Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

487

ругательным. Сильно дискредитированы и все те рецепты, идеологии и течения, которые имели и имеют какую-либо связь с коммунизмом.
Идеология и настроение в современной России - в массе - резко "индивидуально-собственнические". Институт частной собственности у нас не имел раньше "большого креди-та", на него смотрели как на зло; в нем видели источник бедствий, апологетов его не было, фигура частного собственника не вызывала симпатий. Теперь наоборот. Этот институт оце-нен и даже переоценен; иначе расценивается собственник, иначе смотрят на капиталиста.
"В борьбе обрел народ право собственности"94*, а не коммунизм... Появился и крепкий орга-нически-почвенный жилистый собственник. Им является крестьянство, стихийно потянув-шееся на хутора и отруба, им является и "новая буржуазия", вышедшая из рядов коммуни-стов, им является по поведению и психике половина современных коммунистов крепких соб-ственников in spe, in futurum95*, им являются все категории "спецов" и "новой бюрократии", им является и большинство интеллигенции.
"Мелкобуржуазная стихия" (на языке власти) широким морем разлилась по "коммунистиче-ской" России, бушует и рвет последние остатки коммунистических построек. И не только их: она заодно поглотила и все былые предубеждения русского общества против собственности, и все его симпатии к социализму-коммунизму...
От коммунизма последних лет теперь уже нет ничего, кроме золы, копоти и тиранического правительства. Русский народ переварил стадию анархии, переварил коммунизм, остается переварить теперь только неограниченный деспотизм.
С коммунизмом и социализмом покончено... и надолго. Не только имя Ленина и наших ком-мунистов, но имена Маркса и др. теоретиков социализма большинством русского народа дол-гие годы будет вспоминаться недобрым словом. (Недаром за последний год начинают выки-дывать шутки с небольшими числом оставшихся памятников революции: в Одессе весь рот и бороду Маркса намазали пшенной кашей, которой питали почти год население, и написали: "ешь сам".) Таковы шутки истории.
Вместе с указанными выше чертами все это говорит о резкой деформации психики русского народа.
Она изменилась. Но не в том направлении, в каком хотели гг. коммунисты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таково вкратце современное состояние России и ее народов. Мы видим, что война и револю-ция "славно поработали". Подводя итог доходам и расходам, приходится сказать, что первые совершенно не покрывают вторые. Опустошения громадны и частью непоправимы. Приобре-тения есть, но они невелики.
Не будь войны и революции, Россия теперь была бы неузнаваема. Начиная с 90-х годов 19 в. мы развивались во всех отношениях - и в материальном, и в духовном - с такой быстротой, что наш темп развития

488

опережал даже темп эволюции Германии. Росло экономическое благосостояние населения, сельское хозяйство, промышленность и торговля, финансы государства находились в бле-стящем состоянии, росла автономия, права и самодеятельность населения, могучим темпом развивалась кооперация, уходили в прошлое абсолютизм, деспотизм и остатки феодализма. Исчезала безграмотность, народное просвещение поднималось быстро, процветала наука, полной жизнью развивалось искусство, творчество духовных ценностей было громадным in extenso96* и глубоким по интенсивности.
Не будь войны и революции, - Россия в 1922 г. была бы процветающим духовно и матери-ально государством.
Но пришли эти явления - и блестящее развитие было прервано. Не только остановлено, но отброшено назад на одно-два столетия.
Россия сегодняшнего дня и Россия 1922 г. без войны и революции... какой контраст! Целая пропасть между ними! Целые века!
Понадобятся десятилетия, чтобы залечить раны, стать Россией 1922 г. без войны и револю-ции. Вот почему я не могу больше быть ни трубадуром, ни романтиком войны и кровавой ре-волюции. Вот почему я тихо и печально улыбаюсь, когда слышу славословия последним. Вот почему я скептически воспринимаю всякую - пассивную и рафинированную - радость и восторги перед революцией... Когда же я вижу многих и многих, искренно мечтающих о приходе революции, я говорю: "Жаль, что человечество плохо усвоило уроки истории. Эти дети играют огнем, который сожжет их же самих, и больше всего именно трудовые классы: они вызывают вихрь, который разнесет смерть, убийства, зверства, голод, болезни, опустошения по всей стране, вихрь, в результате которого больше всего пострадают именно народные мас-сы". "Следствием его, по верным словам Лебона97*, будет... заключение общества в смирительную куртку... Разнузданная чернь, вооруженная, жаждущая мщения и разъяренная; пики, ножи и молотки; угрюмый притихший город; полиция у семейного очага; подозрительность ко всякому мнению; подслушанные речи... подмеченные слезы... неумолимые реквизиции... вынужденные займы... обесцененные бумаги... война на границе... Безжалостные проконсульства... Жестокосердые комитеты безопасности... - вот плоды социальной революции". И сверх того... смерть, смерть и смерть... Смерть во всех видах... смерть лучших... смерть t ужасы...
Не приемлю теперь я кровавой революции и в< йна и из-за их методов, ибо знаю, что метод голого и кровавого насилия ? э своей природе ничего, кроме разрушения и регресса, дать не может.
"Дух разрушительный вовсе не есть дух созидающий", это теперь мы поняли.
Не приемлю я их и по этическим мотивам. Если бы даже война и революция давали положи-тельные плоды, что, увы, почти не бывает, эти плоды "не стоят чистой слезы одного ребен-ка"!98* Жизнь людей здесь служит кирпичами, их кровь - цементом, их страдания - штука-туркой, ужасы и зверства - краской, — таков революционный (и военный) метод постройки социальных зданий. Не одна жизнь и слезы взрослых, но десятки тысяч детей живыми кладутся в фундамент такого здания,

489

безжалостно давятся, душатся, расстреливаются, морятся голодом, убиваются тифом, сифи-лисом, холерой, цингой и др. болезнями, дробятся их нежные кости, искажаются не только их тела, но и души... Это дорого... Слишком дорого...
Вот почему я отныне "почтительнейше возвращаю билет на вход в царство кровавой револю-ции" (и контрреволюции).
Пусть не подумают, что эти строки говорят о том, что революция меня лично обидела, что я много, по-видимому, лично потерял в ней... Нет. Кроме жизни и иллюзий, мне терять было нечего. Я был беден - таковым остаюсь и теперь. Я сын рабочего и крестьянина99* - стало быть не мог потерять привилегий. Я не был ни "аристократом", ни "буржуем", ни чиновни-ком - стало быть, и здесь я ничего не мог потерять... Жизнь моя — при мне еще. Честь моя и совесть — также. Единственная потеря иллюзии. Были они и у меня... Одной из них было ро-мантическое представление о революции- и желание ее прихода... Теперь я видел ее. Пять лет был я в ее вихре, пять лет внимательно смотрел в ее лицо... Увидев его, я стал изучать лица бывших "глубоких" революций. И понял: это лицо зверя, а не сверхчеловека. Антихриста, а не Бога, вампира, а не освободителя...
Я знаю, что многие "взрослые дети", "чистые сердцем", из трудовых классов, не испытавшие революции, не поверят этому. Но в ответ расскажу один эпизод. В 1917 г., в октябре, мне пришлось выступить с речью в одном полку. Я убеждал солдат не идти за большевиками. Я рисовал им те гибельные результаты, которые принесет большевизм. Я делал это ради испол-нения долга, но я знал, что сейчас они мне не верят и не поверят. Зная это, я кончил свою речь словами: "Я знаю, что вы мне не верите сейчас. Но прошу вас запомнить следующее: был человек, который вас предупреждал. Он исполнил свой долг. Запомните эти слова. Через год-два вы их вспомните. Вспомните и... тогда поверите. Но будет уже поздно..."
В 1919 г. я ехал на пароходе... Вдруг ко мне подходит один мужик, истощенный, грязный, оборванный... "А ведь я вас узнал, - тихо сказал он мне. - Помните, вы выступали в нашем полку... Много раз я вспоминал ваши слова. Дураки были мы, большие дураки... Оправдалось все, что вы говорили... Теперь взялись за ум... да поздно"... Поверили, весь русский народ по-верил, да поздно...
Когда увидят подлинный лик кровавой революции эти "неверующие", поверят и они. Но я не хотел бы, чтобы они за эту веру заплатили ценой революции... "Да минет их чаща сия"100*... Впрочем, увы, история не всегда идет так, как нужно... Она слепа... А Провидение, если оно есть, плохо бодрствует... Но "да минет их чаша сия".
Глубокую болезнь испытал и испытывает еще русский народ. Горькую чашу страданий вы-пил он до дна. Распял себя за свои и чужие преступления... Стал "Сыном Человеческим", принявшим на себя грехи мира... Теперь он искупил эти грехи. Теперь он чист... чище многих народов, согрешивших, но не пострадавших так. Чист... Готов к смерти, и к новой жизни.
Много раз за эти годы я думал: не пробил ли смертный час нашей

490

истории? Не бьет ли полночь исторического заката русского народа? Не перед смертью ли он омылся в страданиях?
Теперь вижу, что нет. Больной выздоравливает, кризис проходит, и впереди дорога жизни, а не смерти... Знаю, не розами покрыт грядущий путь. Он тернист, ждут на нем бездны новых страданий, унижений, оскорблений и трудностей... Крутые кряжи, опасные перевалы и раз-бойничьи засады ожидают путника...
Но не будем падать духом. Возьмем с собой ценности Знания, готовность к Труду и лишени-ям, напряженную волю к Добру и светлую Надежду... С ними не пропадем... С ними снова выберемся из мрачных пропастей крови и смерти на широкую и столбовую дорогу истории.
"Сие буди и буди"101*.

Установим сначала несколько основных положений: 1. Главной причиной, или основой, внутреннего социального мира является наличие в данном обществе целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответствующих норм поведения2. Основные ценности различных частей и членов общества должны по существу гармонировать с этой системой и друг с другом.

2. Главной причиной, или основой, международного мира является наличие в каждом из действующих обществ целостной, хорошо объединенной и усвоенной системы, высших, или главных, ценностей и соответствующих норм, причем эти системы должны быть совместимы друг с другом.

3. В данной группе общества или внутри данного общества возможность мира находится в прямой зависимости от условия целостной системы высших ценностей и их взаимной совместимости. Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают, особенно же когда это происходит вдруг и сразу, увеличиваются шансы международной или гражданской войны.

В связи с этим необходимы некоторые пояснения. Нас интересуют высшие, а не второстепенные ценности данного общества. Как правило, они состоят из основных нравственно-юридических, религиозных, научных, экономических, политических и эстетических понятий. Это не

' Статья эта является сокращенным переводом докладов ?.?. Сорокина для Commision to Study the Bases of Just and Durable Peace, American Historical Association и Conference on Science, Philosophy and Religion.

2 Все основные ценности - религиозные, нравственно-юридические, научные, экономические, политические, эстетические - имеют свои правила поведения.

491

мешает различным обществам выдвигать религиозные или экономические, или политические ценности на первое место среди равных. Несмотря на конкретные различия от общества к обществу и от эпохи к эпохе, эти ценности в общем остаются основными.

Нас интересует не та или иная ценность, но система всех основных ценностей. Там, где основные ценности усвоены и воплощены, они составляют единую систему взаимодействия и взаимозависимости. Когда одна из основных ценностей общества становится несовместимой с некоторыми главными ценностями другого общества, вся система одного становится несовместимой с системой другого. Та или иная изолированная ценность не обусловливает мира или войны сама по себе, а вся система высших ценностей действует как целое.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гораздо большее значение здесь имеет семья
Которыми человек quot
- на минуту хватает иллюзии

Какое в устюге освещение- керосинное отвечает его коллега

сайт копирайтеров Евгений