Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вы сможете узнать удивительные вещи о себе, если обратите внимание на необычные образы ваших снов. Во снах мы часто видим странные объекты или существа, например, птицу с сотней ног, которая танцует и скользит по снегу (чудесная снежная птица); шарообразное существо с темными глазами, покрытое перьями и сидящее на каменной стене (гриб-дождевик); крошечную зеленую женщину с лилией на голове; объект, цветом и размером похожий на апельсин, но покрытый кусочками сахара и вращающийся в шкатулке с драгоценностями...

Каждый уникальный образ сна дает нам возможность больше узнать о себе. Когда сходные образы повторяются в нескольких снах, это означает, что они требуют к себе внимания сновидящего. Согласно Эрнсту Росси, современному американскому теоретику сновидений, любой необычный, страшный или отталкивающий образ сновидения - это проявленная часть сновидящего, из которой могут развиваться новые возможности восприятия. Необычные образы сновидений - это "растущий край" вашей личности. Росси считает, что если вы осознаете необычный образ сновидения, он может привести вас к новому восприятию. Если вы интегрируете это новое восприятие в свою реальную личность, вы создадите новую индивидуальность; вы будете способны вести себя по-новому в обыденной жизни, что в свою очередь повлечет за собой появление новых ощущений и эмоций, а значит, новых сновидений. Так выглядит цикл роста.

Процесс формирования нового восприятия из образов называется психосинтезом. Самое главное здесь - сделать новые образы частью своего сознания, а не просто разбивать сон на части для его последующего анализа (как в психоанализе). В качестве примера использования психосинтеза я приведу следующее удивительное сновидение:

"В составе группы психологов-профессионалов я нахожусь на конференции. Я сижу на полу или на сидении рядом с моим мужем, касаясь его. Мой муж переговаривается о чем-то со своим братом, а я в это время смотрю на себя в зеркало. У меня длинные и волнистые волосы, на мне длинная юбка. Пытаясь изменить свою прическу, я поднимаю волосы вверх и прихожу к выводу, что так, пожалуй, будет хорошо. Затем оставляю по пряди возле каждой щеки и вижу, что так будет даже лучше. Я с удивлением осознаю, что все перемещения волос происходят по моему желанию без участия рук. Мне очень приятно, когда что-то движется без моего участия. Я позволяю своим волосам становиться еще длиннее.

На конференции идет дискуссия по различным аспектам сновидений. Выступления нескольких людей были посвящены символизму, заключенному в образе опадающих листьев. Теперь я и мой муж сидим на стульях в первом ряду. Все едят. Я поднимаюсь и говорю: "Мы уже говорили о листьях, я бы хотела обсудить ветки". Я продолжаю дальше и излагаю свои воспоминания о нескольких снах, в которых были образы "роста". Среди этих образов есть образ женской головы, из которой растут ветки, почти как рога. Эти ветки состоят из многих отростков, так что на некотором расстоянии от головы веток становится очень много, и они густые. Я продолжаю описывать свой сон дальше и, чувствуя волнение, заканчиваю выступление какой-то напыщенной фразой. В течение секунды все молчат. Мой муж целует меня в щеку и говорит: "Ты выступила очень хорошо". Председательствующий, к которому в ходе выступления я обращалась больше всего, встает и идет, чтобы взять себе добавку пищи. Никто никак не реагирует на мои слова. Я начинаю расстраиваться и одновременно оживляюсь, потому что чувствую, что сумела выразить свои мысли. Когда приносят еду, я не получаю того пирожного, которое мне больше всего понравилось, но вместе с какой-то блондинкой нам удается раздобыть приглянувшееся нам ананасное пирожное. ("Женщина с ветвями на голове", 9 марта 1973 г .) "

Это сновидение отчасти выражает разочарование, которое я испытала, прежде чем моя первая профессиональная работа по сновидениям была принята. Никто, кроме моего мужа, не слушал меня и не соглашался со мной. Хотя в сновидении много символов, я обращусь сейчас к уникальному образу сновидения "женщины с ветвями на голове". Что это было? Я не помнила, чтобы подобные сны снились мне раньше. Может быть я забыла? Обращаюсь к массивным томам записей, листаю их в поиске женщины с ветвями. Наброски необычных образов, которые я делаю в левой колонке, весьма полезны в таких ситуациях.

За два года до сновидения "Женщина с ветвями на голове" я обнаружила сон с очень похожим образом. В мае 1971 года мне приснилось, что я обнаружила в себе огромную силу: я увидела, что могу внутренним усилием воли заставлять ползущие ветви голубоватого, немного угрожающего растения приближаться ко мне. Я говорила: "Вверх!" или "Вниз!", - и они повиновались мне. Кроме того, во сне я могла делать то же самое со своими волосами (отсюда два года спустя получился образ женщины с ветвями на голове), а потом со своим телом - я могла заставить его перемещаться вверх-вниз по воздуху. Я показала это все мужу, который был поражен увиденным. Открывшиеся способности приводить в движение вещи во сне воодушевили меня, но я также испытывала страх, опасаясь, что моя сила может выйти из-под контроля.

Хотя образ, в котором я увидела себя два года назад, - с волосами, стоящими на голове - не совсем совпадал с образом женщины с ветвями на голове, их сходство вело к пониманию, что волосы в моих снах символизируют рост. Мое рассматривание себя в зеркале и причесывание волос в сновидении "Женщина с ветвями на голове" символизировали поиск свободы и стремление к росту. Два года спустя после первого сновидения, в котором я чего-то боялась, рост воспринимается мною безо всякого страха.

Среди записей сновидений я обнаружила и другие сны с ветвями и рогами. В одном из них была незначительная деталь - главный женский персонаж имел на голове два маленьких рожка. Я нашла и более поздний сон, в котором девочка носила шляпку с растущими из нее множеством ветвей с листьями. В этом сне это тоже была второстепенная деталь. Во сне "Женщина с ветвями на голове" этот образ стал центральным. Я не могла дальше игнорировать его. Прослеживая развитие этого образа в снах последних двух лет, я пришла к новому пониманию моего творческого роста. Это позволило мне по-новому ощутить свою индивидуальность и дало возможность более творчески относиться к своей жизни. Я вылепила женщину с ветвями на голове из глины в реальной жизни, получив глубокое удовлетворение от своей работы. Среди ваших образов также есть образы роста. Замечайте необычные образы снов, размышляйте о них, прослеживайте их изменение в своем, дневнике снов, подайте им форму из реальной жизни. Сделайте образы вашего сна частью сознания - и тем самым вы создадите новое, лучшее "я". Вы будете учиться у самих себя. Отношение к необычным образам снов определит ваше дальнейшее психологическое развитие.

"Оставляя без внимания новые образы, мы можем упустить возможность роста; если мы активно отвергаем их, они могут принять опасные и устрашающие формы, которые приведут к умственной болезни; если же начать общаться с ними и принять их в свою жизнь, из них вырастут новые структуры восприятия, поведения и самосознания."

Для того, чтобы включить возникающие образы в свою индивидуальность, сновидящие должны занимать активную позицию в снах. Сотрудничая с образами своих снов, вы сможете влиять на ваше поведение в реальной жизни. В этом смысле особо ценной является система сеноев. Если персонажи сновидений преследуют или не замечают вас, после пробуждения утром у вас будет наблюдаться "сонное похмелье", которое омрачит вашу реальную жизнь. С другой стороны, сны, в которых вы успешно противостоите опасности, переживаете увлекательные ощущения и решаете творческие задачи, воздействуют на ваши чувства, как "сонный бальзам", вселяя уверенность, бодрость и интерес к реальной жизни.

Я изложила несколько подходов к сознательному влиянию на сновидения. Теперь я постараюсь их подытожить. Что общего имеют различные системы управления сновидениями? Какие общие принципы можно извлечь из них? Отвечая на эти вопросы, мы построим систему творческого сновидения, которая позволит нам планировать поведение до сна, во сне и после сна.

Во всех рассмотренных системах первостепенным элементом является отношение самого спящего к персонажам сновидений. Творческое сновидение подобно вере в возможность любви - если вы никогда не переживали ее, очень трудно поверить, что она существует. Но если любовь однажды стала для вас реальностью, ни один циник на земле не сможет вас убедить, что ее не существует. Точно так же обстоит дело и с творческими сновидениями. Если вы однажды обрели во сне полное сознание во время сна, вы будете знать, что это возможно. Если однажды сновидение одарило вас стихотворением, картиной или полетом, вы знаете , что это возможно. После этого вы всегда сможете находить вдохновение и помощь во сне. Иногда сновидения будут изменять вам, иногда они будут вас беспокоить, но вы уже знаете их потенциальные возможности и останетесь преданными им. Те, кто "не верят" в сны, считают их чепухой, не запоминают их вообще или же помнят лишь бессмыслицу.

Сновидения - это то, что вы делаете из них. Если вы считаете их осмысленными, вам будут сниться осмысленные сны, если вы считаете их творческими, вам будут сниться творческие сны. Состояние сна зависит от отношения к ним в реальной жизни. Возможно, к снам применимо представление, высказанное экзистенциалистами о жизни: она имеет такое значение, какое мы ей придаем.

Таким образом, первая ступень на пути к творческому сновидению - вера в то, что сны - это нечто важное и значимое в вашей жизни. Если вам пока не удалось достичь такого отношения к снам, вы сможете достичь его со временем, экспериментируя со сновидениями. Вы всегда можете идти многими путями, но вы гораздо быстрее достигнете положительного результата, если вовремя оцените свои сны. Мы видели, какую роль играют сны в обществах, которые их используют. Пока наше общество не награждает спящего за сновидения, вы должны будете сами находить себе поощрение за работу над своими сновидениями. Творческий результат, которым можно поделиться с друзьями, понимание, личностный рост - вот ваша награда за внимание к сновидениям.

Спящий может влиять как на общее, так и на частное содержание сновидений, обретать сознание в сновидении. Мы видели, как это случается снова и снова во многих культурах, включая нашу собственную. Сны можно вызывать и с помощью гипноза или какого-нибудь сильного внешнего воздействия, однако самовнушение, по моему мнению, гораздо предпочтительнее. По ряду причин самовнушение может быть более приемлемым для сновидящего, чем воздействие со стороны. Поэтому нужно не просто ценить сновидения; нужно верить, что вы можете сознательно влиять на происходящее в них.

Внутри нас есть наша собственная Библиотека Конгресса. Огромные массивы данных, бесконечные собрания всех оттенков наших переживаний записаны неизвестным образом в нашем мозгу. Чем больше мы переживаем в жизни интересного и красивого, тем больше мы можем извлечь информации из хранилища во время сновидения. Все это доступно для нас и ждет своего прочтения и тщательного исследования. Оно ждет, пока мы превратим его в наши творческие результаты и решения. Чем богаче ваш опыт, тем больше у вас шансов создать из него уникальную комбинацию. Окунитесь в разнообразные переживания, одновременно развивая навыки в выбранной вами сфере; вы сможете воспользоваться этим в своих снах.

Предположим, что вы цените свои сны и согласны с тем, что можете влиять на них, а также с тем, что уже накопили достаточно жизненного опыта, чтобы видеть содержательные сны. Теперь вам осталось только погрузиться в тот конкретный предмет, который вы желаете увидеть в своих снах. Любая система включает эту ступень. Древние сновидящие концентрировались на мысли о божестве, появления которого они ожидали, чтобы посоветоваться с ним. Сновидящие недавнего прошлого, например, Стивенсон, сочиняли во сне литературные произведения. Молодые американские индейцы проводили дни и ночи в голоде и молитвах, ожидая появления своего духа. Сенои почти постоянно поглощены образами своих снов. Дон Хуан наставлял Карлоса Кастанеду сосредоточиваться на выбранном им образе. Такие сновидящие, как Мэри Арнолд-Форстер, внимательно наблюдали за полетами птицы, чтобы научиться летать. Йоги медитируют на возникновении сновидений в сознании. Навыки медитации помогают улучшить управление сновидениями. Каков бы ни был объект, который вы желаете увидеть в сновидении, полностью сконцентрируйтесь на нем, погрузитесь в него. Многие творческие сновидящие погружаются в интересующий их предмет за несколько минут до сна. Некоторые системы советуют сновидящему заниматься тем, что имеет отношение к ожидаемому сновидению. Древние поклонялись божеству, которое стремились увидеть во сне. Сновидящие прошлого пытались слагать стихи и расшифровывать надписи. Мэри Арнолд-Форстер наблюдала полеты птиц. Джованни Джуарески учил Маргариту менять колесо велосипеда. Вся деятельность этих сновидящих была направлена на то, чтобы способствовать возникновению задуманного сновидения. Конечно же, это тоже способ погрузиться в объект сновидения, однако методы погружения могут представлять собой нечто большее, чем просто размышление о выбранном объекте. Многие исследования показывали важность действий в реальной жизни для изменения сновидения.

Так, один исследователь пытался избавить от ночных кошмаров группу из двадцати пяти нормальных детей, которые страдали от страшных снов после получения тяжелых жизненных травм. Один ребенок, например, в страхе просыпался среди ночи после того, как сгорело здание напротив того дома, в котором он жил. Его преследовали ночные кошмары, связанные с огнем. Одних детей просили выбрать какой-нибудь приятный сюжет сновидения и постараться увидеть соответствующий сон; другим говорили, что сны, пугавшие их, были глупостью, и что теперь они будут спокойно спать по ночам; третьим предложили сделать в действительной жизни что-нибудь связанное с кошмаром. К примеру, ребенку, который боялся огня, устроили посещение пожарной станции, где он говорил с пожарными об их работе. Все дети оказались способными избавиться от своих снов-кошмаров, но те, кто предпринимал для этого какие-то шаги в реальной жизни, достигали этого быстрее. Их страшные сны прекращались в среднем через два месяца. Те же, кому было предложено видеть приятные сны, затратили на это в среднем три месяца. В то же время тем, кому предложили просто игнорировать их кошмары, понадобилось пять месяцев. Деятельность в реальном мире позволяет эффективно изменять сны. Подчините вашу деятельность в реальной жизни таким переменам, которые вы желаете осуществить в снах. Работайте с теми приятными для вас вещами, которые бы вы хотели видеть в своих снах. Изменяйте свое отношение к тем неприятным вещам, которые вы видите в своих снах.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возникает сновидение
Творчески создавая в сновидениях ни на
Психология сновидений. Антология психологии 13 сновидения
Доказывает логической независимости снов от впечатлений после пробуждения
Во всех ребенок фигурировал как центральное лицо

сайт копирайтеров Евгений