Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

283

к своим потребностям, церковь явилась их невольной хранительницей. Дисциплины, преподававшиеся в церковных школах, назывались «семью свободными искусствами». Грамматика, риторика и диалектика составляли трйвиум («три пути знания»)', арифметика, геометрия, астрономия и музыка — квадрйвиум2 («четыре пути знания»)
Изучение грамматики представляло собой чтение древних греческих и римских авторов. На рисунках того времени грамматика изображалась в виде грозной царицы с суровым лицом, держащей в одной руке нож для подчистки ошибок, а в другой — бич. Риторика прививала навык составления различных документов, писем, речей и т. д. Диалектика, так тогда называли формальную логику, приучала делать всевозможные выводы из какого-либо явления, факта, защищать свое мнение и опровергать чужое. При этом большое внимание уделялось развитию формальной логики, стройности доказательств, а не содержанию.
Знания арифметики сводились по существу к умению считать, вычислять дни церковных праздников. Геометрия давала некоторые знания о странах, это скорее была география с элементами других естественных наук, причем в самом фантастическом виде. Астрономия была не чем иным, как астрологией. Музыка была необходима для того, чтобы исполнять и. самим сочинять церковные псалмы.
Попытка свести воедино элементы образованности, унаследованные от античности, была осуществлена в VI в. Кассиодором (ок. 487 — ок. 578 гг.) и Боэцием (ок. 475—524 или 525 гг.). «Учебник божественных и человеческих наук», написанный Кассиодором, был фактически энциклопедией «семи свободных искусств». Боэций, благодаря своим грудам по философии, музыке, переводам сочинений античных авторов, оказал значительное влияние на духовную культуру раннего средневековья. По его сочинениям и переводам античных авторов велось преподавание сначала в церковных школах, а затем и в университетах.
Значительный интерес к античной литературе и светским знаниям, оживление в организации церковных школ, а также общий подъем культуры в Западной Европе относятся ко второй половине VIII — началу IX в. Этот период называют «каролингским возрождением». Позиции церкви в эти годы еще более укрепляются, роль ее возрастает. Повышение церковного авторитета обеспечивалось путем создания слоя грамотных клириков.
По замыслу советника Карла Великого по вопросам просвещения Алкуина (ок. 735—804 гг.) в обязанности монахов вменялась организация монастырских школ. По его совету Карл Великий привлек к их созданию философов и богословов из Италии, где духовенство имело более высокий уровень образования. Так, Карл
'Отсюда слово «тривиальный», т. е обыденный ''Квадрйвиум стал проникать в школу только с XIII в

284

вывез оттуда Петра Пизанского, Павла Диакона, Лейдарда и Теодульфа Помимо церковных школ Карл Великий уделял внимание и светскому образованию. Так, при его дворе были основаны научное общество и светская школа, в которой работали многие ученыеиностранцы. Руководил школой («Академией») уже известный нам придворный ученый Алкуин.
Но учение в школе не было обязательным. Крестьянские дети усваивали необходимые им навыки и в нормальном течении жизни. Ремесленники обычно отдавали своих детей в обучение ремеслу. Школ было немного. Традиции античной школы сохранялись лишь
кое-где
Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами по одной и той же программе. Обстановка в школе не учитывала специфических детских интересов, в монастырских школах была строгая дисциплина.
Появление западноевропейских университетов. Высшая школа возникает в Западной Европе в XI в. в виде университетов1, раньше всего в центрах развитого ремесла, строительства и торговли Италии, Франции и Англии.
В первой половине XI в. в городе Салерно на базе первой светской медицинской школы, существовавшей там с Х в., был основан университет — старейший в Европе. В 1119г. был создан университет в Болонье, ставший впоследствии образцом при организации университетов в других европейских странах. Популярность этого университета настолько возросла, что уже к 1150 г. в нем обучалось 10 тыс. студентов из разных стран. В 1160 г, был основан Парижский университет2, в 1167 г.— Оксфордский университет. Затем университеты возникли в Кембридже (1209г.),вПадуе (1222 г.). В 1224 г. был создан государственный университет Сицилийского королевства 6 Неаполе, в 1225 г.— в Саламанке. В 1348 г. Карл IV основал в Праге Карлов университет. В 1364 г. был организован университет в Кракове (Ягеллонский). В Вене университет возник в 1365 г.
Язык преподавания и науки всюду единый — латинский.
Обычно в университетах было три факультета — богословский (теологический), юридический (факультет права) и медицинский— старшие факультеты. К ним добавлялся четвертый, младший факультет, «артистический» (от ars—искусство), представлявший по сути дела среднюю школу', где изучали «семь свободных искусств».
'Слово «университет» происходит от первоначального названия школы Umversitas magistrorum et sehol anum, т е совокупность руководителей и учеников Преподаватели и студенты университетов образовывали особую корпорацию
^Парижский университет некоторые отождес! вляют с Сорбонной Это не совсем так Следует сказать, что само название «Сорбонна» связано с организацией в 1257 г. капелланом Людовика IX Робертом Сорбонной первого общежития, или коллегии, для студентов и школяров теологического (богословского) факультета
^В средние века отделения высшего образования от среднего не было Школяр (scolanus) обычно поступал в университет с 15—16 лет, после изучения латинского языка в начальной школе

285

К концу XII в. сложились два основных типа средневековых университетов: Болонский, прославившийся преподаванием права, и Парижский, отличавшийся в сфере богословия.
Университет в Болонье возник по инициативе ученых и торговых слоев городского населения. Он представлял собой студенческую организацию, возникшую для защиты интересов приезжавших в город студентов-правоведов. С середины XIII в. здесь появились гильдии студентов, которые, несмотря на протесты преподавателей и городских властей, постепенно присвоили себе руководство всей университетской жизнью. Преподаватели не только не могли голосовать на университетских собраниях, но самый учебный процесс протекал под строжайшим надзором студенческих властей, и за нарушение его профессора подвергались штрафам. Все это сказалось и на содержании преподавания. Университет превратился в очаг распространения свободомыслия "и еретических идей, менее зависи- , мый от церковных властей. Такое положение содействовало разви,-,, тию естествознания и медицины.
Парижский университет, напротив, сложился как организация
преподавателей и с самого начала находился под эгидой католической церкви. Объединения преподавателей — «нации» полностью контролировали положение дел в университете. Студенты не могли голосовать и участвовать в дискуссиях на университетских собраниях. К парижскому типу относились Оксфордский и Кембриджский
университеты.
Позднее, в I половине XII в., появляется другой тип университетов — государственные, которые основывались и содержались королевской властью. Это университеты в Неаполе, Испании, Португалии, Польше, Чехии.
Университет в средние века назывался «школой для всех», т. е. для
всех желавших учиться. Прием в университеты практически не ограничивался. Желавший поступить в него попросту приписывался к тому или иному преподавателю — магистру и имел право посещать занятия'. Главным видом преподавания были лекции и диспуты, устраиваемые в аудиториях, с привлечением студентов. Магистр был не только преподавателем, но и наставником жизни. Как тогда говорили, «из кладезей его вместе с водами мудрости они черпали также и изящество нравов».
Обучение в университетах с самого начала носило богословско-
схоластический характер. Схоласты не открывали и не стремились
'В средневековых университетах существовал обычай уплачивать гонорар лектору из средств, собранных студентами. Они должны были также вносить плату за аренду помещения. Те, кто не вносил этот налог своевременно, оставляли у казначея наиболее ценные вещи (обычно книги). В некоторых университетах беднейшие студенты освобождались от такого налога. Но особенно больших расходов требовало движение по лестнице ученых степеней. Материальное положение студентов было различным. Одни студенты не ограничивали себя ни в чем, а другие были вынуждены либо идти на службу к богатым товарищам, либо переписывать книги, либо просить милостыню.

286

открыть новых истин. Они не исследовали природы, не ставили экспериментов. Исходя из текста Библии, творений «отцов церкви», иных богословских авторитетов и античных писателей (прежде всего Аристотеля), схоласты занимались их толкованием. Кое-что брали они у свой.х мусульманских коллег, а кое-что из иных источников. При этом схоластами проявлялось удивительное легковерие к любым самым фантастическим сообщениям — лишь бы последние не противоречили официальным учениям. Скажем, в основу астрономической картины мира были положены библейские тексты. Бог создал Землю, а над нею твердь непроницаемый небесный купол с плотно закрывающимися окнами. Над куполом имеется бездна воды, которая может водопадами («хлябями» — по-старославянски) изливаться на Землю, если Бог откроет окна в куполе. В целях освещения Земли и для удобства календарных расчетов («для знамений и времен, и дней, и годов») Бог сотворил «светила на тверди небесной». Солнцe, Луну и звезды. По ходатайству достаточно угодного Богу челока движение светил могло быть приостановлено'.
Вначале христианские схоласты, так же как и их мусульманские коллеги, считали, что Земля плоская, как диск, и окружена океаном. Они охотно верили в существование людей с Песьими головами, равно как и рогатых, трехногих и четвероруких людей2. Но существование антиподов, а значит, и шарообразность Земли они отрицали. Правда, постепенно под влиянием трудов античных и арабских авторов официальная богословская наука пошла на некоторые уступки. Виднейший представитель этой науки Фома (Томмазо) Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.) вынужден был допустить, что Земля шарообразна; но насчет того, что Земля — центр мироздания и все светила вращаются вокруг нее, никаких сомнений не допускалось попрежнему. Поскольку, согласно системе Клавдия Птолемея, небесные сферы, объемлющие одна другую, вращаются вокруг Земли, университетские богословы и схоласты не возражали против принятия этой астрономической системы более чем тысячелетней давности. Они лишь поручали ангелам вращать прозрачные птолемеевы сферы, а за восьмой сферой (неподвижных звезд) поместили девятую — Перводвигатель, вращающийся с наибольшей скоростью и направляющий движение всех остальных сфер. А выше этой сферы расположили Эмпирей (от греч. «эмпюрос» — пылающий). По античным представлениям, это была область небесного огня, у католиков она превратилась в обитель самого Господа Бога.
' В Библии рассказывается, например, что, когда легендарному предводителю израильтян Иисусу Навину не хватило дня, чтобы истребить до конца своих ' противников, он с божьего разрешения приказал Солнцу и Луне продолжать подсвечивать его военным операциям. «И остановилось Солнце, и Луна стояла, доколе народ мстил врагам своим».
20 них и многих иных фантастических людях и животных рассказывалось, например, в очень популярном и на Западе (после крестовых походов), и на Руси византийском сказании о владыке государства Каракидань (Туркестан), пресвитере, священнике Иоанне и о чудесах его царства (XII в.).

287

 <<<     ΛΛΛ   

Тетива в таком самостреле натягивалась с помощью ворота
Вавилон представлял собой в плане вытянутый с запада на восток правильный четырехугольник с
Египетская письменность была четырех видов иероглифическая
Их помощников
Ставший впоследствии образцом при организации университетов в других европейских странах

сайт копирайтеров Евгений