Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Нельзя сказать, чтобы он был одинок в данном пункте. При желании можно было бы показать, что эти мотивы, это же мечтательство видим мы и у большинства современных художников. Метерлинк с Синей птицей, Уайльд со своими сказками и Дорианом, Андреев, для которого реальность — стена, бездна, некто в сером, Ибсен, Уитмен и др., - ведь в сущности все они мечтатели и принадлежат к одной и той же категории! И для них, как и для их героев, нужен не просто "мир", а мир "с премией", которая является в большинстве случаев мечтой. И они, Дон-Кихоты, донкихотствующие в силу современного распыления научней философской мысли и определенного материального уклада.

223

IV

Если бы я ограничился сказанным и поставил точку, то, может быть, указанная мною черта осталась бы очень рельефной, но, тем не менее, она была бы односторонней, ибо указывал бы только на одну сторону переживаемого нами момента.

Всякий, изучавший историю человеческой мысли, знает, что кризис и скептицизм нашей эпохи — не единственное явление в развитии мысли, подобные кризисы бывали и раньше (возьмите хотя бы греческий период скептицизма, период Пиррона и др.), и однако мысль человеческая не исчезла в них, но наоборот, всегда делала новый взлет на новые выси. Всякий кризис, в сущности, означает не что иное, как новый подъем мысли, как завоевание и раскрытие новых граней бытия и жизни. Поэтому и наш скептицизм есть не только разрушение, но и творчество, не только разрушение старых ценностей, уже износившихся, но и созидание новых.

Пусть эти новые ценности еще не нашли общего признания, пусть они еще не вполне созданы - важно то, что они созидаются, и несомненно, в ближайшем же будущем засияют неведомым до сих пор светом. Этому учит история человеческой мысли, это же говорят и сами научные исследования нашего времени. Период "релятивизма", "прагматизма" и "иллюзионизма" всех видов мало-помалу уже проходит. Истина - единая и с большой буквы — снова гонит толпу маленьких истин прагматизма; подлинная царица снова занимает свой трон...

Эпоха разрушения почти уже кончена, и снова начинается эпоха созидания, которая и раньше не прекращалась, хотя и велась в потайных уголках мысли отдельных индивидов... Сейчас она выходит из этих углов на большую дорогу — в массу, в толпу...

Как К. Гамсун является олицетворением эпохи скепсиса, влекущей за собой страсть к "обманам", так и Э. Верхарн - Верхарн последнего периода, является лучшим выразителем этой второй стороны нашей эпохи...

Критика показала, что всякие "премии", с которыми человек принимал мир или жизнь, — иллюзии, будет ли этой "премией" платоновский занебесный мир, или "будущий потусторонний и посюсторонний" рай, или еще что-нибудь иное... Надеяться на то, что все это будет и все это нам уже приготовлено "законом ли природы" или "высшим существом" — не приходится. Все это было самообманом, хотя самообманом и приятным. В это можно верить, но не доказать. Вера же без оснований — вещь ненадежная. Она легко рушится под порывами мысли и жизни, и тогда человек, полагавший в ней весь смысл своего бытия, - теряется и приходит в отчаяние.

Он теряет все ценное, почва из-под ног уходит и в результате - трагедия, часто ведущая к отказу от жизни без "премий"...

Как ни трудно было, однако этот этап нами пройден. Мы уничтожили все "премии", растерялись вследствие этого было на время, заблудились, а вот теперь снова встаем на ноги и говорим: "Нам мира с "премиями" не нужно, ибо "премии" - иллюзия, нам нужен мир без премий, ибо тогда наша почва непоколебима. Иллюзии и премии могут разрушиться, мир же

224

без премий - стоит непоколебимо. Пусть этот мир не совершенен, пусть в нем есть зло, но зато в нем есть и добро, есть и ценности, из-за которых стоит жить... Сама жизнь есть ценность, и мы ее принимаем. Но вместе с этим мы знаем, что и мы, как личности, не бессильные куклы, а обладаем известной суммой сил и знаний и можем сами, до известной степени, направлять наш корабль жизни по пути к Добру, Истине и Красоте... Нам не нужно сверху данных наград, но зато мы не признаем и сверху данных обязанностей. Мы сами их создаем, как сами создаем и награды себе. Вот наш взгляд, и вот наша почва, которую никто и ничто не вырвет у нас из-под ног".

Не легко было дойти до такого взгляда, ибо человек страшно любит хвататься за "иллюзии". Но как бы то ни было, а эта стадия достигнута. Мы уже указали присутствие ее в области мысли - науки и философии. В морали она проявилась в низвержении добра и зла с небесных высот на землю и особенно ярко - у Гюйо в его "морали без санкции и обязанностей"4. Никакие "императивы", данные сверху, говорит Гюйо, недоказуемы и на них не может быть построена мораль. Единственное, она может быть построена на принципе жизни - которая является основной ценностью. Чем шире, тем глубже она, чем интенсивнее ее проявления, тем смысл жизни - добро, ценность - будет выше. Такова же позиция и современной этики.

Проявилось это течение и в художественном творчестве, и всего рельефнее у Верхарна.

Характерно то, что Верхарн сам прошел эти этапы развития человеческой мысли... От детской жизнерадостности, лишенной всякого скептицизма, с дальнейшим развитием мысли, разрушившей все "иллюзии" и премии, она переходит в период отчаяния, в период безмерного страдания. Весь мир иногда рисуется ему сплошным страданием, он поет про"вечера, распятые на горизонте, вечера, истекающие кровью над зеркалом болот" и "скалы отчаяния, безмерно устремленные к небу", и самое это небо, "холодное от звезд и бесконечно недостижимое". Везде страдание и ужасы рисуются ему5.

Но проходит время, и Верхарн прочно встает на новую почву, процеженный страданиями, но не сломанный ими. Он берет мир и жизнь без премий и лучше, чем кто бы то ни было, со страстью фанатика, нашедшего непоколебимую почву, и с пылом, граничащим с исступлением, кует ценности этого мира в горниле художественного творчества...

То, что научно-философская мысль добыла и выразила в терминах логики, то Верхарн выразил в терминах символов — в этом его значение, в этом его ценность, и поэтому он "современнейший" из всех художников нашей эпохи.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Форм своего удовлетворения теряет инстинктивный механизм
Известна зависимость актов человека от его физиологического
Остается деформирующая роль профессии
часовая иллюзия
Идеология обществаquot

сайт копирайтеров Евгений