Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сухая перегонка, основанная на принципе дистилляции XIV в
В IX в. арабы усовершенствовали процесс дистилляции и научились производить спирт, который длительное время использовался только как антисептическое средство. Подробный перечень химического оборудования, применявшегося в то время при перегонке, возгонке, растворении, кристаллизации веществ, описал
' Происхождение терминов «алхимия» (по-арабски «ал-кимия») и «химия» (то же слово, но без артикля «ал») исследователи объясняют по-разному. Одни производят его от «Кеме» или «Хеме» («Черноземная») —так называли свою страну древние египтяне. Другие связывают его с греческим словом «хюмос» — сок, третьи — с греческим же «хюма»—жидкость, означавшим также расплавленный металл и литейное дело в целом. Поэтому средневековое исходное значение слова «химия» можно истолковать либо как «египетская наука», либо как «наука о растительных соках», либо как «наука о плавке металлов»
^то представление получило развитие в работах западноевропейских алхимиков.

260

в своих трудах ученый ар-Рази' (865—925 гг.) —знаменитый врач и алхимик иранского 'происхождения, работавший в Багдаде несколько позже Джабира. Ар-Рази написал 21 книгу по алхимии, причем главная из них, содержавшая описание разнообразных химических процессов и необходимого для этих целей лабораторного оборудования, именовалась «Книга тайны тайн» («Китаб Сирр аль-Астар»). Ар-Рази упоминает различные типы горнов (в том числе «ат-таннур»—плавильный горн особой конструкции), жаровни, фитильные и пламенные (нефтяные) горелки, литейные формы, мензурки, колбы, склянки, тазы, тигли, банки. Перечисляются такие инструменты, как литейные ковши, напильники, шпатели, молотки, щипцы и т. д. Ар-Рази изобрел гидростатические весы для измерения плотности веществ.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Муваффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. Он указал на использование мазей, дистиллятов и простых химических соединений «ргутного эфиона» (черный Hg S), киновари и сулемы для лечения кожных болезней, природной соды, извлеченной из золы растений, и квасцов для остановки кровотечений, окиси и сульфата цинка при лечении глаз, природной буры и нашатыря для лечения различных болезней, ряда растительных кислот, таких, как таннин.
В XIII — XIV вв. в Западной Европе стали распространяться трактаты псевдо-Джабира2. Эти сочинения содержали много сведений из области практической алхимии. Так, в них было дано описание использования целого ряда химических соединений, например азотной кислоты и царской водки; получения и отделения одних металлов от других; получения, обработки и дистилляции растительных масел; сублимации и дистилляции ртути; применения щелочей и мыла; прокаливания в специальных печах и т. п. В трактатах были приведены рецепты получения некоторых соединений: поташа — при сжигании серы, соды — при сжигании морских водорослей, едкого натра — при смешении соды с известью. В них также сообщалось, что едкий натр является растворителем серы, что металлы образуются при смешивании ртути и серы, причем сера считалась носительницей горючести, а ртути, как основе металлов, приписывались определенные качества, которые она придавала металлам, в том числе плавкость, блеск, вес и т. п.
В VIII и особенно в IX — Х вв. арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии, астрономии и географии. Свои исследования арабские астрономы осуществляли на основе обширных опытов, проводимых на территории халифата. Так, в конце VIII в., во времена халифа аль-Мамуна, была предпринята
'Имя ар-Рази (латинизированное имя — Разес) означает «из города Рея» (Иран). Полное имя ученого—Абу Бакр-Мухаммед Ибн Закария-ар-Рази. 2 Псевдо-Джабир — в действительности анонимный автор.

261

попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал и альХорезми. Было установлено, что длина градуса составляла 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40,700 км. Ученые предпринимают попытки написания географических сочинений, ведутся работы по экономической географии, топографии и климатологии. Так, в Х в. Абу-ль-ан-Найризи (латинизированное имя—Анариций) написал трактат об атмосферных явлениях. В XII в. на Пиренейском полуострове распространились сведения, собранные Ибн Алаввамом в его трактате на арабском языке. Этот ученый занимался изучением почв, удобрений, способов орошения, селекцией деревьев, а также выращиванием зерновых культур и садоводством.
В IX — XII вв. в науке арабских стран на первый план вышли вычислительная математика, связанная с коммерцией арифметика, алгебра, приближенные вычисления, учение о числе, тригонометрия. Значительное развитие получили астрономия \и оптика.
В IX — Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу-ль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы. Аль-Баттани (ок. 850 или 858—929 гг.) в 910 г. в «Книге по астрономии» уточнил многие данные Птолемея, а также произвел вычисления с тригонометрическими функциями и их взаимными соотношениями. Аль-Баттани ввел термин sinus и составил таблицы котангенсов.
Крупнейшим математиком и астрономом IX в. был Сабит Ибн Корра. Именно в его переводах дошли до нас сочинения Архимеда, которые не сохранились в греческом оригинале. Собственные математические трактаты Ибн Корры содержат оригинальные открытия автора. Так, наряду с операциями над отношениями он применяет к непрерывным величинам арифметические действия умножения и сложения. Это сыграло существенную роль в подготовке расширения понятия числа до положительного действительного, которое осуществил впоследствии Омар Хайям.
Известен трактат «Книга о механике», принадлежавший знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы — трем братьям Бану Муса (IX — Х вв.)'. Среди механических устройств, описанных в «Книге о механике», имеются сведения о приспособлении для поддержания постоянного уровня воды в сосуде. Трактат братьев Бану Муса породил целый ряд комментариев и трактатов, написанных на его основе.
Механическим устройствам для поднятия воды посвящен трактат Абу-ль-Из-за Исмаила аль-Джазари (XII—XIII вв.) «Книга о познании инженерной механики». Такого же рода устройства рассматриваются в трактате Мухаммеда Ибн Али аль-Хурасани
'Некоторые источники приписывают его одному из братьев—Ахмаду, наиболее сведущему в механике

262

«О водяных колесах» — о подъеме воды и служащих для этого механических устройствах.
Многочисленные описания всевозможных механических устройств, применявшихся в разных странах ислама, содержатся в трактатах аль-Кинди Якута и Ибн Халдуна.
Для своих измерений арабские астрономы с Х в. начинают использовать секстант, радиус которого составлял около 17 м. Во второй половине XIII в. в городе Марага (Иран) по совету арабского математика и астронома Насирэддина ат-Туси (1201—1274 гг.) была построена одна из крупнейших в средневековье астрономическая обсерватория. В ней работали более 100 ученых из разных стран, в том числе и китайские астрономы. Сам же Насирэддин ат-Туси в 1260 г. написал «Трактат о полном четырехугольнике». Этот труд считался вершиной арабской тригонометрии. В нем описаны теоремы синусов для решения треугольника, а также изложены основы сферической геометрии. В 1265 г. Насирэддин ат-Туси предложил способ вычисления корней любой степени, напоминавший методы древнекитайских математиков.
В VIII — XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Важную роль в развитии науки этого периода сыграли сохранившиеся примерно 100 экземпляров зидж, древнейшие из которых были созданы на территории современного Ирака.
Видный арабский философ аль-Кинди (ок. 800—ок. 870 гг.), в учении которого причудливо сочетались идеи Платона, Аристотеля и некоторых восточных авторов, посвятил специальный труд оптике. Оптикой с большим успехом занимался также ученый Ибн альХайсам, уроженец Басры (Ирак) (965—1038 или 1039 гг.), известный в Европе под латинизированным именем Альгазен. В своем труде «Оптика» (30-е гг. XI в.) он рассматривал различные типы зеркал, законы преломления света, увеличительное действие плоско-выпуклой линзы, впервые упоминал камеру-обскуру' и т. д. Он также первым подробно изучил анатомию и функции человеческого глаза. Альгазен экспериментально доказал несостоятельность флюидной теории видения Пифагора и Платона, трактовавшей процесс видения как результат исхождения из глаз лучей — флюидов. Альгазен высказал идею о действии на предметы солнечного света и о возможном отражении его лучей от поверхностей окрашенных предметов. Лучи, исходящие таким образом от отдельных точек видимого предмета, попадая непосредственно на глаз человека, вызывают у него зрительные ощущения. Он высказал предположение, что свет требует времени для своего распространения.
'Кдмера-обскура — простейшее оптическое приспособление (темная камера с одним малым отверстием), позволяющее получить на экране изображение предметов Мнение некоторых авторов, что идея камеры-обскуры была знакома еще Аристотелю, является спорным

263

В период развития раннефеодальных общественных отношений в Средней Азии представителями таджикской' и других народностей было достигнуто много важных результатов в области точных и естественных наук. Важнейшими центрами культурной деятельности были Бухара, Самарканд, Мера, Ургенч, Кят (Хорезм) В этих городах в Х — XI вв. строились обсерватории,создавались библиотеки и т. д.

Из среднеазиатских ученых следует назвать прежде всего математика IX в. Мухаммеда бен Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850 гг.}2. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринягая впоследствии европейской математикой. В переработанной им «Арифметике» Диофанта — «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабала») были приведены два основных правила решения уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» — «алгебра» для обозначения всей науки о решении уравнений3.
Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
Современником аль-Хорезми был другой среднеазиатский ученый — астроном Ахмед аль-Фергани (латинизированное имя — Альфраганус), написавший «Книгу,о небесных движениях...». Его труд имел широкое хождение в Западной Европе и был переведен на латинский и другие европейские языки.
Именно в Средней Азии этого периода выдвинулись мыслители и ученые, развивавшие, в противовес официальной схоластике, материалистические элементы творчества Аристотеля и античных авторов. Так, замечательный философ, последователь Аристотеля, ' К IX в в Средней Азии стала складываться таджикская народность В связи с общим процессом распада Арабского халифата в Средней Азии утвердилась местная таджикская династия Саманидов
""Полное имя Хорезми — Абу Абдулла Мухаммед бен Муса аль-Маджус альХорезми
^Появившееся в XVI в латинизированное имя ученого аль-Хорезми связано с вошедшим в математику термином «алгоритм», означавшим в то время решение задач с помощью уравнений на основе установленных правил — алгоритмов

264

Абу Наср аль-Фараби (870 — 950 гг.) разработал учение о вечности материи и несотворенности мира, явно противоречившее догматам Корана. Аль-Фараби, опираясь на знание сочинений античных философов, создал арабскую энциклопедию наук того времени. Составленный аль-Фараби комментарий к античным сочинениям принес ему почетное звание «второй учитель» («первым учителем» считался Аристотель).
Стихийно-материалистические и рационалистические идеи содержались и в трудах знаменитого таджикского мыслителя, ученого, врача и писателя Абу Али Ибн Сины (латинизированное имя — Авиценна) (ок. 980—1037 гг.). Впрочем, эти идеи были выражены у него не столь ясно, как у аль-Фараби, и сочетались с идеалистическими высказываниями. После завоевания Саманидского государства Караханидами, поддерживавшими наиболее реакционные слои мусульманского духовенства и богословов, Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в Ургенч, а затем в Иран. В философии Ибн Сина продолжил традиции Аристотеля, прокомментировав на арабском языке его сочинения в 20 томах. Авиценна осмыслил и переработал знания античных медиков (Галена), объединив их с медицинскими предписаниями своего времени в «Каноне врачебной науки» («Китаб аль-Канун фи-т-Тиб»')—замечательном трактате энциклопедического характера. Предвосхищая позднейшие открытия, он выдвинул гипотезу о невидимых глазом возбудителях лихорадки, т. е. инфекционных заболеваний, которые передаются при помощи воды и воздуха. Помимо медицины в «Каноне» были затронуты вопросы астрономии и минералогии. Широкое распространение в то время имела предложенная Ибн Синой классификация минералов. Все минералы он делил на камни, плавкие тела, т. е. металлы, серные, т. е. горючие, вещества и соли.
Свои суждения о природе Ибн Сина строил на наблюдении фактов и экспериментах, выступая одним из первых поборников опытного знания в средневековом мире. Ибн Сина изучал движение тел, свойства инерции, состав и свойсгва минералов, причины образования гор, состав и происхождение живых существ и т. д.
Столь же замечателен был вклад в развитие естественных наук великого хорезмийского ученого-энциклопедиста Абу-р-Рейхан альБируни (973—ок. 1050 гг.), современника Ибн Сины. Он создал капитальные работы по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т. д.
Вопреки. Корану аль-Бируни допускал возможность движения Земли вокруг Солнца. Сам он выполнял астрономические наблюдения в связи с определением координат различных пунктов Хорезма. Аль-Бируни доказал, что изменение лунных фаз зависит от
'На латинском языке этот труд впервые был издан в Венеции в 1472 г Имя Авиценны встречается и в старинных русских медицинских рукописях

265

 

различного освещения Луны Солнцем. С удивительной точностью (погрешность в 45") он вычислил угол наклона эклиптики к экватору и исследовал исторический ход его изменения. Столь же правильно определил он и радиус Земли.
В области минералогии и геологии аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для развития минералогии имел его обширный труд «Собрание сведений о познании драгоценных минералов», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов и т. д. Он первый обратил внимание на окаменелости животного и растительного происхождения для выяснения истории земной поверхности. Так, он высказал мнение, что КараКумы были некогда дном моря.
Абу Райхан Бируни
Аль-Бируни производил различные опыты при помощи сконструированных им самим приборов. Он вообще призывал «прибегать к опыту и доверять ему только на основе его проверки».
Всемирно известный своими философскими четверостишиями (рубай) Омар Хайям (ок. 1048 — ок. 1123 гг.) выдвинул три гипотезы об остром, тупом и прямом углах /четырехугольника, называемого сегодня четырехугольником Саккери. Дал изложение решения уравнении до третьей степени включительно. Омар Хайям расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа, окончательно преодолев тем самым ограничения, обусловленные концепцией числа пифагорейской школы.
Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1/394— 1449 гг.). В 1428 — 1429 гг. он построил одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами — уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана . В своем главном сочинении «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедит-и Гурагони») Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы
'После убийства Улугбека в 1449 г. его обсерватория была разрушена.

266

движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.
Сотрудник обсерватории Улугбека Джемшир Ибн аль-Каши в своих вычислениях стал использовать десятичные дроби, считая их своим открытием'. Аль-Каши определил длину окружности с помощью последовательного извлечения корня как среднее арифметическое периметров описанного и вписанного правильного многоугольника с числом сторон 3-228. Он получил приближенное значение числа с точностью до 17-го десятичного знака2.
Важным районом научно-технического развития была Южная Испания, составлявшая Кордовский эмират внутри Арабского халифата, а с I четверти Х в. сделавшаяся особым Кордовским халифатом. В результате взаимодействия культуры пришельцев, и многонационального местного населения в IX — XV вв. там наблюдался подъем культуры. В высших школах Кордовы, Барселоны, Гранады, Саламанки, Севильи, Толедо и других городов помимо мусульманских официальных богословско-схоластических премудростей преподавались философия, математика, астрономия, медицина и другие науки. В библиотеке кордовского халифа Хакама II (II половина Х в.) имелось до 400 тыс. рукописей. Здесь же были открыты и общеобразовательные школы. Поскольку в научных центрах халифата велась большая работа по переводу античных рукописей с греческого на арабский3 и с арабского на латинский, то в Кордовский халифат приезжали не только ученые со всех концов мусульманского мира (в том числе из Средней Азии, Ирака и т.д.), но и из Европы. Уже упомянутый выше изобретатель часов Герберт учился в школах Барселоны и Кордовы. Он великолепно знал арабский язык.
Уроженцем Кордовы был один из величайших мыслителей средневековья Абу аль-Валид Мухаммед Ибн Рушд, известный в Европе под именем Аверроэса (1126—1198 гг.). Деятельность его началась в Марокко, где также возник ряд научных центров. За вольнодумство он был изгнан, а его сочинения по требованию духовенства сожжены. Однако в дальнейшем ученый добился реабилитации. Работал он также в Севилье и Кордове. В произведениях Ибн Рушда выдвигается мысль о том, что бытие бога «совечно» материальному миру. Источник движения материи лежит в самой материи. На примере движения небесных тел Ибн Рушд доказывает, что оно «не новый факт, а вечное движение», а для того, «чтобы становиться каждый раз новым, оно не нуждается в особой причине». Превосходный знаток античной философии, Ибн Рушд переводил и комментировал Аристотеля, подкрепляя и развивая материалистические и рационалистические элементы учения античного философа. В этом кордовский мыслитель продолжал традиции аль-Фараби
'Десятичные дроби были известны в III в. в Китае. В Европе с ними познакомились лишь в XVI в.
Европейские математики подобное приближение получили лишь в XVI в. Арабский язык сделался в то время одним из признанных мировых языков.

267

и Ибн Сины. Ибн Рушд, стремясь оградить естественные науки и философию от опеки духовенства и богословов, выдвинул идею двойственности истины, решительно отделяя знание от веры. Идеи Аверроэса оказали большое влияние на передовую научную мысль Западной Европы и вызвали там злобные нападки духовенства — на этот раз католического. Аверроизм был официально осужден и Парижским университетом, и папским престолом.

Среди естественных наук большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы внесли заметный вклад в знания человечества о Земле. Так, Азия в большей части стала известна западноевропейцам благодаря арабским путешественникам. Они расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их поИбн Рушд (Аверроэс) ^^ Западная Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.
Самым древним из известных арабских трактатов по географии является «Книга путей и государств», составленная в середине IX в. Ибн Хордадбехом. В этом труде была собрана и обработана масса донесений чиновников и купцов об азиатских странах до Китая. Имеются сведения о маршруте русских купцов по Дону и Волге через Каспийское море и на юг. Ценные сведения о народах Восточной Европы содержала энциклопедия арабского географа Ибн Руста «Дорогие ценности», появившаяся в начале Х в. В 20-х гг. Х в. Ахмед Ибн Фадлан, совершив путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию, оставил ценнейшую «Записку», которая и в настоящее время является богатым источником сведений по истории народов этих районов.
Крупнейшим арабским путешественником Х в. был Масуди (конец IX в.—956—957 гг.). Его общие географические представления сложились под влиянием Птолемея. Вместе с тем путешествия арабских мореплавателей, описания их странствий заставили Масуди усомниться во многих утверждениях учителя. До нас дошло свыше 20 его трактатов, в которых он описал Переднюю и Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, Северную и Восточную Африку, Индию, Китай и Яву.
Подробные описания стран Ближнего Востока и Средней Азии

268

оставил арабский путешественник Х в. Истахри. Свои длительные странствования по мусульманским странам от Испании и СевероЗападной Африки до Индии описал Ибн Хаукаль. В «Книге путей и царств» (II половина Х в.) он дал описание крупных портов Персидского залива и Аравийского моря.
Крупнейшим географом XI в. был великий хорезмийский ученыйэнциклопедист аль-Бируни. Во время своих путешествий он изучил Иракское нагорье, Центральную Азию, собрал обширный материал об Индии.
К середине XII в. арабский ученый Абу Абдаллах аль-Идриси собрал обширный материал для своего труда «Развлечения истомленного в странствии по областям», включавшего новые сведения по Африке и Центральной Азии. На основе данных древних и средневековых авторов Идриси составил две карты мира: круговую большую и четырехугольную, на 70 листах. Однако составленные им карты страдали большими искажеяиями и неточностями, отсутствовала и градусная сетка.
В 1224 г. географические познания арабов были обобщены в многотомном географическом «Словаре стран» аль-Кинди Якута. Многочисленные путешествия автора по странам Восточного Средиземноморья, Персидского залива и Средней Азии позволили ему составить их правдивое описание. Ценнейшим источником средневековой истории является книга «Путешествия Ибн Баттуты». Автор этого труда за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тыс. км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана от Мозамбикского до Малаккского пролива и плавал в Южно-Китайском море. Ибн Баттута (1304—1377 гг.) пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Наука и техника Византии. Освоение древнего наследия в области естествознания и его дальнейшее развитие в странах раннефеодальной Европы было поставлено в очень трудные условия. Византия, явившаяся главной наследницей античной культуры после падения Западной Римской империи, первая испытала результаты нетерпимости христианской церкви, как только последняя стала государственной. С IV в. началось наступление на «языческую» науку и философию на эллинистическом Востоке. Уничтожен был научный центр в Александрии. Величайшее культурное сокровище античности — Александрийская библиотека была сожжена религиозными
фанатиками'.
В 415 г. толпа фанатиков растерзала в Александрии Ипатию—
'В западноевропейской исторической литературе долго приписывали этот варварский акт халифу Омару (VII в.), якобы заявившему: «Если в собранных там писаниях содержится лишь то, что в Коране,— они излишни; если там содержится иное, чем в Коране,— они вредны». Новейшие исследования показали, что сожжение Александрийской библиотеки относится к IV в. и совершено оно христианскими монахами-фанатиками.

269

выдающуюся ученую, занимавшуюся философией, астрономией и математикой. В VI в. при императоре Юстиниане была закрыта Афинская школа, просуществовавшая до этого почти тысячу лет.
Но несмотря на все гонения, предпринятые духовными и светскими властями против научных исследований, основанных на опыте и разуме, деятельность византийских ученых продолжалась.
Видным математиком этого периода был Феон Александрийский, отец знаменитой Ипатии, комментировавший математические сочинения древних и преподававший в Александрии. Прокл (V в.) составил комментарии к сочинениям древних математиков. Домнин (V в.) написал трактат по арифметике. В начале VI в. византийский математик Евтоний Аскалонский прокомментировал многие сочинения Архимеда и Аристотеля.
Византийские ученые применяли математические знания в практических целях. Наиболее важным было усовершенствование астролябии Синесием Киренским, который составил специальный трактат об этом важнейшем для навигаторов приборе. Выдающиеся математики VI в. Анфимий из Тралл и Исидор Милетскийг-ирименили свои знания в области архитектуры при постройке храма св. Софии в Константинополе.
Оживленные торговые связи Византии, достигавшие Цейлона, Индии и Китая, позволили таким любознательным путешественникам, как Косма Индикоплевт', автору «Христианской топографии» (VI в.), описать страны, в то время малоизвестные в Европе. Впрочем, и сам Индикоплевт, и позднейшие переводчики его книги дополняли реальные картины этих стран многими совершенно фантастическими домыслами. Так, Косма пытается опровергнуть античную космогонию и заменить ее библейской концепцией Вселенной. Системе Птолемея противопоставляется христианская космография. К-осма утверждает, что Земля имеет отнюдь не шаровидную форму, а представляет собой плоский четырехугольник, наподобие Ноева ковчега, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где находится рай. В целом космографические представления Космы были шагом назад по сравнению с системой Птолемея и принесли огромный вред развитию науки о Вселенной.
Появились произведения по зоологии. В них описывались чудеса животного мира Индии, содержались сведения, связанные с практическими надобностями сельского хозяйства. Наиболее ранним из подобных сечинений был трактат о животных Индии, написанный Тимофеем Газским (V — VI вв.). Ботаника этого периода была лишь практическая. Растения описывались с точки зрения их применения в медицине.
Химия развивалась в основном только в практическом своем применении — в ремесленном производстве. Так, в VIII в. появились латинские переводы химических рецептурных справочников. Среди них
'В русских переводах — Козьма* Индикоплов. Его «Топография» пользовалась большой популярностью на Руси.

270

трактат «Композиция красильного мастерства», содержавший рецепты красок и известный также под названием «Ключ красильного искусства...». Химические познания использовались при составлении лекарств. Теория химии существовала в пределах алхимии и применялась для получения золота и серебра, а также «философского
камня».
Основой медицинских знаний в Византии служили сочинения Гиппократа и Галена. Несмотря на уничтожение Александрийского научного центра, александрийская медицинская школа сохраняла былую славу вплоть до VII в. Особенно большое внимание уделялось здесь анатомии. Однако распространение христианства, запрещавшего вскрытие человеческих трупов, задержало развитие анатомии. Вместе с тем следует сказать, что антиохийские врачи славились как терапевты. В это время было составлено множество руководств по медицине. В VI в. врач Аэций, а в VII в. Иоанн Александрийский, Стефан Александрийский и Павел Эгинский (625—690 гг.) написали свои сочинения, носившие в целом компилятивный характер, но имевшие некоторые наблюдения по симптоматике болезней, хирургии и фармакологии.
О развитии естественных наук в Византии VIII в. мы знаем очень мало. Некоторый подъем естественнонаучных знаний наблюдается в Византии в IV в. Так, некий врач Лев, получивший прозвище врачамудреца, написал компилятивный труд «Обзор медицины». Его современник монах Мелентий сочинил трактат о строении человеческого тела.
Крупнейшим ученым был руководитель Константинопольского университета (с 863 г.) Лев, получивший прозвище Математика (начало IX в.—869 г.). Этому ученому принадлежали труды по механике и математике. Он изобрел систему световой сигнализации, с помощью которой сообщалось во дворец о событиях, происходивших в государстве. С именем Льва связано изобретение «рычащих львов» и «поющих птиц», приводимых в движение струёй воды. Огромное значение имело применение Львом букв как арифметических символов. Таким образом, он по существу подошел к основам алгебры. Лев составил медицинскую энциклопедию, включавшую выписки из старых книг.
В Х в. при покровительстве и непосредственном участии императора Константина VII Багрянородного была проведена огромная работа по систематизации античной традиции и составлению сборников энциклопедического характера по различным отраслям знаний. Книга «О фемах» содержала сведения о географии Византийской империи. Сельскохозяйственная энциклопедия «Геопоники» представляла собой компиляцию из сочинений античных агрономов, где лишь изредка встречаются сведения, основанные на личном опыте составителей.
Ко II половине XI в. относится деятельность Михаила Пселла (1018 — ок. 1096 гг.)' — одной из самых сложных и противоречивых

271

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Был создан университет в болонье
После изготовления глиняного сосуда его украшали разнообразным орнаментом


С помощью приспособления натягивали тетиву

сайт копирайтеров Евгений