Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Это проистекает оттого, что человек - существо, дающее сознательную мотивировку большинству своих поступков. Последние выступают обычно в осознанном виде, Любому акту человек готов дать "сознательное оправдание", "мотивировку", объяснить его "резоны", "поводы и причины". С поверхностной точки зрения, человек кажется существом "логическим", руководствующимся в своем поведении "логикой", "моралью", "справедливостью", "знанием", "убеждениями" и т.п.

Не будем отрицать этого: эти факторы играют роль и с ростом культуры (ниже увидим) роль их растет. Но все же пока она не столь значительна, как кажется при поверхностном наблюдении. Сами: и знания, и мораль, и религия, и права, и убеждения, и вообще логика человека являются в значительной степени игралищем биологических сил. Сами они, подобно флюгеру, повертываются туда, куда их гонит ветер биологических импульсов. Они (исключая точное знание) часто похожи на наемных льстецов, которые под влиянием биологических раздражителей готовы сейчас доказывать, "мотивировать", "оправдывать" одно, а через час - противоположное, если таковы будут требования биологических импульсов.

Это значит, что в своем поведении человек далек еще от логичности и последовательности, что его "логика действия" совершенно не похожа на "логику разума", что она совершенно противоречива в силу влияния биологических факторов. Часто под красивыми, благородными и великими словами, которыми человек "объясняет", "мотивирует", "оправдывает" свое поведение, находятся в качестве подлинных сил рассмотренные биологические раздражители: "урчание голодного брюха", половое вожделение или эгоистическое самосохранение и т.п.; красивые слова - только пленка, обман, которым "мотивирующий" убаюкивает себя и других. Под ними чаще всего лежат эти не столь благородные и поэтические инстинкты и рефлексы. Они толкают, а идеал - верования и логика, подобно продажным льстецам, только "оправдывают", "мотивируют", прикрывают пудрой хороших слов эти животные вожделения.

Простым примером этой нелогичности человеческого поведения и лакейства верований-идей перед темными биологическими вожделениями может служить поведение людей при занятии места в переполненном трамвае или вагоне. Это поведение обычно представляет комедию в двух действиях. Действие 1-е. Человек лезет в наполненный вагон. "Подвиньтесь, господа! Дайте место! Потеснитесь! Есть же место! Свинство: сами заняли, а до других нет дела" и далее начинается доказывание, что место

130

есть, что один человек вполне может уместиться и т.д. в этом роде. Здесь под влиянием биологических аппетитов логический аппарат нашего героя всеми силами стремится доказать, что устроиться можно, что в вагоне место есть, что там свободно и т.д. Действие второе. Человек всеми правдами и неправдами занял место. Лезут другие. Логика того же человека под влиянием биологическим импульсов моментально делает поворот на 180 градусов и герой с негодованием и возмущением начинает доказывать обратное. "Да куда вы лезете? Видите, что места нет! Куда подвинуться, не сесть же на головы. Нахальство!" и т.п.

Примеры такой "логичности" можно наблюдать ежедневно. Они прекрасно иллюстрируют "продажность" человеческого сознания, его лакейство перед биологическими аппетитами, его готовность служить "Мамоне"12*. Они же показывают цену "высоких слов" и "благородных мотивов". Подобные факты постоянно совершаются тысячами и десятками тысяч. Ими полно поведение людей. Их можно наблюдать в большом и малом масштабе. Возьмем недавний пример: войну. Солдаты в 1917 г., толкаемые биологическими импульсами голода, усталости, инстинкта самосохранения и т.д., чуть ли не все стали "противниками войны", социалистами, большевиками, сторонниками лозунга: "долой войну!". В основе этого поведения лежали прозаические биологические раздражители. Слова же, которыми мотивировали они свой мир, приводились иные: высокие, благородные. Чего тут не было! и революция, и социализм, и справедливость, и интересы труда, и человечество и т.п. "возвышающий обман"! "Новая" идеология потому и привилась легко, что она "золотила, украшала" пудрой прекрасных слов урчание живота и др. биологические импульсы.

Или возьмите сотни и тысячи тех "примазавшихся" "коммунистов", которые под покровом "высоких слов и святых мотивов" ("война дворцам- и мир хижинам", "углубление революции", "защита трудового народа" etc.) попросту грабили у всех и все, что было ценно - деньги, вещи, белье, квартиры и т.п., — "реквизировали", "секвестрировали", "социализировали", следуя лозунгу: "что твое — мое, что мое - мое". В этих и в тысяче других факторов под высокими словами кроются "низкие истины" биологических аппетитов.

Из сказанного ясна страшная сила биологических раздражителей.

Но выше, при рассмотрении каждого из них, мы видели, что эта сила все же не абсолютная, что свой удельный вес имеют и раздражители иные, в частности те же социально-психические факторы. Если последние, как общее правило, не могут уничтожить силу первых, то от них в значительной мере зависит направление действия биологических сил.

Последние похожи на пар, приводящий в движение машину. Но по каким трубам пойдет этот пар, что он будет приводить в движение - смертоносное ли орудие истребления или паровой плуг, взрыхляющий землю, это зависит не от самого пара, а ог механика и машиниста, создающего машину. То же, в известной степени, применимо и к биологическим силам.

Поскольку у человека биологический механизм инстинктов испорчен, постольку (мы видели это выше) направление работы биологических сил зависит от факторов социально-психического порядка. Они взяли инстинкты под контроль и указывают тот путь, те трубы, по которым пар ин-

131

стинктов должен идти, и те способы, какими они должны удовлетворяться.

Социально-психические силы, выросшие на почве биологических сил вышедшие из их лона, выступают как силы направляющие, регулирующие, контролирующие работу биологических "моторов" поведения. Они похожи на машиниста или штурвального, пользующегося силой пара, с одной стороны, с другой - управляющего действием этой силы сообразно с своими желаниями.

Такого же штурвального представляют и силы социально-психического порядка. Правда, биологические силы не вполне еще подчинены ими. Часто они "не подчиняются" велениям сил социально-психических.

Но все же и теперь последние являются не мнимыми, а реальными повелителями первых. Если они по адресу биологических раздражителей не выступают в роли абсолютных деспотов, если инстинкты часто "не слушаются" их, то все же они похожи на конституционную власть, которая не только царствует, но и управляет, И в то время, как монархи с ходом истории теряют свои права, свергаются с тронов своими подданными, из деспотов становятся конституционными королями, из королей простыми смертными, социально-психические силы с ходом истории, напротив, не теряют, а увеличивают свои права и свою власть по отношению к подданным, - к космическим и биологическим силам. Из ничтожных и бессильных, на заре истории целиком подчиненных инстинктам, они с ходом истории поднялись на высоту правителя последних, из правителя стали конституционным монархом и совершенно недвусмысленно готовятся стать деспотами в будущем. Это значит - их роль с ростом культуры увеличивается. Ниже мы убедимся в этом. На этом и кончим краткую характеристику биологических факторов.

Литература:
Уорд: Психические факторы цивилизации; Его же: Очерки социологии;
Ланге: Душевные движения;
Де-Ламетри: Человек-машина;
Pareto: Trattato di Sociologia generale, т. I и II;
Бергсон: Творческая эволюция.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пусть эти новые ценности еще
Так же смотрят
Бесправие всего населения
Заметки социолога

сайт копирайтеров Евгений