Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

грансцендирование, хотя бы христианское, то оно может быть найдено я секулярном и через секулчрное... Если сегодня нам суждено обрести благодать, то ее можно найти на земле, а не на небе. Рухнула та небесная твердь заоблачной реальности, которая до XVIII в. была духовным пристанищем для человеческих душ* 22 , Уайлдер справедливо считает, что в нашем «одноэтажном» мире трансцендентное по-прежнему присутствует. Так как заоблачный мир ушел в прошлое, творчество художников и поэтов важнее для нас, чем когда-либо прежде: ведь они обращаются «непосредственно к жизни, не признавая социальных и религиозных ограничении* 23 .

Но где еще в мирском граде встречаем мы трансцендентного Бога? Независимо от того, как мы Его называем, как мы в конце концов Ему отвечаем, где же Он все-таки нас находит? Неужели только через творчество художников?

Мы уже сказали, что сегодня Бог является нам в социальных переменах, т.е. в том, что теологи часто называют историей и что мы назвали политикой. Но социальные перемены необяза тельно означают перевороты или революции. События современной жизни — тоже социальные перемены. Минимальная единица общества — два человека, а отношения между двумя людьми никогда не остаются неизменными. И здесь тоже с нами встречается Бог, Он встречается с нами не только в освободи тельных революциях в Латинской Америке, но также и в наших отношениях с клиентами, покупателями, пациентами или сослуживцами.

Но как это происходит? Бог свободен и потаен. Его нельзя ожидать там и тогда, где мы Ему укажем. Это означает, что Бог как таковой не близок и не далек, но Он может быть с нами в любой ситуации, не отождествляясь с ней, и Он всегда рядом, когда речь идет об освобождении человека. Это не означает, что Им можно пренебречь. Он освобождает нас, создавая такую систему ограничений, без которой свобода не имеет смысла. Свобода человека зависит от предшествующей ей свободы Бога. Человек был бы пленником собственного прошлого, если бы не Бог, который приходит в том будущем, становящемся насто ящим, где осуществляется свобода человека- ¦

Поэтому мы встречаемся с Богом, когда сталкиваемся с тем, что не поддается манипуляциям, в те критические моменты, когда нам хочется остановиться, но одновременно мы испыты ваем потребность идти вперед. Бог встречается с нами как трансцендентное в тех элементах нашего опыта, которые невоз можно представить как расширение нашего Я. Он встречает нас как «совершенно Другой».

Мы уже сказали, что именование есть воспоминание и на дежда. Это социальное действие, и иа него влияют изменения социальной структуры. Именуя Бога и приписывая Ему обозна-

248

ченис, соотносящее Его с человеческим опытом, каждая куль тура использует символы, порожденные одним из аспектов со циальной жизни. Других источников символов не существует. Бога называют Царем, Отцом или Пастырем (Пастухом) в зави симости от того, заимствуются ли эти символы из политической жизни, семейных отношений или связываются с родом занятий. Поэтому изменения семейных или политических структур неиз бежно приводят к изменениям в символических обозначениях Бога, Если человек в индустриальном обществе продолжает называть Бога Пастырем, это, возможно, звучит благочестиво, но на самом деле свидетельствует о высшей степени неверия. Это предполагает, что Бог каким-то образом исчезает, перестает существовать, если люди изменят даваемые Ему имена.

В племенном обществе Бог воспринимается как Тот, Кто держит в повиновении злых духов и менее важных богов. По скольку племенное общество основано на родственных связях, отношения человека с Богом часто символизировались именами родстна. Так как система власти строилась в основном горизон тально и личность относилась к низшему порядку, то харак терным для той эпохи отношением с божеством был некий ми- стический, часто поглощающий человека союз с ним. Так это остается И в более развитых религиях, возникающих в культу рах, основанных на родственных связях, например в Индии. В религии Израиля не было места для такого поглощающего ми стицизма. Образы семейных отношений использовались в Ветхом Завете, но очень ограниченно, В культуре городской общины, где произошел разрыв с системой первобытных родственных связей, символическое обозначение божества имело в основном политический характер. Бог стал вождем, правите лем, царем. Чаще всего отношение к Богу воспроизводило отношение подданного к монарху, слуги к господину,

В культуре технополиса исчезают модели и горизонтальных родственных связей, и вертикальной структуры власти, А заме няют их отношения сотрудничества, рабочей группы. Случай ному наблюдателю может показаться, будто взаимоотношения в группе работающих над общей задачей физиков или геодезистов остались теми же, что и в группе соплеменников, чинящих рыболовные сети. Но это сходство обманчиво. В условиях племени ¦рабочие группы» строились по принципу племенных связей и были закрыты для чужих. Современная рабочая группа, как мы уже видели, прежде всего ориентирована на решение конкрет ной задачи. Конечно, люди получают огромное личное удовлет ворение от тех взаимоотношений, которые существуют в их группе. Но это лишь «побочный продукт», цель работы состоит в другом. Рабочие отношения обычно имеют иной характер, не^ ж ел и семейные. Самое главное заключается в том, что, хотя на работе люди могут активно участвовать в групповых отноше-

24 У

ниях, у них есть еще другие роли и отношения, которые при этом не реализуются.

Племенные отношения предшествуют отношениям типа «Я — Ты». Недостаток индивидуализации племенного человека не позволяет ему встретить Бога как «совершенно Другого^. Он не только находит Бога в горизонтальных отношениях* но и всегда считает себя частью Бога, и наоборот. Человек участвует в Боге. В обществе, для которого характерны вертикальная структура власти, городская культура и индивидуализм, человек обычно встречает Бога в классических отношениях «Я—Ты». Бог воспринимается как Яругой, который имеет власть надо мной. Это отношения противостояния. Мы уже раньше гово рили, что в урбанистическом обществе, по-видимому, возникает новый тип человеческих отношений — столь же человечный, как тип &Я—Ты», но качественно от него отличный. Он часто встречается в таких рабочих группах, о которых речь шла выше. Это тип отношений, в которых человек участвует в дополне ние к отношениям чЯ— Ты» с членами семьи и близкими друзьями. Но отношения в группе важнее отношений типа «Я—Оно* и отличны от них. В отличие от отношений участия или противостояния их можно назвать отношениями смеж ности,

В одной из предыдущих глав мы предложили обозначить этот специфически городской феномен как отношения «Я—Вы». Это понятие очень хорошо описывает приносящие удовлетворение отношения, связывающие человека с другими членами рабочей группы, вместе с которыми он работает над ис следовательским проектом или ремонтирует дом. Такие отношения формируются в результате работы, совместно выполня емой двумя людьми, для которых она становится взаимообязы- вающим общим делом. Это впервые возникающий тип челове ческих отношений. Он подлинно человечен и по-настоящему не имеет аналогов в предшествующих культурах, но для наших рассуждений важно отметить, что этот формирующийся тип отношений «Я — Вы» неизбежно тем или иным образом повлияет на наше символическое описание Бога. Вероятно, современный человек не только мог бы вступить с Богом в отношения типа *Я—Ты» или переживать мистический опыт {который сегодня становится все большей редкостью), но и встречаться с Богом как с «Вы».

Так ли уж это невероятно? В ходе недавнего обсуждения по нятия «договор» в Ветхом Завете было предложено следующее его толкование. Ягве захотел наклониться так низко, чтобы ра ботать совместно с человеком, работать с ним в одной группе независимо от того, как бы плохо ни справлялся с делом Его соработник. Справедливо это мнение или нет, но безусловно можно утверждать, что через Иисуса из Назарета Бог действи-

250

гель но показал; б том невыполненном договоре Он готов принять сторону человека и стать младшим партнером в неравных отношениях. Нет ничего неблагочестивого в мысли о том, что мы должны глубже исследовать понятия работы в группе и сотрудничества, чтобы прояснить свое представление о Боге. Бог, сидящий <-на престоле высоком и превознесенном^ (Ис 6:1), показывает через жизнь Иисуса, что Он готов работать б группе, омывать ноги Своим собратьям и нуждаться в том, чтобы кто-то нес Его крест. То, что на первый взгляд кажется недостатком почтения, может быть на самом деле ближе к само уничижающей правде Бога» чем мы воображаем.

На мысль о сотрудничестве типа «Я— Вы» между Богом и человеком наводит язык 4-й главы Послани* к галатам, кото рую мы уже обсуждали. В этом тексте человек описывается как сын и наследник. Здесь «ребенку* противопоставляется «сын* и «наследника, как принявший на себя ответственность. Это озна чает, что строго вертикальное подчинение, на KOTOfjM строятся отношения между отцом и мальчиком, сменяется отношениями взрослого сотрудничества» возникающими между выросшим сы ном и его отцом.

Возможно, в мирском граде Бог призывает человека встре титься с ним прежде всего как с «Вы*. Такое понимание по- дрлзумсвает далеко идущие следствия. Оно наводит на мысль, что человека не должен завораживать Бог сам по себе. Подобно отношению человека к коллеге, его отношение к Богу форми руется тон работой, которую они делают вместе. Бог и человек не пытаются забыть о целом мире, чтобы лучше всмотреться друг в друга, как это делают юные влюбленные: вместо этого они накопят радость в совместном выполнении общей работы. Конечно, такой тип отношений не удовлетворит человека, вле комого неотвязным стремлением «обрести* Бога или «встре титься* с Ним. Такие люди всегда не удовлетворены явно скупыми самооткровениями Бога. Это не то откровение, которое способствует мистическому углублению. Бог хочет, чтобы человек интересовался не столько Им, сколько своим собратом, дру гим человеком.

Сегодня за пределами Америки существует тип религиозно сти > побуждаюшей людей бесконечно искать священные Граали. Этот дух, нашедший яркое отражение в романе Сомерсета Мо- эма «Острие бритвы», обладает сегодня большой притягательно стью для многих людей, особенно для тех, кто называет себя «интересующимися религией». Но он прямо противоречит сути Б ибл ии- Коиечно, в Библии мы тоже находим религиозные поиски. Автор псалмов говорит, что его сердце стремится к Богу, как лань к воде (Пс 4J:2>, но отпет Бога никогда не оставляет со мнений: Ягве больше заботится о том, чтобы правда текла, как

25 г

мощный поток Ам 5:24), чем о религиозных исканиях. Когда Павел встретился в Афинах с искателями "неведомого Бога", он с раздражением воскликнула «Именно Его, которого вы, не зная, чтите я проповедую вам!» (Деян 17:23). В Иисусе из Назарета религиозный поиск завершается, и человек освобождается, чтобы Служить Своему ближнему и любить его.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В обоих случаях оно перестанет быть евангелием
Профессиональную неподвижность роман тическос извращение
Будущее свидетельство церкви обна ружит себя в мирском университете
Светский человек л рост и
Плейбой адресован тем

сайт копирайтеров Евгений