Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

разнообразные льняные, шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани. Главным районом производства шелка оставался Китай', а выращивания хлопка — Индия2.

В IX в. арабские путешественники писали, что в Индии делают ткани такого качества, какое нигде больше нельзя увидеть. Ткани были настолько тонки, что их . можно было пропускать сквозь кольцо. Восторженный отзыв о качестве индийских тканей дан в XIII в. Марко Поло. Высокое качество тканей и восторженные отзывы путешественников и купцов порождали легенды и слухи. Еще в XIV в. по всей Европе ходили фантастические представления о произрастании хлопка. Неизвестный льежский автор писал, что «в Индии растет чудесное дерево, на концах которого растут ягнята. Эти ветви такие гибкие, что наклоняются вниз, чтобы ягнята щипали траву на земле».
Китайский шелкоткацкий станок
В Западной Европе текстильное производство охватывало первоначально лишь выработку льняных и шерстяных тканей. Технологию изготовления тонкого сукна из шерсти передали народам Западной Европы римляне. Высокое качество тонких сукон было известно уже в каролингскую эпоху. Багдадский халиф Гарун-альРашид получил в подарок от Карла Великого (742—814) тонкие фламандские сукна.
К 712 г.относится первое упоминание о разведении овец в Англии. К XIII в. Англия заняла одно из лидирующих положений в Европе по производству шерсти. В других европейских странах качество выпускаемых тканей было ниже. Улучшению качества выпускаемой продукции способствовала иммиграция фламандских и французских ткачей. Первые бежали с континента из-за бесконечных войн, вторые скрывались от религиозных преследований. В начале XIII в. стоимость шерсти, экспортируемой во Фландрию, так возросла, что король
Русское слово «шелк» (так же как и сходное по звучанию и происхождению англ. silk) происходит от лат. sericus, т. е. доставляемое серами,— так греки и римляне называли какую-то восточную народность, по-видимому, китайцев, ввозивших шелк в Европу еще в античные времена.
"Принятое во многих западноевропейских языках название хлопка (англ. cotton), (фр. coton) и т. д. происходит от арабск. «куты», или «кутун»,— хлопок. На Руси утвердилось собственное название этого из хлопьев состоящего вещества, причем очень рано его стали также называть бумагой.

Средневековое представление о произрастании хлопка
Генрих III в 1261 г. запретил/ее вывоз из страны под страхом смертной казни. Десятью годами спустя он издал указ, в котором говорилось, что «любой работник, мужчина или женщина как из Фландрии, так и из других стран могут безопасно прибыть в наше королевство для производства тканей».
Основное производство шерстяных тканей было сосредоточено в торговых гильдиях ткачей и в монастырях. Именно там, как сообщают английские источники, в 1315 г. были выделаны первые
камвольные ткани.
Ь результате политики ограничения вывоза шерсти и оборудования широкого привлечения иностранных мастеров Англия превратилась в страну, шерстяные ткани которой завоевали безоговорочную
репутацию.
Главными центрами средневекового суконного производства
в материковой Европе были Флоренция и Брюгге. В XIV в. во Флоренции этим ремеслом занималось около 30 тыс. человек. Отсюда сукно шло в Египет, Сирию, Малую Азию, Крым, Персию, Среднюю
Азию, на Кавказ, Волгу и в Китай.
На Руси производство сукна было известно издавна. 1 ак, уже ион Фадлан в 921 г. видел русских людей в суконных одеждах в столице волжских болгар. Об этом же свидетельствуют русские летописи. Производство грубых шерстяных тканей было в основном домашним промыслом, но уже с XI в. в монастырях и княжеских дворах

211

появляются мастера-ткачи, а также первые суконные мастерские. Однако тонкое сукно — «скорлаты» — поступало из-за границы и было настолько дорогим, что даже князья передавали его по наследству.
Что касается полотняного производства, то оно на Руси имело незапамятные традиции. В славянских сказаниях и былинах упоминается, что бог Ярило (Даждь-бог, бог Солнца) ездит по небу в белой льняной рубахе: «С ног босой, а в рубашке белоснежной, тонкой светлой рубашке полотняной. Из льна ему внучка-славянка соткала, отбелила и сшила. И рубашка та вечна, неизносима». Изделия из льна использовались не только для своих нужд, льном торговали. Основными торговыми центрами средневековой Руси были Новгород и Псков, имевшие связи с другими областями, а также с ганзейскими купцами.
Хлопчатобумажные и шелковые ткани, хорошо известные в античном мире, ввозились в Западную Европу с Востока в очень ограниченных количествах. Из европейских стран лишь в Византии после 536 г. вырабатывались шелковые ткани'. Группы византийских ткачей объединялись в особые корпорации — предшественницы цеховой организации. Существовали и государственные мастерские (гинекей), в которых производились роскошные ткани типа пурпура.
В Х в. через арабов, (мавров) производство шелка и хлопчатобумажных тканей проникло в Испанию, а оттуда стало распространяться по Западной Европе. В XII в. на Сицилии были основаны шелковые мануфактуры. С этого же времени шелкоткачество распространилось по всей Италии. В XIII в. Борченьяно из Болоньи изобрел «крутильную мельницу» для шелка, но ему запретили вводить ее в действие. Во Франции шелкоткачество появилось лишь в XIV в. после безуспешных, начиная с 1147 г., попыток наладить собственное производство.
С Х в. шелковые ткани появились на Руси. Основным поставщиком «паволоки» (так русские называли шелковые ткани) была Византия, которая торговала в Тмутаракани (Таманский полуостров) своим драгоценным товаром в обмен на не менее драгоценные русские меха.
Несмотря на то что европейцы познакомились с хлопчатобумажными тканями благодаря арабам, западноевропейское название ситца и других хлопчатобумажных тканей показывает, что они стали известны в первую очередь как индийский товар. По-французски ситец называется indienne, коленкор — calicot. Последний термин и в русском языке происходит от названия города Калькутты2.
'Существует легенда о том, что византийскому императору Юстиниану удалось развить собственное шелководство благодаря двум монахам. Монахи принесли яйца шелковичных червей в секретных углублениях своих бамбуковых посохов.
2 Русское слово «ситец» того же происхождения, что и одно из английских названий этой ткани chints (голл. sits) — от бенгальского названия «читс» пестрой хлопчатобумажной ткани.

212


Навивание основы. XIII в.
В XIII в. в Барселоне и Гранаде имелись значительные по тому времени хлопчатобумажные заведения, выпускавшие парусину и бархат. Однако с изгнанием арабов хлопкоткачество в Испании пришло в упадок. Из Испании хлопкоткачество перешло в XIV в.
в Венецию и Милан.
Процесс прядения в период раннего средневековья осуществлялся посредством ручного веретена. С XII —XIII вв. в Западной Европе ручное веретено совершенствуется в ручную прялку. Большое колесо вращали вручную (позже для этого использовали педальный механизм), перекинутая с этого колеса на малое колесо веревка приводила в движение последнее вместе с веретеном. Вначале это приспособление использовали для наматывания нитей на катушку или шпулю. В 1280 г. колесо стали использовать для прядения. Сработанная на прялке нить получалась ровнее, и процесс прядения шел быстрее, чем на простом веретене.
Что касается ткачества, то в период раннего средневековья применялся примитивный вертикальный ткацкий станок, но затем получил распространение горизонтальный ткацкий станок, снабженный навоями (валками для навивания нитей основы и готовой материи), делавшими ткачество непрерывным процессом, бёрдом' (гребнем разделения нитей основы) на качающейся раме (батане) и ремизками. Последовательное поднятие ремизок производилось посредством нажатия педалей. Ручная прокидка челнока ткачом обусловливала узость полотна. Аппретура (отделка) и окраска ткани также вначале производилась вручную, валяние сукна — вручную и вножную. Но с конца XII в. появились сукновальни с водяным
приводом.
Средневековая Европа заимствовала у Китая2 ткацкий станок с подвижными шнурами для поднятия и опускания нитей после
'Общность слова «бёрдо» в большинстве славянских языков показывает, что горизонтальный станок знали в Киевской Руси не позднее Х в.
^акой ставок появился в Китае во II в. до н. э. и стал известен в странах Ближнего Востока в III в. н. э.

213


Ткацкий станок для двух рабочих. XIV в.
каждого пролета челнока. На таком станке производились узорчатые ткани.
На Руси прядение льна и шерсти, а также ткачество соответствующих материй относились преимущественно к домашним подсобным промыслам. Однако начиналось и выделение городских специалистов — ткачей. Древнейшей формой славянского ткацкого станка был вертикальный, который был заменен горизонтальным.
Позднее стали изготовлять и набойные шерстяные ткани. Шелковые и златотканые (парчовые) материи ввозились на Русь из Византии и с Ближнего Востока, дорогие сукна — из Фрисландии (Нидерландов) и других стран Западной Европы, хлопчатобумажные ткани доставлялись из Средней Азии.
Широкое применение горизонтальных станков вызвало большие изменения в экономической и социальной жизни, в особенности в Нидерландах, где в XI —XII вв. на базе текстильного производства возник целый ряд городов. Ткачеством на более организованной основе вновь стали заниматься мужчины. Профессия ткача стала широко распространенной и престижной.
В правилах гильдии ткачей в Ипре 1363 г. изображен фламандский широкий четырехремизный станок для производства саржи, который обслуживают два мастера-ткача и один ученик. Такой ручной ткацкий станок, каким он стал к XIV в., без принципиальных изменений просуществовал вплоть до 1733 г., когда Джон Кей изобрел свой челнок-«самолет».
Гончарное производство. Страны Востока значительно опередили средневековую Европу и в гончарном деле. Это касается прежде всего создания тонких, высококачественных и дорогих сортов керамических изделий.
В Китае Танской эпохи (IV— VI вв.) было освоено изготовление фарфора'. Китайцы наладили производство громадных ваз, изысканных кувшинов, тончайших лепных украшений, похожих на кружева. Для изготовления некоторых изделий шел фарфор чуть тоньше листа бумаги. Посуда и вазы покрывались блестящей глазурью и украшались рисунками и скульптурами, изображавшими жанровые сценки. Производством фарфора занимались целые города (Лунцюань, Динчжоу, Цычжоу, провинция Хэнань). Изделия из него высоко ценились в самом Китае и за его пределами. В VII — XIII вв. китайский фарфор стал распространяться в странах Азии и Европы. Секрет производства фарфора китайцы хранили в строгой тайне. Все же в Х в. в Корее было налажено собственное фарфоровое производство.
В Европу фарфор попал впервые с вернувшимися участниками крестовых походов, увидевшими его в странах Среднего Востока, ' Слово «фарфор» пришло к нам с Востока от торговцев-турок, от fagfur, перс. «фегфур», что значит «сын неба» (китайский император). Таким образом, фарфоровые изделия первоначально обозначались арабами как выделанные на китайских императорских заводах. В западноевропейских языках в качестве названия фарфора получило распространение португальское слово, что значит «чаша» (или, по другому толкованию, особыйвид раковины).
торговавших с Китаем Фарфору б Европе приписывались чудодейственные свойства. Считалось, например, что фарфоровая посуда излечивает болезни, но тут же рассыпается, если в нее попадает яд. Фарфор ценился на вес золота. Даже черепки разбитой китайской посуды шли в дело. Знатные дамы носили их на золотых цепочках как бусы.
Заполучить секрет фарфора стремились многие. Засылались шпионы, монахи, купцы, но все безрезультатно. Они не понимали всех тонкостей изготовления фарфора, тем более что внешне весь процесс производства мало чем отличался от изготовления обычной глиняной посуды'.
В Китае в IV—V вв., а также несколько позже (в VIII в ) во владениях Арабского халифата стали изготовляться фаянсовые изделия. Арабы покрывали фаянсовыми плитами огромные поверхности стен, куполов и порталов.
В начале VIII в., в связи с приходом арабов, в Европе появились первые проблески возрождения гончарного производства, в том числе и производство фаянса. Основным изделием тогдашних мастеров была глазурованная плитка для облицовки стен и полов. Керамическое производство существовало в Гранаде, Альгамбре и др.
В XIII — XIV вв. керамическое производство проникает в Италию. Здесь в XI в. флорентийские мастера Лукка делла Робиа и его преемники Андреа и Джованни делла Робиа стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей название майолики (от балеарского острова Майорки (Мальорки)). Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды, перед глазурованием — на слабом огне и после покрытия их глазурью — на сильном.
Тосканские гончары, узнав секрет оловянной глазури, дали начало новой для Европы отрасли гончарного производства — изготовлению глазурованного фаянса. Наибольшую известность приобрели гончарные изделия мастеров североитальянского города Фаэнцы. По названию этого города и получил наименование этот пид керамических изделий
Гончарное ремесленное производство получило широкое распространение на Руси. С IX в. посуда лепилась древнерусскими мастерами на ручном гончарном круге Различная глиняная посуда, приспособления для литейного дела — тигли, литейные формы, строительные и отделочные материалы — кирпич, черепица, изразцы, пряслица (грузики для веретен) и глиняные игрушки выпускались в разных районах Руси, как в городах, так и в деревнях.
Деревенские гончары обжигали свои изделия в обычных домашних печах, а городские мастера — в специальных гончарных горнах двух типов. Более простой, двухъярусный горн состоял из
"Только в 1709 г. немецкий алхимик Бётгер фактически случайно создал первый европейский фарфор и организовал его производство в Мейссене

216

нижней части — топки. Оттуда, пройдя через отверстия в поде, горячий воздух поступал в верхнюю камеру, где изделия обжигались. Одноярусные горны — с обратным пламенем. Здесь горячий воздух проходил через всю камеру, в которой размещались обжигаемые изделия. Этот горн расходовал меньше топлива. В горнах достигалась температура 700—900°С, достаточная для обжига. Позднее, с развитием техники гончарного дела, на смену легкому ручному гончарному кругу пришел тяжелый круг, а затем — ножной.
Гончарные изделия городских мастеров отмечались более тщательной отделкой, расписывались, клеймились', а с XI — XII вв. покрывались разноцветной глазурью.
Строительная техника. Средневековье было эпохой замечательных архитектурных сооружений у различных народов. Лучшие достижения строительной техники рассматриваемого периода нашли отражение в культовых постройках и отчасти при возведении домов светских феодалов. Как на Востоке, так и на Западе наиболее грандиозные средневековые сооружения были созданы при помощи самых простых технических средств.
В строительстве использовали традиционные материалы: дерево различных пород, камень, кирпич и раствор. В ранний период во многих странах, в том числе и на Руси, господствовало деревянное строительство. Лес шел не только для сооружения жилых домов, но и на строительство монастырей, церквей и даже крепостей.
На Руси плотничными орудиями долго служили секира (топор), тесло — инструмент вроде тяпки с острым лезвием, струг или скобель потёс, возможно, и долото. В XIII — XV вв. к этим инструментам добавились сверло (бурав) и пила.
При крупных постройках использовались векши (блоки) для подъема бревен и других строительных материалов. Применение плотничного искусства на Руси было очень широким: строились дома, хоромы, церкви, крепостные сооружения, мосты, мельничные и другие плотины, мостовые. Для их строительства использовали главным образом сосну и дуб.
Строительная техника достигла в средневековой Руси высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют остатки старинных сооружений, русские летописи и иностранные источники.
Уже начиная с Х в. в Киеве развернулось широкое строительство деревянных церквей. В Новгороде в это же время был построен громадный деревянный Софийский собор, сгоревший в 985 г.
В Византии и Западной Европе традиции каменного строительства были унаследованы от античности. Местные каменоломни разрабатывались во всех районах, поставляя камень для феодальных замков и крепостей, городских домов, дворцов и церквей. К сожалению, кроме разработки месторождений камня средневековые народы
'На многих древнерусских гончарных изделиях сохранились клейма Археолог А Л Монгайт высказал предположение, что эти клейма были знаками не мастера, а заказчика Это подтверждается том, что до XIV в гончары работали на зак<13, а после XIV в—на рынок Именно с XIV в клейма на керамике исчезли

217

широко практиковали варварское разрушение сооружений, унаследованных от античности, используя материал для новых построек культового назначения.
В Византии в строительстве преобладающими были кирпич и раствор. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень.
Вершиной строительной техники Византии является храм св. Со-. фии в Константинополе. Построенное при императоре Юстиниане (VI в.), это сооружение превзошло своими размерами и роскошью все известные до той поры храмы. Центральное квадратное в плане пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Нагрузка от купола распределялась на четыре мощных пилона высотой 23 м. Два полукупола, расположенных на противоположных сторонах главного купола, опирались на те.же пилоны и придавали большую стабильность и прочность всему-сооружению. Внутренние помещения храма были облицованы мозаикой из стеклянной смальты и мрамором.
Достижения византийских мастеров широко использовались и в других странах: на Крите, в Македонии, Сербии, Болгарии.
В конце Х в. князь Владимир Святославич, приняв христианство, провозгласил его государственной религией. Это событие положило начало проникновению из Византии на Русь секретов каменного строительства.
При Владимире в Киеве была, сооружена знаменитая Десятинная церковь, представлявшая собой огромный 25-купольный храм общей площадью 1542,5 м2, богато украшенный мозаикой, фресками и мраморными резными парапетами. Для строительства было создано несколько вспомогательных мастерских. В первой трети XI в. были построены: дворец князя Владимира, церковь в Тмутаракани, Золотые ворота в Киеве, несколько позже — Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В этот же период был возведен многокупольный Софийский собор. Для Киевской Руси он имел такое же значение, как храм св. Софии в Константинополе. От византийских сооружений он отличался планировкой и конструкциями. Собор имел 13 куполов.
В XI — XIII вв. каменное строительство кроме названных городов велось также в Переяславле, Белгороде, Турове, НовгородеСеверском, Галиче, Холме, Владимире Волынском, Смоленске, Владимире-на-Клязьме, Суздале и в других городах.
В качестве строительного материала в Киеве и других южных и юго-западных княжествах применялся обожженный кирпич — плйнфа (вначале византийского образца). Оборудование кирпичного производства состояло из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. На Руси в Х—XI вв. кирпичное дело было развито в Киеве, Белгороде, Переяславле, Чернигове, Тмутаракани, Турове, Владимире-Волынском, Смоленске, Рязани, Суздале, Новгороде и некоторых других городах. Кроме строительного кирпича на Руси изготовлялся также обливной облицовочный кирпич — изразец.

218

Для изготовления связующего раствора использовали известь. В известковый раствор добавляли толченый кирпич, щебень, золу и другие вещества. При отделке применяли красный шиферный камень, тесаный известняк, а также мрамор. Широко использовали черепицу и плитки.
К XII в. в Новгороде кирпич стал все более вытесняться местным камнем. Во Владимиро-Суздальской Руси наблюдалось такое же явление, причем применяться стал почти исключительно белый камень (отсюда фольклорное выражение «Москва белокаменная»).
При работе в каменоломнях как в Западной Европе, так и на Руси орудиями труда служили кирки и пилы без зубьев, по форме похожие на лучковую пилу. Грубая обработка камня производилась на месте, а окончательная — на строительном участке. Инструментами каменотеса были кирки разного типа, зубила, тесла, скарпели (род долот) и молотки. Для проверки правильности формы, придаваемой камню, употребляли правила и наугольники. Техника строительных работ мало изменилась по сравнению с античными временами.
Строительная площадка из-за тесноты средневекового города занимала небольшое пространство. Все подготовительные и вспомогательные работы производились здесь же, в пределах границ будущего сооружения: обтесывание камня, подготовка раствора, возведение стен. Строительные материалы подносились вручную по деревянным строительным лесам и специальным наклонным плоскостям. По мере завершения кладки стен леса переносили на новое место. Применялись также блоки, иногда полиспасты, краны с ручными воротами и ступальными колесами, которые устанавливались порой на значительной высоте. Для захвата камня в XI — XII вв. употребляли специальные приспособления — «волчью лапу» и клещи.
Строители руководствовались прежде всего накопленным опытом. Вместо проекта здания архитектор или главный мастер создавал модель, по которой и сооружалось здание.
Как и другие средневековые ремесленники, строители также объединялись в артели, корпорации и иные цеховые организации. Они стали появляться в первую очередь в тех странах, где велось значительное каменное строительство: в Англии, Италии, Франции и Германии с XIII — XIV вв. От строителей-каменщиков величественных зданий, каковыми были в те годы преимущественно церкви и монастыри, требовалось большое мастерство и искусство. Однако свои' знания и умения каменщики ревностно хранили в глубокой тайне. По характеру работы строители были вынуждены подолгу жить вдали от семьи и дома. Поэтому они селились компаниями по 12—20 человек во временных постройках поблизости от стройки— ложах (от фр. loge, англ. lodge). Первые такие ложи были основаны около 1212 г. в Англии и в 1221 г. во Франции'.
'Позднейшие организации франкмасонов (в буквальном переводе «свободные каменщики»), которые приобрели религиозно-политический характер, позаимствовали некоторые черты от этих средневековых корпораций, прежде всего таинственность, которой окружали себя последние, и сложную систему причудливых обрядов,

219

Первоначально единственными общественными сооружениями в городе были церкви. Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Отсюда массивность стен, к тому же .нередко укрепленных контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали — ее основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарной апсиде, где помещался жертвенник и где священник совершал главную часть богослужения.
Примерно в середине XII в. романское зодчество начинает вытесняться готическим*. В XIII в. готическая архитектура достигает расцвета. Готический храм в плане мало чем отличался от романского: в основе тот же длинный «корабль» — неф, по обеим сторонам от него — боковые нефы. Длинный неф пересечен под прямым углом поперечным нефом. На востоке храм замыкался алтарной апсидой, на западе был расположен главный вход с двумя башнями.
Применение стрельчатой дуги придавало готическому храму иной характер. Стрельчатая дуга явилась великолепным инженерным решением, позволившим облегчить давление свода, уменьшить массивность стен. Элементы кладки, которые не несли никакой
"Название «готический» — условное и странное. В готических храмах нет ничего «готического» (т.е. «варварского»), французы гораздо удачнее называют эт,от стиль «оживным», т. е. стрельчатым.

220

механической нагрузки, были устранены. Здание представляло собой каркас с подчеркнутыми линиями ребер. Стрельчатые дуги как бы переместили Основную ось храма из горизонтальной (как в романском) в вертикальную плоскость. Высота здания подчеркивалась стройностью пилястров, на которые опирались стрельчатые дуги, башенками, шпилями и огромными окнами. Живописный и мозаичный декор успупил место витражам, рельефу и скульптуре.'
Строились города, укреплялась их самостоятельность, росли их богатства. Помимо храмов ,стали появляться новые общественные

221

здания: ратуши, крытые рынки, больницы, колледжи, общежития студентов, склады и цеховые помещения, жилые дома горожан. Власти средневекового города пытались упорядочить застройку. Территория города ограничивалась мощными неприступными стенами. Однако с развитием ремесла, торговли, превращением городов в политические и административные центры приток жителей увеличивается с каждым годом. Поэтому начинают возводить новую стену, увеличивая тем самым городскую территорию.
Улицы средневековых западноевропейских городов были узкими, шириной в среднем 5 — 7 м, а в некоторых (например, итальянских) городах — 2—3 м. При такой малой ширине улицы не имели тротуаров, повсеместно применявшихся еще в древнеримских городах, но основательно забытых в средние века. Мощение проездов было делом чрезвычайно редким, не говоря уже о водоснабжении и канализации. В средние века почти все города Центральной и Западной Европы буквально утопали в грязи. Так, средневековый Париж был настолько погружен в грязь, что жители, вынужденные покидать свои дома, совершали это только верхом на лошади или в высоких охотничьих сапогах.
К XIV в. содержание улиц в порядке и чистоте становится постоянной заботой городских властей. Мусор и нечистоты сбрасывали в реки или рвы, подчас использовали для этой цели древнеримские сооружения. Служба мусорных повозок была организована в Париже в XIV в., а в Амьене—в XV в. В некоторых городах жители нанимали мусорщиков за собственный счет. Каждому горожанину вменялось в обязанность заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Такое требование привело к тому, что к XIV в. улицы важнеших французских городов имели мостовые. В это же время появляются мостовые в Праге (1331 г.). Водосточные канавы появляются только в XIV — XV вв., да и то только в крупных городах.
Жилые дома в городах вплоть до XV в. строились в основном деревянные, крытые соломой или гонтом. С XIII в. (особенно это относится к Германии) постепенно начинает развиваться кирпичное строительство. Дома, были окружены забором или глухой стеной, подчеркивая замкнутость «домового мира» человека средневековья. Дом тянулся вверх и состоял из 2—3 этажей (до 10—12 м), Бревенчатые перекрытия, прочные столбы составляли основу здания, к ним крепились балки, поддерживавшие полы верхнего этажа. Внутри дома комнаты располагались в беспорядке, эркеры образовывали выступы, нависавшие над улицей, под лестницей возникали каморки, под крышей — чуланы.
Основным типом отопления в средневековом доме был открытый очаг, расположенный поодаль от стен, с устроенным над ним вытяжным козырьком. Пол очага был сделан из камня и обмазан глиной. Оконные проемы оставались либо открытыми, либо затягивались пергаментом или промасленной тканью. Источником света также служил очаг. Помимо очага для освещения использовали масляные

222

лампы из глины, стекла и металла. Более состоятельные люди
предпочитали восковые свечи.
Снабжение водой было примитивным. Во дворе выкапывали колодец, а также собирали дождевую влагу в специальные цистерны, расположенные на чердаках. Источником воды были также городские фонтаны.
Канализация отсутствовала. Грязную воду и нечистоты сливали
обычно в специальные ямы, которые время от времени очищали.
Баня, столь характерная для греко-римского мира, стала в средние века редкостью. Общественными банями не пользовались до XIII в. Не было бань и в частных жилищах. В XIII в. баня становится модой. В Париже в 1292 г. было до 30 общественных бань. Здесь были
устроены и парильни.
В отличие от европейских городов уровень благоустройства
и чистота улиц восточных городов были значительно выше. Уже в IX — XII вв. здесь использовали глубокие мусорные колодцы. Забота городских властей о благоустройстве городов сказалась и в том, что многие из них были вымощены каменными плитами. Водоснабжение осуществлялось с помощью арыков и хаузов'. На городских площадях строились специальные павильоны с большими глиняными или медными сосудами с питьевой водой для прохожих. В каждом доме было простейшее канализационное устройство, состоявшее из поглощающего колодца, закрываемого плитой.
Городские стены служили надежной защитой жителей от врагов. Их высота достигала 9—10 м при толщине до 3 м. По верхней части стены проходил парапет высотой около 1,5 м с зубцами и амбразурами.
Внутри города глинобитные дома возводились, приспосабливаясь
к сложившимся направлениям улиц, ширина которых колебалась от
3 до 5 м.
В Индии дома, как отмечали очевидцы, строились «все из соломы
и маленькие, в них нет других проемов, кроме узкой низенькой двери. Обстановка их состоит из нескольких камышовых циновок, на которых люди спят или принимают пищу... Они обмазывают свои дома коровьим навозом, так как верят, что это выгоняет вшей».
Сельские дома Северного Китая были сделаны из сырцового кирпича- или из земли, недостаточно высушенной на солнце и засыпанной между досками. Порой стены сооружались просто из веток, обмазанных глиной. Окна и двери выходили внутрь двора. Кровля была, как правило, соломенная, изредка из дерна. На юге Китая строились кирпичные дома, покрытые черепицей. В странах Юго-Восточной Азии предпочитали легкие свайные постройки из дерева и бамбука с обрешеткой из дерева и самана и с соломенной
кровлей.
В больших русских городах уже в Х — XI вв. главные улицы
покрывали деревянными настилами—«мостами» из круглых бревен 'Хауз —искусственный резервуар, водоем для питьевой воды.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для получения необходимых изделий из железа его обрабатывать на наковальне в раскаленном состоянии
Вавилон был крупнейшим городом 75мира
Был создан университет в болонье
Развитие календаря
Письменность последнего вида

сайт копирайтеров Евгений