Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Те, кого развитие техники и экономическое процветание освободили лля нового мира досуга, сделались беспокойными ра бами тиранических законодателей хорошего тона. Они рабо лепно ожидают последних указаний о том, что следует считать *на уровне», а что — устаревшим. Их парализует боязнь услы шать страшный приговор, иногда изрекаемый в разделе «Советы Плейбоя»: *Вы допустили промах!» Таким образом, досуг погло тила тревожная конкуренция, его освобождающий потенциал обернулся разрушительным самопринуждением потреблять лишь то, что сегодня в моде. *Плейбой» провозглашает свое Слово, Высшую Истину, но это слово порабощения, а не освобож дения.

Да и представление Плейбоя о человеке тоже не выдерживает серьезной критики. Психоаналитики постоянно напоминают нам, какую важную роль в поведении человека играет сексуаль ность. Но мы догадались бы об этом и без их напоминаний, Как бы ни хотелось мужчине прекратить отношения с женщиной с той же легкостью, с какой он выключает телевизор, или хотя бы «отложить» ее до особого случая, как замшевую куртку, — в действительности это невозможно. И это знает всякий, кто хоть имел дело с женщинами. Возможна, именно поэтому среди читателей Плейбоя так мало мужчин в возрасте за тридцать.

По существу Плейбой паразитирует на тайном страхе пе ред отношениями с женщинами, который по разным причинам сохраняется у американцев, во всем остальном достигших взрос лости- Поэтому предлагаемое «Плейбоем» отношение к сексу все более утрачивает смысл, по мере того как мужчина достигает подлинной сексуальной зрелости.

«Плейбой» адресован тем, кто переживает кризис мужской идентичности, вызванный глубоко укорененным страхом перед сексом» причем этот страх неудобно сочетается с влечением к сексу. «Плейбой» стремится разрешить это противоречие, изме нить роль, власть и силу сексуальности таким образом, чтобы ее легко можно было упаковать и продать как один из предметов потребления- Так, обнаженная женщина на центральной фотографии журнала символизирует полную сексуальную доступность, ничего не требующую от зрителя- *Вы управляете ею, а не она вами*. Ужас перед сексом, неотделимый от восторгов, при этом исчезает. Но эта тщетная попытка уменьшить размеры mysierium tremendum* сексуальности не в состоянии решить вопрос о том, что значит быть мужчиной. Ведь сексуальность лежит в основе всех человеческих отношений и потому внушает ужас и обладает властью.

Карл Барт считал основополагающей формой взаимоотношений людей отношение человека к Другому как к Mitmensch — к со-человеку 6 . Иначе говоря, если я хочу стать в полном смысле человеком (в нашем случае — мужчиной), не Другой должен быть вполне открыт для меня и моих желаний, не связывая меня обязательствами, а я должен открыть себя риску встречи с Другим во взаимной открытости. Отказ человека от подобной открытости восходит к рассказу о грехопадении и выражается в его желании подчинить себе Другого, а не быть с ним вместе. Это прежде всего страх быть самим собой, отсутствие «мужества быть*.

Поэтому всякая теологическая критика, обличающая * непристойность» «Плейбоя», бьет совершенно мимо цели. «Плейбой» и его менее удачливые подражатели — вовсе не •сексуальные журналы». Они по самой своей сути антисексу- алъны. Они разбавляют и «обезвреживают» подлинную сексу альность, ограничивая ее роль функциями аксессуара и держа на безопасном расстоянии.

Эти журналы заслуживают самой суровой теологической критики как раз по причине своей антисексуальности. Они про пагандируют еретическое учение о человеке, принципиально расходящееся с библейским, С точки зрения Плейбоя, дру-

* Великая тайна (лат)

гие — прежде всего женщины — существуют для него. Вес они лишь атрибуты его досуга, его игрушки. С точки зрения Биб лии, человек становится вполне человеком» лишь существуя для других.

Моралистическая критика «Плейбоя» представляется не уместной, так как актнморалнзм относится к числу тех немно гих пунктов, где «Плейбой* прав. Но если мы, христиане, носим имя того, кто был подлинным человеком, потому что существо вал для других, и если именно через него мы познали Бога и поняли смысл человеческой жизни, тогда мы непременно уви дим в «Плейбое* новейшую и самую хитрую попытку человека вновь отказаться стать вполне человеком.

Свобода для зрелой сексуальности приходят к человеку, лишь когда ои освобождается от деспотических сил, навязыва ющих ему жесткие модели повеления. Проявление этих сил мы находим п в Плейбое, Определяя его сексуальную жизнь, онн порабощают человека. Они не позволяют ему достигнуть зрело сти. В них кроется опасность возврата к первобытному рабству, которая постоянно преследует секулярное общество и против ко торой нас предостерегает освобождающая и секуляризирующая Весть Евангелия.

ПЕРЕЖИТКИ БУРЖУАЗНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Однако достижению сексуальной зрелости в той же мере препятствуют и пережитки эпохи городской общины — периода, который по большей части уже остался позади. В области сексу альной морали эта эпоха дает о себе знать в унаследованных нами традиционных пуританских и викторианских представле ниях. В ситуации сегодняшнего дня это приводит к тому, что наша сексуальная мораль полна противоречий и лишена определенности. Это можно убедительно показать на примере тради ционного идеала добрачной девственности,

Я выбрал этот пример вовсе не потому, что считаю эту про блему наиболее важной. Однако несомненно, что сегодня мно гим молодым людям действительно представляется, что -«спать или не спать?» и есть самый главный вопрос. И я полагаю, что причины, заставляющие их столь упорно на этом настаивать, заслуживают серьезного изучения. Особенно важны три аспекта проблемы: 1. Почему вопрос о том, как относиться к сохране нию добрачной девственности, сегодня волнует молодежь больше, чем прежде? 2. Почему наши ответы на этот вопрос либо остаются без внимания, либо оказываются бесполезными? 3. И если уж мы вообще об этом говорим, что нам следует ска зать?

199

Сразу же откажемся от вывода Кинэи": «То, что реально делается, должно определять то, что делать следует». И все же не обходимо честно признать, что наша культура пережила гранди озные перемены. И хотя пуританский стиль жизни исчез полно стью, пуританская сексуальная мораль сохранилась, по крайней мере на бумаге. На смену длинным платьям пришли бикини; невинной игре б фанты мы предпочитаем бурные вечеринки в полумраке. И тем не менее людям» живущим в период великих перемен, по-прежнему — пусть даже с оговорками и не столь прямолинейно — преподносят все ту же идею полного до брачного воздержания, которую некогда внушали Прнсцилле Олден".

Итак, для неженатых и незамужних молодых людей мы со здали крайне неблагоприятный эмоциональный климат. Стиль одежды, реклама, развлечения и принятые способы ухаживания постоянно обрушивают на них невиданный поток изощренно по добранных эротических стимулов. Специалисты по мотивации поведения изучают их сексуальные страхи и фантазии, которые потом безжалостно эксплуатируют создатели телерекламы. Рос кошная грудь Элизабет Тейлор украшает афиши, а из транзи сторов звучит призывное воркование хриплоголосых певиц.

И при этом мы передаем молодежи в неизменном виде набор поведенческих табу, который в обществе, наэлектризованном эротической пропагандой, кажется дьявольским изобретением, цель которого — усилить двуличие и отчаяние.

Почему же мы умышленно создали такую противоречивую нравственно-психологическую атмосферу? Видимо, потому, что нам хочется и невинность соблюсти, и капитал приобрести. В самом деле» мы хотим наслаждаться благами преуспевающего общества, чье процветание, как нам говорят, требует постоян ного расширения рынка. А секс помогает продать что угодно. Но в то же время наша национальная гордость требует, чтобы мы чтили память первых английских переселенцев в Америку, а также их благочестие, которое включает кодекс сексуальной мо рали Массачусетсской колонии. Неизбежно возникающее при этом противоречие смушает и без того измученные души моло дых людей.

По мнению марксистов, главные противоречия общества сосредоточены в его пролетариате. В обществе сексуальной экс плуатации пролетариатом оказывается молодежь. Она расплачи вается за наше лицемерие. Неженатые и незамужние молодые

* Альфред Чарлз Кинзи 1 1894—1956) — американский зоолог н врач. При университете Индианы основал институт по изучению сексуальности и сексу ального повеаеиин человека-

** Присциппа Олден — героини поэмы 1\У.Лонгфелло -Сватовство Майлза Стенднша*

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Составляют организацию
В руководстве церквей

Удается ответить на вопрос современ ного человека
Приход которой отмечен исчезновением незыблемых ценностей

сайт копирайтеров Евгений