Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ров, этот биологический механизм испортился; поэтому, подобно стрелкам испорченных часов, страдание и удовольствие часто сигнализируют человеку неверно: современный человек часто испытывает удовольствие от таких явлений и процессов, которые биологически вредны для жизни и здоровья (напр., удовольствие от вредного "общества", от табака, вина, опиума, половых излишеств и т.д.), и обратно, часто испытывает страдание от явлений и процессов, биологически полезных. Это расстройство в свое время целесообразного инстинктивного механизма - "часов жизни", стрелками которых служат страдание и удовольствие, - вызвано также действием соц.-психических раздражителей. Ими произведена эта разрушительная работа. Инстинктивный механизм в значительной мере разрушен, а нового, сознательного механизма, который мог бы заменить старый, еще нет. Он вырабатывается, но еще далек от завершения. Отсюда - трагедии переходного времени, отсюда - жертвы, ряд несчастий и т.д.

Резюмирую:
1) В ряду факторов человеч. поведения имеется особый раздражитель в виде инстинкта индивидуального самосохранения.

2) В мире людей он дан: в виде чистого (бессознательного) инстинкта и инстинкта осознанного.

3) Влияние его на поведение людей и ход общественной жизни тем больше, чем при прочих равных условиях более гармонично действует он вместе с другими факторами.

4) При столкновении с другими "моторами" поведения влияние его зависит от: а) силы его самого, Ь) силы солидарных с ним раздражителей, с) силы раздражителей, действующих в противоположном направлении. Чем больше сила последних, тем слабее его влияние, и обратно.

5) С ростом социально-психических сил степень и формы влияния инстинкта индивидуального самосохранения все более и более определяются первыми.

Литература:
Дюркгейм: Самоубийство;
Дарвин: Происхождение видов путем естественного отбора;
В. Фаусек: Автономия и болевая чувствительность у животных, в "Этюдах по вопросам биологической эволюции". Там же его статья: "Раздражимость низших организмов";
Вагнер: Биопсихология, т. 2;
M. Дауголл: Основные проблемы социальной психологии;
Вольтманн: Теория Дарвина и социализм.

§ 5. ИНСТИНКТ ГРУППОВОГО САМОСОХРАНЕНИЯ КАК ФАКТОР

Рядом с инстинктом индивидуального самосохранения в качестве особого раздражителя человеческого поведения и фактора социальной жизни выступает инстинкт группового самосохранения. Иногда он действует согласно с инстинктом индивидуального самосохранения, иногда - вопреки ему.

Подобно тому, как первый направлен на сохранение жизни индивида, так инстинкт группового самосохранения направлен на сохранение жизни не отдельного члена группы, а всей группы. Для развития жизни важно было сохранение целостности не только индивида, но целого рода или вида животных. На этой почве и возник этот инстинкт.

Проявлений его действия в мире животных немало. Когда мать-

110

обезьяна, преследуемая охотником, подставляет свое тело под выстрелы последнего, чтобы спасти детеныша, когда одни животные "жертвуют" собой для спасения других, во всех подобных случаях такие акты вызваны и вызываются именно этим раздражителем. Все факты "самопожертвования" животных в пользу других свидетельствуют о существовании и влиянии на их повеение инстинкта группового самосохранения.

Частной его формой является так называемый "родительский инстинкт". Родительский или материнский инстинкт заставляет мать заботиться о своем потомстве, кормить его, ухаживать, охранять и, если нужно, жертвовать для его спасения жизнью. Его напряженность определяется как раз интересами вида животных. У тех организмов, которые размножаются в огромном числе, ежегодное потомство которых многочисленно, у таких животных родительский инстинкт (значит и инстинкт групповой замозащиты) неразвит. Неразвит потому, что он излишен для выживания рода: раз число организмов помета громадно (напр., рыба выбрасывает несколько сот тысяч зерен икры), то есть шансы, что и без родительского ухода выживет некоторая часть потомства. Иначе обстоит дело у более высоких организмов. Число их детенышей немногочисленно. По своем появлении на свет они беспомощны и довольно долгое время неспособны существовать самостоятельно. Если бы за ними не было родительского ухода - они погибли бы. Значит, вымер бы и весь вид животных. У таких животных мы видим развитым родительский инстинкт. Для сохранения рода или вида он должен был появиться. И он действительно существует. Если "родительские заботы" рыбы ограничиваются метанием и оплодотворением икры, если, выполнив эти акты, рыба даже не интересуется судьбой потомства и предоставляет его на произвол судьбы, то у высших животных мы видим иное: у птиц и млекопитающих родители, в частности мать, не бросает детенышей на произвол судьбы после рождения, а ухаживает, кормит, защищает их до тех пор, пока они не вырастут. Иными словами, инстинкт группового самосохранения, в виду родительского инстинкта, толкает их на целый и сложный ряд действий, вплоть до самопожертвования.

Таково одно проявление инстинкта группового самосохранения. Вторым его проявлением служат явления стадности или общественности. У тех животных, которых строение было приспособлено к уединенной жизни, которым (как, напр., тиграм или львам) более выгодной была жизнь уединенная, у тех стадная или групповая жизнь не развилась. Мало развит у них и инстинкт группового самосохранения. Иначе обстоит дело у животных более слабых. Они не в состоянии бороться в одиночку с более сильными животными. Живя уединенно, они обречены были бы на гибель. Спасение для них было - в стадной жизни, в соединении сил для совокупной защиты или нападения. Они могли выжить, держась правила: "все за одного и один за всех". В силу необходимости среди них должна была развиться стадность, жизнь группами или сообществами. А вместе с ней — и инстинкт группового самосохранения. Такова связь последнего с общественностью.

Инстинкт группового самосохранения имеется и у людей. Правда, он выступает у них чаще всего в осознанном виде, но нередко он прояв-

111

ляется и в форме бессознательного инстинкта. Большинство людей любят своих детей и по мере сил заботятся о них. В основе таких актов лежит указанный инстинкт группового самосохранения. Мы знаем, что часто мать или отец защищают своего ребенка и для него жертвуют своей жизнью, своим здоровьем. Мы видим, что часто одни люди жертвуют собой для блага других людей; одни умирают за "родину", другие за "свой род", третьи — за друзей, четвертые — за партию, пятые - за единоверцев и т.д. Нередко одни люди рискуют жизнью, спасая других при пожаре, при наводнении и т.п.

Во всех этих актах самопожертвования, во всех этих случаях "полагания души за други своя", особенно бессознательных (случаи сознательного альтруизма представляют обычно осложнение этого инстинкта альтруистическими чувствами), прямо или косвенно действует инстинкт группового самосохранения. Это он толкает мать на защиту ребенка, солдата — на поле брани; это он заставлял одних добровольно жертвовать собой для блага других; это он принуждал и принуждает группы жертвовать жизнью своих отдельных членов для блага всей группы (рода, племени, семьи, государства, церкви и т.п.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

что побуждает человека действоватьquot
Самой совершенной формой правления является
Половое общение
192 сколько же уродилось пудов на надельной - продолжает опросчик
человек кажется существом quot

сайт копирайтеров Евгений