующие стороны действуют бессознательно. Л бессознательно зевает. В силу бессознательного подражания зевает и В. Спящая мать придавливает маленького ребенка. Ребенок бессознательно кричит. 3) А бессознательно совершает акт. В сознательно реагирует. Маленький ребенок плачет. Мать подходит и дает ему грудь. 4) А сознательно совершает акт; В бессознательно реагирует. Полицейский расталкивает и поднимает мертвецки пьяного человека, лежащего под забором. Тот бессознательно мычит и отбивается.
Примеры всех этих четырех форм взаимодействия даны в сотнях других форм и случаев.

Интеллектуальное, чувственное и волевое

Наконец, отметим еще один вид взаимодейст вия в зависимости от того, что служит "материей" обмена в процессе общения. Если возьмем такие собрания людей, как аудитория научной лекции, то здесь материей обмена служат главным образом идеи. Лектор и его слушатели находятся в процессе идейного общения; от лектора к слушателям идут волны идей. Дальнейшими примерами такого идейного взаимодействия служат: заседания научных обществ, лекции, идущие в стенах университетов, взаимодействие учителя и учеников, кружки самообразования
и т.д.
Назовем такие виды взаимодействия взаимодействием интеллектуальным (умственным), а соответствующие группы - интеллектуальными группами или обществами.
Теперь возьмем такие собрания людей, как публику, собравшуюся на бал, на концерт, на "танцульку", на цирковые представления, на пьяную оргию, на похороны. Здесь люди обмениваются друг с другом не идеями, а главным образом чувствами и эмоциями. Вальсирование или пляска в течение ряда часов, созерцание борьбы цирковых борцов, одурманивание в пьяной компании вином, шествие в похоронной процессии, слушание

25

симфонического концерта знаний не дают. Не идеями здесь обмениваются люди, и не идеи они возбуждают друг в друге, а чувства и эмоции. Чувства веселья, радости, "сильных и острых переживаний", печаль и горе - вот чем обмениваются в таких собраниях люди и вот что они здесь разжигают друг в друге.
Назовем такое взаимодействие чувственно-эмоциональным, а соответствующие группы - чувственно-эмоциональными группами. Теперь посмотрим на такие процессы взаимодействия, как взаимодействие командира, командующего "пли", и солдат, стреляющих по команде; как взаимодействие воспитателя, говорящего воспитаннику: "не смей делать тогото", "не плачь", "не тронь" или "сделай то-то"; взаимодействие комиссара, приказывающего крестьянину отдать хлеб, взаимодействие "барина" и "прислуги", где первый посылает вторую в лавку, приказывает "поставить самовар", "вычистить сапоги" и т.д. Здесь предметом обмена служат не идеи, не чувства, а волевые решения и приказы, требующие или предлагающие исполнения определенных велений. Командир, командуя солдатам "пли", "равняйся", "смирно", "поворот направо" и т.п., не стремится сообщить им знания, не разжигает в них определенные чувства, а сообщает им свою волю и требует ее исполнения. Это же самое применимо и к другим указанным случаям, как и к тысяче других. Назовем такое взаимодействие волевым, а соответствующие группы - волевыми группами.

Все социальные группы и все общественные явления распадаются на очерченные формы взаимодействия

Таковы основные формы взаимодействия и соответствующие социальные группы. На такие процессы общения и на такие мелкие - группы взаимодействующих людей распадается вся та человеческая среда, в которой мы живем и существуем и которая покрывает все население земного шара.
Если охватим умственным взором весь человеческий мир, то он покажется нам похожим на огромное человеческое море. Это море составляется из отдельных волн. Такими отдельными волнами являются отдельные процессы взаимодействия и образуемые ими социальные группы.
Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, или класс, или государство, или религиозная секта, или партия, — все это представляет или взаимодействие двух, или одного со многими, или многих людей со многими. Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых. Какое бы общественное явление мы ни взяли, оно в конечном счете разложится на эти элементы. Явления войны, классовой борьбы, борьбы государств,

26

национальностей, религии, экономическая конкуренция, состязание двух противников представляют различные формы антагонистического взаимодействия. Все явления взаимопомощи людей друг другу, кооперация в деле обучения и воспитания, достижения совокупными силами общей цели в научной, религиозной, в художественной и экономической области, создание общими силами всевозможных предметов и явлений, начиная с таких маленьких дел, как совместное перенесение бревна, и кончая такими делами, как постройка громадной железной дороги, прорытие Панамского канала или многоверстного туннеля, как создание всемирных кооперативных союзов, "Интернационала", "Лиги Народов", - все это различные формы солидарного взаимодействия. Весь обширный океан мировой истории человечества составляется из отдельных ручьев и речек, каковыми являются отдельные длительные и мгновенные процессы взаимодействия. Одни из них, а именно организованные потоки взаимодействия, имеют определенные очертания берегов, определенное русло, другие — неорганизованные процессы или группы, подобны бесформенной болотной воде, не имеющей определенного русла, ясных береговых очертаний и точно выраженного течения. Одни исторические события - результат сознательного взаимодействия людей. Таковы научные открытия и изобретения, таковы все сознательно обдуманные движения и организации. Другие события - плод бессознательных аппетитов людей. Таковы стихийные восстания, массовые погромы, бессознательные подражания (явления моды, психических эпидемий, распространения нелепых верований, абсурдных учений) и т.д.
Словом, весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия.
Вот почему важно было познакомиться с ними. Как море составляется из отдельных ручьев, рек и потоков, так и океан общественной жиззни человечества составляется из таких отдельных процессов взаимодействия. Как море вечно, хотя отдельные его волны рождаются и исчезают, так вечен и весь мир общественной жизни человечества, хотя отдельные процессы взаимоотношений рождаются и умирают.

§ 4. ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО

Из сказанного выше само собой вытекает, что группа взаимодействующих людей представляет особого рода коллективное целое или коллективное единство. Люди, взаимодействующие друг с другом, как бы связаны общей веревкой. Чем теснее взаимодействие, т.е. чем сильнее они влияют друг на друга, тем эта веревка короче. Подобно тому, как люди, связанные друг с другом веревкой, при своем движении "дергают" друг друга, двигаясь приводят в движение и других, так и люди, связанные друг с другом процессом взаимодействия, "дергают" всех взаимодействующих с ними лиц. Поступки и переживания каждого из них отражаются на поступках и переживаниях остальных. И чем взаимодействие теснее, тем это "дергание" других сильнее. Так, напр., члены одной семьи весьма

27

сильно обусловливают взаимное поведение. Все, что случается с одним супругом, сразу же отражается на другом; радость одного нормально становится радостью и другого: несчастье, выпавшее на долю мужа, обычно делается несчастьем и для жены, и обратно. Точно так же переживания и поведение детей (напр., хорошее учение, удачные экзамены и т.п.) радуют и родителей; неудача последних (напр., разорение) отражается и на детях. Члены семьи, как видим, действительно связаны веревкой взаимодействия: поведение одного из них сразу же "дергает", отражается на поведении и переживаниях других членов семьи. Если взаимодействующие не связаны веревкой в буквальном смысле, то, как мы видим, они связаны рядом подлинных проводников.
Вот эта-то тесная (причинная) взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как многие доски бочки, скрепленные обручами, мы рассматриваем как одно целое, как одну бочку, или подобно тому, как множество отдельных клеток, тесно связанных друг с другом и составляющих наш организм, мы рассматриваем как одно существо, как одно "я", так и ряд взаимодействующих людей, в силу связанности и зависимости их поведения, мы можем рассматривать как коллективное целое, выделяющееся из массы остальных людей.
Это мы можем сделать еще и потому, что группа взаимодействующих людей совсем не похожа на простую сумму тех же людей, но не взаимодействующих друг с другом. Пятьдесят человек, взаимодействующих друг с другом, в итоге дадут группу резко отличную от тех же пятидесяти человек, живущих уединенно, не взаимодействующих. В первом случае неизбежно появится разделение этих пятидесяти на "властвующих" и "подчиненных", одни из них будут угнетать других, появится разделение их на более способных и менее способных; соединяя свои силы, пятьдесят человек могут сделать то, чего не могут сделать пятьдесят человек, живущих уединенно и не кооперирующих. Ничего подобного не может появиться при уединенно-одиночной жизни тех же пятидесяти человек. Если человек живет один, он сам - и власть, и подвластный слуга и господин, аристократ и демократ. 50 робинзонов, живущих на 50 уединенных островах, не создадут ни правительства, ни деления на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Не могут также своими одиночными силами они создать то, что создадут 50 взаимодействующих лиц, соединяя свои силы.
Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличную от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.
И с этой точки зрения группа взаимодействующих людей резко выделяется, как особое целое, от остальной массы людей. В силу этих условий такую группу приходится рассматривать как коллективное единство, как особое существо, составленное из ряда отдельных людей. Так и будем мы поступать в дальнейшем. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или,

28

короче, - коллективом. Так как общество или социальную группу мы определили как совокупность взаимодействующих людей, то отсюда следует, что всякое общество или всякая социальная группа представляет коллективное единство или коллектив.

Резюме.
Прорезюмируем сказанное

I. Простейшей моделью социального явления служит взаимодействие
двух индивидов.
II. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: 1) индивиды, 2) их акты, действия, 3) проводники.
III. Главнейшими видами проводников являются проводники звуковые, светоцветовые, двигательные, предметные, химические, тепловые, механические и электрические.
IV. Главнейшими формами взаимодействия соответствующих социальных групп являются: 1) взаимодействие двух, одного и многих, многих и многих; 2) взаимодействие сходных и несходных лиц; 3) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.
V. Весь океан общественных явлений распадается на такие отдельные формы взаимодействия.
VI. Группа взаимодействующих людей составляет особое коллективное единство или единое существо, составленное из отдельных лиц. Такая группа резко отлична от суммы не взаимодействующих индивидов.
VII. Всякое общество или всякая социальная группа является коллективным единством.

Литература: Сорокин: Система социологии, т. I, гл. IV, V, VI; "Новые идеи в социологии", сборник № 2; Элементарные учебники по анатомии и физиологии человека. Особенно главы о строении и физиологии нервной системы; Курсы по психологии человека: Джемса, Геффдинга, Цигена; Вагнер: Биологические основания сравнит, психологии, т. I и II; Бехтерев: Общие основания рефлексологии; Петражицкий: Введение в изучение права и нравственности. Главы, посвященные психологии человека; Кропоткин. Взаимная помощь как фактор эволюции (для изучения солидарного взаимодействия); Делевский: Социальные антагонизмы (для изучения антагонист, взаимодействия).

В предыдущем мы изучили строение любой социальной группы. Мы видим, что всякая социальная группа как совокупность взаимодействующих лиц состоит из: 1) индивидов, 2) актов, 3) проводников. Теперь спрашивается: почему же люди вступают во взаимодействие друг с другом! Какие условия заставляют их общаться, взаимодействовать и составлять коллективные единства?
Чтобы это было возможно, очевидно, люди должны жить рядом, вблизи друг от друга. Тогда они неизбежно будут встречаться и сталкиваться. А раз они будут встречаться, — неизбежно они будут вступать во взаимодействие и образовывать общества или коллективные единства. Наш вопрос, стало быть, сводится к вопросу: какие условия заставляют людей скопляться и жить в одном месте, в близком соседстве друг к другу. Ряд условий заставляет людей поступать так, чтобы жить; человек должен удовлетворять свои потребности. Он не может, напр., не удовлетворять голод и жажду; иначе — он умер бы от голода. Он не может жить в слишком холодном или горячем месте; иначе он замерз или сварился бы. Он должен удовлетворять свои половые потребности; иначе род человеческий вымер бы; целый ряд таких условий толкает человека в те места, которые наиболее благоприятны для его жизни. Ряд других условий заставляет его искать других людей и вступать в общение с ними. Без этого удовлетворение основных потребностей человека было бы невозможно.
Рассмотрим подробнее эти условия. Разделим их на три основные группы: 1) на условия космические или физико-химические, 2) на условия биологические, 3) на условия социально-психические.

Космические условия возникновения социальных групп

Под космическими условиями я разумею ряд условий неорганического мира ("мертвой природы"), среди которых приходится жить человеку. Таковы: свет, звук, теплота, влажность, очертания воды и суши, гористость и долинность земной поверхности, минералогическое строение почвы и т.п.
Человек живет среди неорганической природы. Она со всех сторон его окружает. Она может быть благоприятной и неблагоприятной для жизни людей. "Рыба ищет где глубже, человек стремится туда, где лучше". Ему трудно жить в местах, лишенных света. Поэтому он стремится в страны, где светло. Ему трудно, а временами и невозможно жить в стране с слишком холодной или, напротив, с слишком жаркой температурой. Он стре-

30

мится в те области, где последняя наиболее благоприятна: где и не слишком холодно и не слишком жарко (подобно тараканам, собирающимся в теплых местах, около печки, и бегущих от холода). Человек не может жить в местах безводных. Вода ему нужна для удовлетворения жажды, умывания, купания, приготовления пищи и т.д. Поэтому люди бегут из безводных мест в места богатые водой. Далее, человек не может существовать в местах непроходимых; он предпочитает селиться там, где имеются удобные пути сообщения (дороги, река и т.п.). Не безразличен для человека и состав той почвы, где он живет. Плохая почва не плодородна. Она не может прокормить его. Далее, для изготовления разных орудий и инструментов ему нужен ряд предметов; для первобытных людей, изготовлявших каменные орудия, нужен был кремень; нужен лес, нужны металлы и т.п. Места, где почва неплодородна, где не имеется камней, леса, металлов и т.п., опять-таки неудобны для жизни. Из таких мест люди уходят. Они стремятся в места, которые были бы удобны и в этом отношении. Если же масса людей будет стремиться в те места земного шара, которые удобны, во всех этих отношениях, то, естественно, в таких местах будет скопляться население; люди окажутся в пространственной близости друг к другу и принуждены будут встречаться друг с другом и вступать во взаимодействие, т.е. образовывать общества или коллективы. Оставаясь и оседая в таких местах, они будут жить рядом друг с другом, образуют постоянные общества и будут жить постоянной общественной жизнью.
Таков первый ряд космических условий, объясняющих нам, почему люди живут группами, а не в одиночку; почему они живут рядом друг с другом и вступают во взаимодействие.
История заселения отдельных областей земли и карта населенности земного шара вполне подтверждают наши положения. Взглянув на карту населенности земного шара, мы видим, что почти половина поверхности земли не обитаема людьми. Безлюдны места около полюсов земли, где температура слишком холодная, безлюдны пустыни (вроде Сахары), где слишком жарко, где почва бесплодна, где нет воды; безлюдны обычно непроходимые леса и болота, неприступные и бесплодные вершины гор, места, неудобные в смысле путей сообщения, и т.п. Это относится как ко всему земному шару, так и к России. Северные части России, полярные страны, северные тундры, вся северо-восточная часть Сибири - необитаемы или почти необитаемы. Необитаемы и среднеазиатские пустыни. Необитаемы бесконечные болота и тайговые леса Севера и Сибири и т.д.
И обратно, наиболее населенными оказываются такие части земной поверхности, которые наиболее благоприятны во всех этих отношениях. Таковы, напр., богатые растительностью, удобные для сообщения, плодородные, не слишком жаркие и не слишком холодные долины рек и другие области земли. Таковы долины Желтой реки, Ганга, Инда - в Азии, долины Рейна в Германии, Сены - во Франции, По - в Италии, Темзы в Англии, долины Волги, Днепра, Днестра, Двины, Невы и других рек в России. Такие места наиболее густо населены людьми. Они притягивали и притягивают их к себе. Из истории нашей родины, а равно и других стран,

31

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вызываемые той же профессией
21 декабря
Экспедиция по изготовлению переселенческих участков под начальством г
С приближением момента переворота большевики начали туже
Без всякого заявления администрации

сайт копирайтеров Евгений