Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гражданин технополиса всегда в движении. Его можно изобразить не только сидящим перед гигантским диспетчерским пультом, но и за рулем автомобиля на "клеверном листе". Другими символами города могут служить диспетчерская вышка, скоростные лифты и постоянно двигающиеся эскала-

__________ Джек Керуак — американский писатель, создатель термина "битник"

торы в универмагах и офисах. Современный технополис — это сплетение разнообразных дорог; автострад, железных дорог, воз душных линий, связывающих города и их части. Это также си стема лифтов и эскалаторов, молниеносно переносящих чело века с улицы на крышу небоскреба, из швейцарской — в кабинет директора и обратно. Человек технополиса постоянно в движении, и можно предсказать, что темп и размах этого движения будут с течением времени нарастать.

Специалисты иногда различают два типа подвижно сти — географическую и профессиональную, К этому можно до бавить подвижность социального статуса, класса и другие формы социальной подвижности. Но так как они очень тесно связаны с подвижностью относительно рабочих мест и жилья, мы ограничимся здесь обсуждением проблем и возможностей, обусловлен ных движением к новым рабочим местам и жилью.

Многим не нравится жилищная и профессиональная подвиж ность. При этом для критики используются разные риторические приемы, однако очень часто идут в ход описания домашнего очага и профессионального призвания, перегруженные религи озной сентиментальностью. Для многих люден эти образы по- настоящему притягательны. Мысль о возможности родиться и вырасти в том же самом бревенчатом доме, а может, там же со стариться и умереть, несомненно, для кого-то привлекательна. Возможность проработать на одном месте всю жизнь тоже со здает ощущение определенного комфорта. Но те, кто оплаки вают закат той эпохи, когда, по их мнению, господствовал этот устойчивый и идиллический образ жизни, забывают об одном важном обстоятельстве; лишь незначительное меньшинство лю дей действительно могло рассчитывать на эту блаженную неиз менность. Условия жизни и труда большинства людей предше ствовавших эпох были таковы, что мы вряд ли захотели бы к ним вернуться. Сегодня большинство из нас категорически отка залось бы жить в доме своих предков или выполнять их работу. Дело в том, что прадеды большинства из нас влачили ни щенское существование и жили в лачугах. Многим из нас се годня живется гораздо лучше именно потому, что наши предки были подвижны. Подвижность — вечное оружие тех, кому трудно. Стремление бороться с подвижностью и поддерживать жилищную и профессиональную неподвижность — роман^ тическос извращение, порожденное консервативным мышле нием.

Подвижность тесно связана С социальными переменами, по этому защитники staius quo всегда сопротивляются подвижности. И здесь их поведение вполне последовательно. Они чувствуют, что изменение в одной сфере жизни — в том, что касается работы иди жилья, — приведет к другим изменениям, а они против перемен. Консерваторы афинского полиса были

правы, яростно сопротивляясь строительству порта в Пирсе. Они понимали, что вместе С экзотическими заморскими товарами туда прибудут и новые люди с экзотическими идеями н которые могут угрожать их спокойствию и безопасности. В начале XIX в. консервативно настроенные английские лорды оказывали яростное противодействие строительству железных дорог не только потому, что от них много шума и грязи, но также и потому, что даже самым скромным деревенским жителям железные дороги позволяли ездить из города в город, А там нх невозможно обе регать от чужих влиянии: ведь в этой ситуации нельзя контро лировать их передвижение. А самое опасное, утверждали лорды, состоит в том, что крестьяне встретят людей, которые никогда не слышали об их помещиках. Тогда они увидят собственные деревни со стороны и> возможно, потеряют всякое уважение к существуют им властям.

Соотношение между подвижностью, урбанизацией и соци альными переменами хорошо иллюстрирует песня времен первой мировой войны: «Как теперь удержишь их на ферме, если они видели Париж?* Те, кто вступили в разрушающий традиции круговорот городской жизни, уже никогда не будут такими, как прежде. Они будут знать, что все может быть по- другому. Они перестанут воспринимать ферму как данность, а из этого семени может вырасти революция.

Движение за гражданские права негров — прекрасный при мер того, как подвижность связана с социальными переменами. Многие исследователи считают, что именно перемешение боль шого числа негров из сельских районов Юга в городские индуст риальные центры, а также служба тысяч негритянских парней в армии подготовили то неизбежное социальное потрясение, кото рое привело к революции в сфере их гражданских прав. Негры обнаружили, что положение вещей могло бы быть совершенно иным. Против угнетения выступили те, кто были молоды и по движны (географически и профессионально), И теперь их сражения — в отличие от сражений Гражданской войны, происхо дивших возле неизвестных до тел пор деревень Булл Ран" и Геттисберг", — велись в таких индустриальных центрах, как Бирмингем, а затем распространялись и в провинции. Подвиж ность открыла путь к освобождению*

Географическая подвижность всегда свидетельствует о соци альной или профессиональной подвижности. Даже в сказках сын

• Во время Гражданской дойны при Булл Ран произошли две битъы — 1361 и 1362 гг. Обе закончились поражением войск Конфедерации.

•Битва при Геттисберге ( 1863 г ) — решающий поворот в ходе Гражданской войны — закончилась поражением войск Конфедерации. Спустя некоторое времи после этих событий президент Линкольн выступил на Геттисбергском кладбище со знаменитой речью,

Ы


покидает родной дом «в поисках счастья*. Подвижность в одной области подразумевает подвижность и в другой. Те, кто в пути в пространственном смысле, обычно в пути и в интеллектуальном, финансовом или психологическом отношении. Все это, конечно, представляет собой угрозу для тех, кто уже обладает властью и влиянием в обществе. И лишь низы общества могу т выиграть вес н ничего не потеряют от социальной подвижности. Поэтому за религиозно обоснованными протестами против подвижности нетрудно заметить социальную пристрастность. А поскольку ро мантизм и реакция часто идут рука об руку, то и & доводах в пользу профессиональной стабильности и верности идиллическому домашнему очагу, часто имеющих религиозную окраску, легко распознать аристократическую или консервативную иде ологию.

Развитое индустриальное обшество задохнулось бы без по движности. Люди должны быть готоды к перемещениям. Новые рабочие места появляются повсюду. Развитие техники приводит к тому, что профессиональные навыки квалифицированных ра бочих очень быстро устаревают. Даже если они обучаются за ново, их новая квалификация может устареть столь же быстро. В большинстве фирм и все чаше в учебных заведениях продвижение по службе предполагает перемещение с одного места на другое. Деловые поездки и путешествия во время отпуска открывают перед человеком новые жизненные перспективы. Те тенденции в нашем обществе, которые способствуют ограниче нию или ослаблению подвижности, почти всегда связаны с людьми, стремящимися помешать другим расширить свою власть или долю материальных благ. Но уменьшение подвижности неизбежно причинит вред всему обществу. Поэтому, например, традиционные представления, затрудняющие неграм поиск жилья и работы и ограничивающие их подвижность, тормозят развитие экономики. От этого страдает все общество.

А что можно сказать о разрушительном действии подвижности?

Ягве и баалы

Сразу же признаем, что высокая подвижность действительно способствует разрушению традиционной религии. Она уводит людей от святых мест. Она вовлекает их в общение с соседями, которые по-другому поклоняются богам с другими именами. Но раз мы уже отмстили существенную связь между урбанизацией и секуляризацией, нам незачем тратить время на сожаления по этому поводу. Нам важно показать, что и с библейской точки зрения подвижность можно оценивать положительно. Не стоит пренебрегать теми опасностями и трудностями, которые она по-


рождает, однако следует признать, что подьижность открывает перед человеком новые возможности.

Если мы хотим теологически осмыслить подвижность как яв ление, уместно испомнить, что отношение к Богу древнего Израиля возникло в условиях, когда Его народ вел кочевую жизнь и по большей части не имел постоянных жилищ. Лишь во время относительно коротких периодов своей истории евреи имели «собственный дом&, но такие периоды обычно считаются наименее плодотворными в жизни jToro народа. Бегство из Египта, блуждание в пустыне, завоевание Ханаана стали центральными событиями в процессе формирования веры Израиля. Деятельность величайших пророков, Иеремии и Второнсайи, приходится либо на то время, когда безопасность их страны была пол угрозой, либо на время изгнания. После того как евреи вернулись на родину в эпоху Эзры и Неемии, их пророческая интуиция стала слабее, чем раньше. По сути тот универсализм, который возник во время изгнания, был почти забыт б период регресса, которым сопровождалось возвращение. Коротко говоря, евреи ближе всего подошли к исполнению своего призвания, возможно, именно тогда, когда они странствовали и не имели дома.

Самые важные черты ветхозаветного Бога Ягве связаны с тем, что Он подвижен. Он — Господин истории и времени. У Него нет определенного места в пространстве^Именно потому, что Ягве, как и евреи, был кочевником, во время заселения Ха наана разгорелись грандиозные сражения между Ним и баллами. Борьба началась из-за того, что баалы были признанными боже ствами Ханаана. Когда там наконец осели прежде кочевавшие сыны Израиля, им пришлось решать вопрос о том, что делать с местными богами. Слово «баал* означает ^обладатель» или «житель». Власть ханаанских баалов распространялась на опре деленные сферы деятельности или, чаше, на конкретные города и местности. Они были неподвижными богами. Каждый кон кретный баал требовал от людей поклонения лишь до тех пор, пока они находились в пределах его территориальной юрисдик ции. Баалы были богами малоподвижного народа, который с по дозрением относился к любым переменам.

Ягве, напротив, не был связан ни с каким определенным местом. Правда, Его явления происходили в конкретных ме стах — например, на горе Синай или в горяшем кусте, но Его присутствие, конечно, не было ограничено этими местами. Он не только передвигался вместе со Своим народом, но «шел перед ними» (Исх 13:21). Хотя постоянно существовала угроза того, что представление о Ягве как о кочующем, внеп рост ранет вен ном роге может слиться или смешаться с образами ханаанских ба алов, в конечном счете оно выдержало это испытание и сохра нилось. С появлением Второисайи было' определенно установ-

лено , что даже гору Сион в Иерусалиме нельзя считать местом обитания Ягве. Стало понятно, что Он правит всеми народами и движется, где хочет. Это была важнейшая победа веры в Ягве: ведь историчность еврейского представления о жизни сформиро валась благодаря тому, что Ягве упорно отказывался бить богом домашнего очага.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Могут продолжить обучение на старших курсах университета

При нынешнем положении дел в восточной европе

Делает ее старой верной церковью

сайт копирайтеров Евгений