Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

фигур в истории византийской культуры. Он был видным чиновником, ловким интриганом, жадным приобретателем чинов и поместий и вместе с тем — автором бесчисленных произведений по математике, философии, филологии, богословию, истории, праву, медицине, музыке, астрономии, агрикультуре, не знавшим устали университетским профессором. В целом его сочинения носили компилятивный характер. Однако в трактате «О геометрии и арифметике», в его геометрической части содержалось утверждение, что наиболее частым при вычислении круга является рассуждение об арифметическом среднем между квадратом, описанным и вписанным в круг. Исходя из него для числа л было дано приближение лж-\/8ж2,2828.
В XI в. появляется ряд работ по медицине и фармакологии, среди которых особенно значительным был трактат Симеона Сифа «О свойствах растений». Автор опирался не только на античную традицию, арабскую медицинскую литературу, но и на личный опыт.
Значительно распространяется в XII в. астрология. Пронизанная множеством предрассудков и наивной верой в связь между расположением светил и земными событиями, наука эта тем не менее способствовала расширению представлений о Вселенной и попыток обнаружить в самой природе естественные причины событий.
Расширяются и географические представления византийцев. В трактатах тех лет встречаются живые описания окраин империи и соседних народов.
С конца XIII в. наблюдается известное оживление интереса к математическим наукам. Историк Георгий Пахимер написал парафразу к математическому сочинению Диофанта Александрийского, а также составил руководство к «квадривиуму наук» (т. е. арифметике, геометрии, астрономии и музыке). Большое внимание уделялось и астрономии, находившейся долгое время в застое. Выдающуюся роль в этом отношении сыграли работы Феодора Метохита и его преемников — Никифора Григоры, Феодора Милитениота, Иссака Аргиппа, Николая Ковасилы.
Феодор Метохит был автором целого ряда астрономических трудов («Общее введение в науку астрономии», «Введение в «Синтаксис» Птолемея», комментарий к «Большому «Синтаксису» Птолемея»), снискавших ему большую известность. Благодаря трудам Метохита и его последователей астрономия стала вновь серьезно изучаться.
В число дисциплин, которые разрабатывались в те годы, входила физика с акустикой. Современником Метохита был Никифор Хумн, занимавшийся преимущественно физикой.
Среди учеников Феодора Метохита видное место занимает Никифор Григора (ок. 1295 — ок. 1360 гг.). Известный своей широкой эрудицией в области как гуманитарных, так и естественных наук. Григора увлекался астрономией, геометрией, арифметикой и другими дисциплинами. Как и его предшественники, Григора продолжал изучать произведения античных авторов. Однако он не только комментировал их, но и вносил исправления и устранял ошибки в этих работах. Так, ему принадлежат два труда, первый из которых

272

посвящен установлению правильного исчисления времени празднования пасхи, второй — построению астролябии.
В XIV в. византийский монах Исаак Агрипп Перевел персидские трактаты по астрономии, а также написал «Геодезию» и комментарии к первым шести книгам «Начал» Евклида. Агрипп в специальном трактате изложил способ вычисления квадратных корней и составил их таблицы для натуральных чисел от 1 до 102 с точностью до шестого знака.
Страшные удары нанесли византийской культуре нашествия внешних врагов. В 1202 г. крестоносцы взяли Константинополь и варварски разграбили его. Территория Византии была разделена между западными захватчиками. Хотя через 60 лет Михаилу Палеологу удалось восстановить Византийскую империю, но ее экономика была подорвана. Ремесло стало отставать от западноевропейского. Византийское купечество должно было уступить позиции купцам Венеции и Генуи. В стране усилились отсталые формы феодальной зависимости. К XIV в. Византия потеряла большую часть своих владений под ударами турок-османов. В 1453 г. при взятии турками Константинополя город подвергся полному разгрому.
Вот почему византийские научно-технические достижения приходится в значительной степени отнести к открытиям, по большей части безрезультатно исчезнувшим.
Накопление научных знаний в странах Западной Европы. В отличие от исламских стран и Византии, в Западной Римской империи, подпавшей под власть варваров, не существовало научных центров, где бы до того развивались античное естествознание, философия и математика. Варвары, стремясь выйти из примитивных условий существования и развить собственное производство, обратили внимание прежде всего на обучение элементам латинской грамоты и некоторым практическим наукам.
В завоеванной варварами Западной Европе стали постепенно заново развиваться техника и некоторые наиболее необходимые отрасли естествознания, сначала повторявшие основы античных знаний, а затем уже ощупью продвигавшиеся вперед.
Последовавшее в VII в. завоевание части Западной Римской империи арабами и вражда между христианами и мусульманами препятствовали проникновению греческой образованности с Востока.
В центры учености превращаются образовавшиеся в эти годы монастыри, куда стекались многие зажиточные люди, стремившиеся обрести покой ценой отказа от мирских соблазнов. Важной особенностью монастырей раннего средневековья наряду с молитвами и постами был обязательный физический и умственный труд. Последний чаще всего состоял в чтении и переписке рукописных книг. Поскольку произведений христианских богословов еще почти не существовало, монахи стремились заменить их произведениями

273

античных авторов. Постепенно в монастырях сосредоточивались библиотеки трудов древних авторов.
' В 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден и создал монастырь в Монтекассйно (близ Неаполя). Образцами при его создании послужили монастыри на Востоке (первые христианские монастыри были основаны в середине IV в. в Египте, Палестине, Сирии, Малой Азии и на Балканах). Одна из основных задач бенедиктинских монастырей заключалась в развитии науки. Так, в целях врачевания монахи-бенедиктинцы выращивали лекарственные растения и приготовляли лекарственные средства. И в последующие река ученые монахи-бенедиктинцы сохраняли нередко достаточно высокий для своего времени уровень образованности и познаний в области естествознания. Монастыри сыграли определенную роль в изучении явлений природы.
Одним из первых математиков эпохи христианизации был Исидор Милетский (VI в.), написавший трактат о правильных многогранниках. В начале VII в. Исидор Севильский (ок. 560—636 гг.)' в 20 книгах «Этимологии» — своеобразной энциклопедии раннего средневековья — описал «семь свободных искусств», а также изложил сведения по медицине, естествознанию, геометрии и т. п. Компилятивная по форме и поверхностная по содержанию, «Этимология» Исидора Севильского была в дальнейшем практически обязательным источником огромного числа средневековых исследований, претендовавших на обобщение.
В конце VII — начале VIII в. англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672 или 673—ок. 735 гг.) сделал расчет церковного календаря, связанного с периодичностью' астрономических явлений. В одном из его трактатов содержится полное описание счета на пальцах до миллиона.
Аббат Фульдского монастыря Грабан (Рабан) Мавр2 в VIII в. выпустил энциклопедический сборник «De Universe libri XXII», в котором были собраны сведения из многих • наук, в том числе и краткие очерки естествознания. Однако он не содержал сколько-нибудь оригинальных идей, а почти полностью представлял собой выписки из трактатов античных ученых. Во второй части очерков под названием «Сущность природы» («Deremum naturis», 842—847 гг.) Грабан коснулся вопросов географии, медицины, астрономии, геометрии, ботаники и земледелия.
В Х в. французский монах Герберт, упоминавшийся выше, посетил Испанию, где изучал арабскую математику. Он написал несколько математических трактатов, «Книгу о делении чисел», «Правила счета на абаке» и трактат по геометрии, содержавший наряду с практическими приложениями к геодезии вычисления с обозначающими числа символами.
Сугубо практическим вопросам были посвящены различные
'Впоследствии архиепископ Севильи
"О у л ь д а — ныне город в ФРГ.

274

рецептурные сборники типа «Записок о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.), в которые включалась фактически вся область технической деятельности человека.
Однако сдвиги в науке и технике Запада начались несколько позднее, с конца XI в. Они были вызваны серьезными изменениями в экономике. К этому времени повышается эффективность сельского хозяйства, возникают ремесла, развивается торговля, усиливается рост городов. Крестовые походы способствуют знакомству Европы с культурными достижениями Востока.
В XII—XIII вв. европейская научная литература обогатилась большим числом латинских переводов с арабского и греческого языков. Стали доступными сочинения Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея, Герона, аль-Хорезми, Сабита Ибн Корры, Ибн Сины.
В I половине XII в. английский философ и математик Аделард из Бата (ок. 1075 или ок. 1090 — ок. 1160 или ок. 1150 гг.) и Роберт из Честера перевели на латинский язык астрономические таблицы, основы тригонометрии и «Алгебру» аль-Хорезми. В эти же годы Платон из Тиволи перевел сочинения других арабских ученых. В 1140 г. Герман из Далмации перевел на латынь с арабского языка «Planisferium» Птолемея и некоторые другие трактаты по астрономии и математике. Вторая половина XII в. связана с деятельностью Герардо из Кремоны (1114—1187 гг.), переведшего на латинский язык около 90 трактатов античных и арабских авторов по логике, философии, математике, астрономии, алхимии, физике и медицине. Во II половине XIII в. нидерландский популяризатор трудов античных авторов Биллем ван Мербеке' (Биллем из Мербеке) перевел с греческого на латинский язык некоторые разделы Аристотеля и Прокла, а также ряд трактатов Архимеда и Герона.
Около середины XIII в. при Альфонсе Х Мудром (1221—1284 гг.), короле Кастилии и Леона (с 1252 г.), покровителе наук, на испанском языке появилось сочинение «Ученые книги по астрономии», представлявшее собой компиляцию из многих трактатов по астрономии. По приказу Альфонса Х в Академии Толедо были составлены астрономические таблицы, основанные на данных арабских ученых2. «Альфонсианские таблицы» были популярны во многих европейских странах.
Вместе с тем следует заметить, что католическая церковь подвергала сочинения античных и арабских авторов тщательной цензуре, пытаясь приспособить древних авторов, в том числе и Аристотеля, к Священному писанию.
В этих сложных условиях происходило развитие естественных наук. В XII в. французский философ Гильом из Конта (1080— 1154 гг.) противопоставил четырем основным элементам Аристотеля (огонь, воздух, вода, земля) корпускулярно-теоретическое понимание
'В литературе встречается его измененное имя — Вильям Мербеке. "Считается, что они были составлены на основе так называемых «Толедских таблиц» Заркали, арабского астронома, чья деятельность протекала в Испании.

275

материи. В 1150 г. немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская (1098—1179 гг.) написала «Физику» в четырех книгах, в которой, помимо описания отечественной фауны и флоры, обобщила и сведения по традиционной народной медицине.
Теоретические исследования в области механики в XIII в. вел Иордан Неморарий. Он высказал мысль, что вес тела изменяется в зависимости от его положения («gravitas secundum situm»), и пришел к пониманию закона сохранения работы при действии рычага. По представлениям Иордана, если определенный груз поднимается на определенную высоту, то в п раз больший груз поднимается на высоту в п раз меньшую. Иордан Неморарий написал трактаты по алгебре: «Арифметика, изложенная в 10 книгах» и «О данных числах», в которых для выражения общности систематически использовал буквы вместо конкретных чисел.
Упоминавшийся выше Альберт Великий написал несколько естественнонаучных трактатов: «Об алхимии», «О металлах и минералах», «О растениях», «О животных» и др. Заслуга Альберта Великого состоит в составлении подробных комментариев к сочинениям Аристотеля. Он стремился примирить идеи античного ученого с догмами католической церкви. В своих трактатах Альберт Великий проявил обширные познания не только в области алхимии и астрологии, но и в физике, географии, биологии и ботанике. Его сочинения послужили толчком к возрождению описательного естествознания.
Роберт Гроссетет (Большеголовый) (1168— 1258 гг.) считается пионером эмпирического доказательства аристотелевского естествознания, заложившим основы для развития экспериментального метода в естественных науках. Помимо естествознания он занимался астрономией, оптикой, реформой календаря и геометрией.
Выдающееся значение имела деятельность итальянского математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи) (1180—1240 гг.) В 1202 г. он написал, а в 1228 г. переработал «Книгу абака», в которой обобщил математику того времени, индийско-арабские алгоритмы, значительно превзойдя всю математико-алгебраическую литературу XII — XIV вв. Задачи, предложенные в этой книге, постоянно переходили в другие учебники математики вплоть до работ Л. Эйлера (XVIII в.). В 1220 г. Фибоначчи написал книгу «Практическая геометрия», в которой обобщил данные теоретической планиметрии и стереометрии, а также описал открытый им способ вычисления числа л и его значение 3,1418. В 1225 г. он написал «Книгу о квадратах», в которой были изложены методы решения неопределенных квадратных уравнений.
Во II половине XIII в. польский физик и оптик Витёллий (Вителло из Силезии) (ок. 1125—ок. 1280 гг.), занимаясь исследованиями в области оптики, написал многотомный трактат «Перспектива», получивший широкое распространение в Европе. Витёллий сделал ряд открытий, в частности объяснил явление радуги как результат преломления солнечных лучей отдельными каплями воды.
Экспериментальный метод в естествознании явился основой всех

276

сочинений упоминавшегося здесь Роджера Бэкона. В своем главном сочинении «Великое дело», написанном в 1266—1267 гг., он, вскрывая причину господствующего в мире невежества, дал выдающийся энциклопедический обзор науки, включая достижения предшествующих поколений. Бэкон утверждал, что «без собственного опыта не может быть никакого более глубокого познания». Высоко оценивая значение математики для остальных наук, он считал ее «входной дверью» и «ключом» ко всем наукам и постоянно подчеркивал, что «чем шире используется математика, тем меньше шансов остается для сомнений и ошибок».
Роджер Бэкон высказал мнение, что ученый не должен безоговорочно доверять авторитетам, а истинное знание основывается только на экспериментальном методе исследования. Свои идеи Р. Бэкон подтверждал химическими, оптическими и физическими опытами, а также данными астрономических наблюдений.
Английский математик Томас Брадвардин (1290—1349 гг.) написал несколько трактатов по математике, наиболее оригинальным из которых является «Теоретическая геометрия». В ней были изложены некоторые теоремы о звездчатых многоугольниках, описаны изометрические свойства многоугольников, круга, шара, а также результаты исследований иррациональности, углов касания и т. д.
Брадвардин попытался математически выразить зависимость между скоростью, движущей силой и сопротивлением. «Трактат о континууме» он посвятил учению о непрерывном и дискретном, актуальной и потенциальной бесконечности. Его учение на много лет определило интерес физиков, математиков и философов к этим проблемам.
В эти же годы его соотечественник Уильям Гейтсбери ввел в науку о движении понятие ускорения.
Для первой половины XIV в. мы можем назвать еще одного выдающегося ученого, который принадлежал к тому же направлению, что и Р. Бэкон и П. Перегрин. Это Жан Буридан (1297—1357 гг.), профессор Парижского университета. Он занимался физикой, астрономией и механикой. Центральным вопросом для Буридана было выяснение того, что мы теперь называем энергией, т. е. проблема источника движения. Буридан не дал понятия «энергия», но ввел приближенное к нему обозначение и назвал его impetus (от лат. «натиск, заряд»). Этот impetus расходуется в движении. Вместе с тем Буридан утверждал, что при создании мира Бог сообщил небесным телам большой запас impetusa, и в силу этого запаса они совершают непрерывное движение, не требуя, однако, подталкивания со стороны духа.
Со II половины XIV в. в физике начинает формироваться понятие равномерного и изменяющегося движения. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли французский механик, преподаватель Парижского университета Альберт Саксонский (1316—1390 гг.) и особенно его коллега Никола Орем (ок. 1323—1382 гг.). Орем

277

впервые представил графическое изображение движения, которое напоминало разработанный впоследствии метод координат. Следует также сказать, что последние сочинения французский ученый посвятил различным сложным темам числовых отношений и сформулировал понятие иррациональной экспоненты.
В распоряжении узкого круга лиц, которые имели возможность заниматься наукой, имелся теперь не только новый материал для наблюдений, но и некоторые новые приборы и инструменты.
Появился первый оптический прибор — очки. Изготовление очков впервые было осуществлено во Флоренции на рубеже XIII и XIV вв. и оказалось возможным благодаря успехам итальянского стекольного производства. С XIV—XV вв. стекольно-шлифовальное дело начинает быстро развиваться преимущественно в Нидерландах.
Изготовление и применение очков подготовило изобретение подзорной трубы и других оптических приборов, способствовало теоретической разработке основ оптики.
Лабораторное оборудование, предназначенное главным образом для алхимических опытов, становится известным в Европе прежде всего из арабских рукописей, которые с XII в. переводятся на латинский язык. Совершенствуются аппараты для возгонки и перегонки, горны и другое оборудование.
В Западной Европе, так же как и в других странах, цели, ради которых трудились алхимики, были самыми фантастическими. На первом месте стояли по-прежнему попытки отыскать «философский камень», якобы способный превращать неблагородные металлы в золото.
Стремление обогатиться, раскрыть тайну «вечной молодости» толкало многих на тернистый путь алхимических опытов. Появилось множество искателей-одиночек, не прошедших «учения у мастера» и не получивших «откровения и внушения свыше». Такие одиночкиалхимики вынуждены были пробираться к цели с помощью «зело темных и запутанных книг». Их презрительно называли «суфлёрами» (от фр. souffler—раздувать мехи), в отличие от «адептов», одаренных «откровением и внушением свыше». Немало алхимиков трагически кончили свою жизнь от рук разгневанных светских и духовных феодалов, обманутых обещаниями алхимиков их обогатить, или в застенках инквизиции. С таким же рвением (и с такими же плачевными результатами) искали алхимики «эликсир' вечной молодости».
'Эликсир —арабское слово «аль-иксир», от греч. «ксерос»—сухой, означавшее первоначально у некоторых восточных алхимиков мнимое сухое вещество, способное превращать металлы в золото. Когда европейские алхимики стали называть это вещество «философским камнем», то слово «эликсир» приобрело другое значение—мнимой жидкости, способной давать вечную жизнь.

278

Однако в ходе этих поисков делались вполне реальные открытия. Например, алхимики открыли способы получения некоторых кислот — «острой воды». Серную кислоту они получали, нагревая медный купорос (отсюда ее название spiritus vitrioli — купоросный спирт) и квасцы или серу с селитрой. Соляную кислоту, или «соляной спирт» (spirtus salis), приготовляли нагреванием смеси морской соли и серной кислоты. Азотную'кислоту (aqua fortis—крепкая вода) получали нагреванием смеси селитры, железного купороса и квасцов. В тот же период (XIII в.) алхимики изучили и действие «царской водки» (смеси азотной и соляной кислот) на золото. Это действие подробно описал в 1270 г.' монах-францисканец Джованни Фиденца Бенавентура (ок. 1217—1274 гг.). Ему были знакомы способы получения селитры при воздействии азотной кислоты на раствор нашатыря и способ кристаллизации чистых соединений. С XII в. алхимики получали чистый винный спирт путем перегонки'. Спирт же был веществом, которое использовали во многих других химических опытах.
Научная медицина в средние века была "развита слабо — медицинский опыт перекрещивался с магией, астрологическими наблюдениями и религией. Кровопускание и очистка желудка оставались основными, если не единственными лечебными средствами. Чтение «Отче наш» сочеталось с применением порошка из имбиря и корицы (для излечения перелома), а к постели человека, уснувшего летаргическим сном, рекомендовали привязать свинью. Лечебные свойства приписывались драгоценным камням и всевозможным раритетам, например печени жабы. Еще в XIV и XV вв. лучшие специалисты рекомендовали для борьбы с болезнью подвешивать больного за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз. Хирургия находилась под запретом. Практической хирургией занимались только цирюльники. Отрицательно относился к хирургии и Парижский медицинский факультет.
Однако интерес к изучению устройства человеческого тела пробуждался и принимал довольно суровые формы. Так, хронист Салимбине рассказывает о медицинских экспериментах императора
'По другим сведениям, это открытие было сделано на арабском Востоке (ар-Рази, IX в.), в эллинистическом Египте (женщина-алхимик Клеопатра, II в. н.э.). Упоминания о перегонке можно найти также в древнеегипетском папирусе Эберса, относящемся примерно к 1500 г. до н. э. Египтяне считали перегонку своего рода искусством, а жрецы в храмах изучали и охраняли это искусство как тайную науку. Однако эти данные слишком неопределенны. Во всяком случае лишь в европейских рукописях XII в. говорится о характерном свойстве спирта — его горючести. Любопытно, что арабское слово «ал-кохл» (в латинизированной форме «алкоголь»), давно употреблявшееся в алхимической литературе, вначале вовсе не означало спирта. Так именовалась сурьмяная мазь для глаз (восточный корень, от которого происходит русское слово «сурьма», имеег то же значение—мазь, притирание). В дальнейшем алхимики стали называть «алкоголем» тонкий порошок сурьмы, затем,—любой порошок, получаемый путем возгонки (сублимации) Когда было открыто получение винного спирта, его за «тонкость» стали именовать «духом вина» (spiritus vini) или «алкоголем», по аналогии с тончайшими порошками.

279

Фридриха II (1212—1250 гг.), который обильно угостил двух людей, а затем одного отправил спать, а другому приказал бодрствовать. Через некоторое время он приказал умертвить обоих, вскрыть желудки и установить, в каком случае пища усвоена лучше. Представления об устройстве и функционировании человеческого организма оставались смутными. Желудок трактовался как котел, в котором пища варится представ- ^ помощью огня, выделяемого печенью, служащей очагом.

Период после крестовых походов характеризуется накоплением новых знаний. Это всецело относится и к географическим открытиям того времени.
В результате монгольских завоевательных походов образовалась военно-феодальная Монгольская империя, включавшая территорию Северного Китая, Туркестан, Иракское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Европейцы, узнавшие об этом, стремились расширять торговые связи с богатыми монголами, заручиться их поддержкой в своей борьбе с мусульманами «за гроб господень».
Уже в 40—50 гг. XIII в. из Западной Европы к монгольским ханам отправлялись миссии, преследовавшие не только дипломатические, религиозные, но и специальные разведывательные цели. Для этого использовались монахи доминиканского и францисканского орденов. В 1245—1247 гг. францисканцы Джованни дель Плано Карпйни и Бенедикт Поляк по пути в столицу монголов Каракорум пересекли Центральную Европу, Прикаспийские степи и часть Центральной Азии. Карпйни оставил «Исторический обзор» (или «Историю монголов») о нравах монголов, их жизни, религии, государственном устройстве.
В 1249 г. доминиканский монах Андре Лонжюмо совершил путешествие в Каракорум через Сирию, Ирак, Иран и закаспийские пустыни.
Важные географические сведения собрала другая францисканская миссия в Каракорум — фламандца Гильома (Виллема) Рубрука. В 1252—1255 гг., отправившись из Палестины, Рубрук пересек Черное море, добрался до низовьев Волги, затем поехал на восток, несколько севернее Аральского моря и Сырдарьи, достиг Каратау, озера Балхаш. В декабре 1253 г. Рубрук увидел столицу монголов. В своих записках «Путешествие в восточные страны» Рубрук первым в европейской литературе указал на одну из основных черт рельефа Центральной Азии — наличие Центрально-Азиатского нагорья. Он описал в общих чертах страны Центральной и Восточной Азии

280

и указал, что Северный Китай прилегает на востоке к океану. Рубрук собрал интересные сведения о китайцах («катайцах»), маньчжурах, корейцах и других народах Северной Азии.

Помимо дипломатов и шпионов в рясах, большую роль в изучении новых стран сыграли купцы. Им, как и монахам, поручались различные дипломатические и шпионские задания, но главную свою задачу они видели в установлении торговых связей с азиатскими странами. Для ведения торговых операций необходимо было знать налоги и пошлины, иметь представление о путях, средствах сообщения и торговых пунктах. На все эти вопросы отвечал составленный в XIV в. флорентийцем Фран-
ческо Бальдуччи Пеголотти справочник-путеводитель «Практика торговли», или «Книга описания страны». Этот и подобные справочники послужили основой для развития коммерческой географии XIX в., или, как ее называют до сих пор, экономической географии.
Средневековые арабоязычные географы начали составлять такие путеводители задолго до XIII в. К первым западноевропейским сочинениям такого рода относится книга венецианского путешественника Марко Поло (ок. 1254—1324 гг.), который в 1271— 1275 гг. совершил путешествие на Дальний Восток, достиг Пекина и острова Суматра. Итогом его путешествия явилась «Книга о разнообразии мира»', в которой он представил много новых сведений о различных странах Центральной, Восточной и Южной Азии, описание местностей, городов, нравов и быта их жителей, двора великого хана монголов и китайского императора. В книгу вошли также рассказы его отца Никколо и дяди Маффео, трижды пересекавших Азиатский континент. Марко Поло описал природу и минеральные богатства увиденных им стран, сообщил о многих лекарственных и ароматических веществах, красителях, об использова-
'Марко Поло написал свою книгу в генуэзской тюрьме в 1298 г., куда попал по невыясненным причинам.

281

нии в лечебных целях препаратов, полученных при обработке бамбука, хлопка и шелка. Благодаря Марко Поло европейцы узнали, что уголь и нефть можно использовать в качестве топлива.

Книга Марко Поло служила одним из руководств для картографов.
Некоторым дополнением к описанию Южной и Восточной Азии являются письма итальянского монаха Джованни Монтекорвино. Около 1289 г. этот миссионер был послан папой в Тебриз. Монтекорвино сделал хорошее описание Южной Индии. В 1293 г. он морем перебрался в Китай, где прожил около 35 лет.
Двенадцать лет путешествовал по Азии францисканец Одорико из Порденоне. Возвратившись на родину в 1330 г., Одорико составил описание своего путешествия, с изрядной долей вымысла, в котором повествует о пребывании в Южной Индии, на Цейлоне, о плавании к Суматре и Яве, посещении Вьетнама, Южного Китая, Тибета с его столицей Лхасой.
В 1339—1353 гг. монах Джованни Мариньола совершил путешествие в Азию. В 1342 г. он прибыл в Пекин, где прожил четыре года. Оттуда он добрался до Индии и Ормуза, затем сухим путем — в Палестину и в 1353 г. прибыл домой в Авиньон.
В начале XV в. кастильский король Энрике III отправил посольство к Тимуру в его столицу Самарканд. Во главе посольства стоял Руй Гонсалес Клавихо, который вел во время своего трехлетнего путешествия (1403—1406 гг.) подробный дневник. Этот дневник, вышедший под названием «История великого Тамерлана», давал новые географические сведения о Средней Азии и соседних областях Северного Ирана.
С 1424 г. путешествовал по Азии венецианский купец Николо Конти. Из Дамаска Конти переехал в Ормуз, оттуда морем добрался до Северо-Западной Индии, побывал на Цейлоне. В 1444 г. Конти вернулся в Италию, где при покровительстве папы Евгения IV издал свои рассказы «Четыре книги об изменчивости судьбы».
В конце XIII в., как полагают некоторые ученые, предпринимаются попытки достичь «Индийской страны», следуя на запад через Атлантический океан.

282

Около 1291 г. итальянцы Тедизио Дориа и Уголино Вивальди, пройдя Гибралтарский пролив, обогнули мыс Джуби (Западная Сахара) и двинулись на запад. Однако, как свидетельствуют хроники того времени, «какая судьба постигла этих мужей и каким был исход их великих намерений, об этом слух никогда до нас не доходил».
С начала XV в. в связи с успешно завершенной реконкистой крупные экспансионистские экспедиции к берегам Юго-Западной Африки предпринимает Португалия. Организатором этих морских экспедиций был принц Генрих (1394—1460 гг.), получивший в XIX в. прозвище «Мореплаватель». В 1415 г., захватив Сеуту (СевероЗападная Африка, нынешнее Марокко), он узнал, что к югу от Атласских гор простирается огромная пустыня Сахара. За полосой пустынь в Западной Африке текут реки Сенегал и Нигер. Основав на мысе Сан-Винсенти обсерваторию и мореходную школу, Генрих вскоре добился^того, что португальские мореплаватели продвинулись до мыса Бохадор. В 1419 г. два португальских дворянина, отправленные на Бохадор, случайно открыли остров, сплошь покрытый лесом (по-португальски madeira — лес). Так был открыт остров Мадейра.
В 30—40 гг. XV в. Гонсалу Велью Кабрал, посланный Генрихом на поиски новых земель, открыл остров Санта-Мария из группы Азорских островов, чуть позже были найдены острова Корву и Флориш. С этого времени начинается португальская колонизация
этого архипелага.
В 1434 г. торговец рабами Жил Эаниш достиг Канарских островов. В 1436 г. его спутник, придворный Генриха Мореплавателя, Альфонс Гонсалвиш Балдая прошел до 23° северной широты и открыл бухту Рио-де-Оро. В 1441 г. Антан Гонсалвиш и Нунью Триштан достигли мыса Бланке. В 1443 г. экспедиция под началом Нунью Триштана, обогнув мыс Бланко, высадилась на островах Арген, где захватила несколько десятков чернокожих жителей. В Лиссабоне они были очень выгодно проданы. С этого времени начинается настоящая охота за «живым товаром». Одна за другой предпринимаются новые экспедиции. В 1445 г. Диниш Диаш достигает Зеленого Мыса, а в 1446 г. Алвару Фернандиш — устья реки Гамбия. В 1447 г. уже известный нам Нунью Триштан, охотясь за рабами, продвинулся на юг за 12-ю параллель. Попытка захватить рабов закончилась для Триштана трагически — он и его команда 'были убиты туземцами.
Развитие образования в Западной Европе. В период раннего средневековья школы преимущественно существовали при церквях и монастырях. Церковь определяла их программу и подбирала состав учащихся. Находившиеся в руках духовенства, эти школы был предназначены почти исключительно для будущего церковного причта и давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета.
Однако, создавая школы, церковь вводила в них преподавание некоторых' элементов светского образования, унаследованных феодальным обществом от древнего мира. Приспособив эти элементы
'Реконкиста — отвоевание страны у мавров.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Даже по современным масштабам вавилон был большим городом

Греки еще в крито-микенский период от этрусков римляне заимствовали секреты строительства арочных
Вида заканчивается начальный период формирования человека
Из других стран могут безопасно прибыть в наше королевство для производства тканей

сайт копирайтеров Евгений