Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Психология сновидений. Антология

ПРЕДИСЛОВИЕ

Зигмунд ФРЕЙД 3
ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ 3
Первичный и вторичный процессы. Вытеснение 3
Бессознательное и сознание. Реальность 11

Патриция ГАРФИЛД 16
УПРАВЛЕНИЕ СНАМИ 16
Дневник сновидений 16
Краткий перечень рекомендаций по ведению дневника сновидений 23
Совершенствование управления снами 24

Джанетт РЕЙНУОТЕР 32
О СНАХ 32
Установка на запоминание снов 32
Упражнение "Диалог с отсутствующим сном" 33
Упражнение "Придумывание сна" 33
Метафорическое значение сна 34
Упражнение "Работа над сном" 34
Кошмары 36
Упражнение "Завершение прерванного сна" 36
Метод работы со сновидениями у племени сенои 36
Повторяющиеся сны 37
Просветленные сны 37
Источник снов 38
Заказ сновидения 38
Сновидения и индивидуация 39
Сны-мандалы 40

Роберт БОСНАК 41
В МИРЕ СНОВИДЕНИЙ 41
Тренировка памяти 41
Упражнение 1. На разведку в мир сновидений 42
Упражнение 2. Восстанавливаем в памяти образы сновидения 42
Упражнение 3. Создание "кладовой" памяти 42
Упражнение 4. Воображаемый обход жилища 42
Упражнение 5. Наблюдение за моментом пробуждения 43
Упражнение 6. Готовимся записывать сновидения 43
Упражнение 7. Записываем сновидения 43
Спокойной ночи 44
Упражнение 8. Отсечение избыточного материала 44
Текст сновидения 45
Вам рассказывают сон 45
Теперь можно начинать 46
Теперь можно приступать к анализу текста 46

Кейт ХАРАРИ, Памела ВЕЙНТРАУБ 49
ОСНОВЫ ОСОЗНАННЫХ СНОВИДЕНИЙ 49
Неделя Первая. Проснитесь в мире сновидений 49
Дни Первый и Второй. Вспомнить сон 49
Как вести журнал сновидений 49
Вспоминание сновидений 50
Ведение записей сновидений 51
День Третий. Храм сновидений 51
День Четвертый. Поиски видения 53
День Пятый. Жизнь - это лишь сон 54
День Шестой. Репетиция сновидения 55
День Седьмой. На грани осознания 56
Неделя Вторая. Осознанное сновидение 57
День Восьмой. Проверка реальности 58
День Девятый. Я обожаю ясность сознания 59
День Десятый. Путеводитель сновидца по вселенной 59
День Одиннадцатый. Кто сейчас летает? 61
День Двенадцатый. Бесконечное вращение 62
День Тринадцатый. Искусство превращения снов 63
День Четырнадцатый. Спонтанное сновидение 65

Патриция ГАРФИЛД 65
"ПРОЗРАЧНЫЕ" СНОВИДЕНИЯ 65
Краткий итог опыта "прозрачных" сновидений 76

Арнольд МИНДЕЛЛ 77
РАБОТА СО СНОВИДЯЩИМ ТЕЛОМ 77
Вспышки озарения 77
От болезни к внутреннему развитию 82
Болезнь и проекция 87
Переключение каналов 90
Сновидящее тело в волшебной сказке 95

Стрифон КАПЛАН-УИЛЬЯМС 100
СНОВИДЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЕ 100
Исцеление - это привнесение разрешения в противоречия, существующие в душе, в теле и в жизни 101
Что не является исцелением 102
Что является нездоровым в жизни 102
Мы принимаем обязательство работать со своими сновидениями и противниками в реальном мире для исцеления и достижения новой жизни 103
Некоторые типичные сцены сновидений с участием противников 104
Встреча с образом противника в сновидении необходима для достижения целостности 104
Относитесь творчески к своим противникам в сновидениях, обучаясь так же легко справляться с ними в реальной жизни 105
Внутри нас и в жизни есть две основных противостоящих энергии: Герой, борющийся с Противником 106
Основная человеческая ошибка 106
Новый путь 107
Мы прорабатываем враждебные сновидения, проходя через отдельные события к их завершению 108
Мы используем работу со сновидениями, чтобы привнести в них исцеление 108
Работа со сновидениями и исцеление психической травмы, связанной с войной 108
Работа со сновидениями помогает нам понять символическую природу ситуаций реальной жизни 109
Неспособность уснуть часто связана с потребностью в проработке подавленного материала, нуждающегося в проявлении 110
Исцеление может означать разрешение внутренних блоков и достижение интеграции как внутри себя, так и в жизни 111
Потребность в исцелении имеет чисто духовный характер 111
Выводы 111
Что необходимо сделать 112

ХЕРСОНСКИЙ Б.Г. 113
СМЫСЛ СНОВИДЕНИЙ ПО ФРЕЙДУ 113
Постулат символики 116

Альфред АДЛЕР 117
СНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ 117
Сон про Наполеона 121

Эрих ФРОММ 122
ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК 122

Карл-Густав ЮНГ 135
ФУНКЦИЯ И АНАЛИЗ СНОВ 135

Норман МАЛКОЛЬМ 143
СОСТОЯНИЕ СНА 143
Сон как исключение 143
Понятие сновидения 144
Временная локализация и продолжительность сновидений 149
Странный феномен 154
Неразрывная связь между сновидением и бодрствованием 156

ТАРТАНГ ТУЛКУ РИНПОЧЕ 160
ЙОГА СНОВИДЕНИЙ 160

Джеймс ХИЛЛМАН 163
ТЕРАПИЯ, СНЫ И ВООБРАЖЕНИЕ 163

Линда ШЕППЕРД 176
ЗАГЛЯНИ В СВОИ СНЫ 176
Сновидения и люди 176
Знакомые люди 176
Незнакомые люди 178
Рекомендации 180
Тень 180
Рекомендации 182
Повторяющиеся сны 183
Рекомендации 185
Прислушиваясь к своему организму во сне 185
Рекомендации 188
Язык снов 188
Рекомендации 189
Сны о родах и рождении 189
Рекомендации 191
Сны о смерти 192
Рекомендации 193
Работа группы по изучению снов 194
Стадия № 1 194
Стадия № 2 195
Стадия № 3 195

Сделав попытку проникнуть глубже в психологию процессов сновидения, я поставил перед собой чрезвычайно трудную задачу, которая вообще едва ли по силам моим возможностям. Изображать одновременность столь сложного явления при помощи последовательности в изложении и при том все время казаться бездоказательным слишком тяжело для меня. Это своего рода последствие того, что я при исследовании психологии сновидений не могу следовать за историческим развитием своих взглядов. Основная точка зрения на понимание сновидений была мне дана предшествующими работами в области психологии неврозов, на которые я здесь не могу и в то же время постоянно должен ссылаться, между тем как мне лично хотелось бы идти обратным путем и лишь от сновидения перейти к психологии неврозов. Я знаю все трудности, возникающие отсюда для читателя, но не знаю средств, как их избегнуть.

Будучи неудовлетворен таким положением дела, я охотно останавливаюсь на другой точке зрения, которая повышает, по-видимому, ценность моих стараний. Передо мной был вопрос, относительно которого в воззрениях ученых царила полнейшая разноголосица... Наше рассмотрение проблемы сновидения уделяло внимание всякого рода возражениям. Лишь два таких возражения, - что сновидение бессмысленно и что оно представляет собой соматическое явление, - мы категорически опровергли; все остальные противоречивые воззрения, однако, мы удовлетворяли в той мере, что в каждом из них усматривали крупицу истины. То, что сновидение содержит в себе продолжение восприятий и интересов бодрствующей жизни, это вполне подтвердилось раскрытием мыслей, скрывающихся за сновидением. Последние занимаются лишь тем, что кажется нам существенно важным и привлекает наш интерес. Сновидение никогда не посвящает себя мелочам. Однако, мы убедились и в обратном: сновидение собирает безразличные остатки предыдущего дня и до тех пор не может овладеть крупным интересом, пока последний до некоторой степени не уклонится от бодрствующей деятельности. Мы нашли, что это относится к содержанию сновидения, которое дает мыслям, скрывающимся за ним, выражение, совершенно измененное благодаря искажению. Процесс сновидения, говорили мы, на основании законов механики ассоциаций значительно легче овладевает свежим или же индифферентным материалом, еще не заклейменным бодрствующим мышлением; благодаря цензуре, он переносит психическую интенсивность со значительного и важного на индифферентное. Гипермнезия сновидения и использование материала детства стали основой нашего учения; в нашей теории сновидения мы приписали желанию, возникшему из этого материала, роль необходимейшего двигателя при образовании сновидений. Сомневаться в экспериментально доказанном значении внешних чувственных раздражений во время сна нам, конечно, не приходило и в голову, но мы поставили этот материал в такую же зависимость от желания в сновидении, в какой находятся от него остатки дневных мыслей. То, что сновидение истолковывает объективное чувственное раздражение в форме иллюзии, нам оспаривать не приходилось; однако, мы установили оставшийся неясным для большинства исследователей мотив этого толкования. Последнее совершается таким образом, что воспринятый объект становится безвредным для продолжения сна и в то же время способствует осуществлению желания. Субъективное раздражение органов чувств во время сна, наличие которого безусловно установил, по-видимому, Лэдд, мы не считаем самостоятельным источником сновидений. Мы можем объяснить его регредиентным пробуждением воспоминаний, действующих "за фасадом" сновидений. Роль ощущений со стороны внутренних органов, которые так охотно признаются основным источником сновидений, на наш взгляд, довольно скромна. Они - в лице ощущений падения, летания и связанности - представляют собой всегда готовый и наличный материал, которым в случае необходимости пользуется деятельность сновидения для изображения мыслей, скрывающихся за ним.

То, что процесс сновидения носит быстрый, мгновенный характер, представляется нам вполне правильным относительно восприятия содержания сновидения со стороны сознания; относительно же предшествующих стадий процесса мы предположили, наоборот, более медленный, спокойный темп. Касательно обильного содержания сновидения, существенного в промежутке мгновения, мы говорим, что тут идет речь о включении готовых образований психической жизни. То, что сновидение искажается воспоминанием, мы сочли правильным, но, по нашему мнению, это не служит отрицательным показателем, так как является лишь последней явной стадией процесса искажения, действующего с самого начала образования сновидения. В ожесточенном и непримиримом споре по поводу того, спит ли ночью душевная жизнь или же располагает, как и днем, всеми своими способностями, мы нашли долю правды в утверждении как одной, так и другой стороны, хотя всецело не могли встать ни на одну из обеих точек зрения. В мыслях, скрывающихся за сновидением, мы нашли следы чрезвычайно сложной деятельности, осуществленной при участии почти всех средств душевного аппарата; нельзя, однако, отрицать того, что эти мысли образовались днем, и нужно допустить все же, что душевная жизнь может находиться в состоянии сна. Таким образом, получилась теория частичного сна, но характеристику состояния сна мы нашли не в распаде душевной жизни, а в приспособлении психической системы, властвующей над бодрствующей жизнью, к желанию спать. Изолированность от внешнего мира сохранила свое значение и для нашей теории; она помогает, хотя не в качестве единственного момента, конструированию регрессии изобразительной деятельности сновидения. Отсутствие возможности произвольного направления хода представлений не подлежит сомнению, но психическая жизнь не становится еще потому бесцельной, так как мы слышали, что после устранения желательных целевых представлений доминирующего положения достигают нежелательные. Слабую ассоциативную связь в сновидении мы не только признали, но и приписали ее происхождению значительно большее значение, чем можно было предполагать; мы убедились, однако, что эта слабая связь служит лишь вынужденной заменой другой, законной и осмысленной. Разумеется, и мы называли сновидение абсурдным, но примеры показали нам, насколько осмысленно сновидение, когда хочет представляться абсурдным. В вопросе о функциях, приписываемых сновидению, мы соглашаемся с большинством исследователей. То, что сновидение "разгружает" душу, точно вентиль, по выражению Роберта, многое вредное путем изображения в сновидении становится безвредным, не только в точности совпадает с нашей теорией двоякого рода осуществления желаний, но и в нашем понимании становится более понятным, чем у Роберта; свободное проявление душой ее способностей соответствует у нас предоставлению сновидению свободы со стороны предсознательной деятельности. Возвращение к эмбриональной точке зрения на душевную жизнь в сновидении и замечание Гавеллока Эллиса "Архаический мир неограниченных эмоций и незавершенных мыслей" представляются нам чрезвычайно удачным предвосхищением нашего утверждения, что примитивный, подавляемый днем характер деятельности участвует в образовании сновидения; как у Делажа, так и у нас "подавленное" становится движущей силой сновидения.

Роль, приписываемая Шернером фантазии в сновидении, и вообще теории Шернера мы приняли в полном масштабе, но должны были указать ей как бы другое место в проблеме. Не сновидение создает фантазию, а бессознательная деятельность фантазии принимает видное участие в образовании мыслей, скрывающихся за сновидением. Мы обязаны Шернеру указанием на источник мыслей, скрывающихся за сновидением; однако, почти все, что он приписывает деятельности сновидения, необходимо отнести за счет деятельности активной и днем бессознательной сферы, которая дает сновидению не менее поводов, чем невротическим симптомам. Деятельность сновидения нам пришлось отделить от этой деятельности, как нечто совершенно отличное и значительно менее самостоятельное. Наконец, мы отнюдь не отрицаем связи сновидения с душевными расстройствами, наоборот, мы только прочнее укрепили ее, правда, с другой точки зрения.

Будучи объединены в одно новое целое нашим учением о сновидении, различные и зачастую противоречивые воззрения исследований были приняты нами за исключением очень немногих. Но наша постройка еще не закончена. Не говоря уже о многих неясностях, на которые мы натолкнулись при попытке проникнуть в глубь психологии, мы стоим сейчас перед новым противоречием. С одной стороны, мы говорили, что мысли, скрывающиеся за сновидением, возникают путем совершенно нормальной умственной деятельности, с другой же стороны, мы усмотрели, однако, и целый ряд анормальных мыслительных процессов среди этих мыслей, а от них и в содержании сновидения, которые мы повторяем затем при толковании последнего. Все, что мы называли "деятельностью сновидения", так далеко, по-видимому, от известных нам нормальных психических процессов, что самые резкие суждения авторов относительно ничтожества психической функции сновидения представляются нам вполне обоснованными.

Здесь мы сумеем разобраться, лишь углубившись еще больше в интересующую нас проблему.

Мы убедились, что сновидение заменяет ряд мыслей, проистекающих из нашей дневной жизни и вполне логично связанных друг с другом. Мы не можем поэтому сомневаться, что эти мысли проистекают из нашей нормальной духовной жизни. В мыслях, скрывающихся за сновидением, мы находим все свойства, которые столь высоко ценим в своих бодрствующих мыслях и которые характеризуют их, как сложные продукты деятельности высшего ранга. Нет, однако, никакой надобности предполагать, будто это мышление совершается во время сна; но это разрушило бы наше представление о психическом состоянии сна. Однако, эти мысли могут скорее проистекать из дневной работы; незаметно для сознания они могут продолжаться и в период засыпания предстать в готовом виде. Из всего этого мы можем заключить разве лишь то, что наисложнейшая мыслительная деятельность возможна без участия сознания; это, впрочем, нам известно из психоанализа любого истерика или лица, страдающего навязчивыми представлениями. Эти мысли, скрывающиеся за сновидением, сами по себе, несомненно, способны доходить до сознания; если мы не сознаем их в течение дня, то на это есть целый ряд различных причин. Осознание связано с обращением к определенной психической функции - вниманию, - которая используется, по-видимому, лишь в определенном масштабе. Другой способ, которым эти мысли изымаются из ведения сознания, состоит в следующем. Наше сознательное мышление показывает, что при использовании внимания мы идем по определенному пути. Если на этом пути мы наталкиваемся на представление, не способное выдержать влияния критики, то мы поворачиваем обратно. Начатый и оставленный ход мыслей может быть продолжен затем без участия внимания, если только он в каком-либо пункте не достигает особенно высокой интенсивности, приковывающей внимание. Начальное, совершенное при помощи сознания отвержение мысли посредством суждения о ее неправильности или непригодности для насущных целей мыслительного акта может быть, следовательно, причиной того, что мыслительный процесс незаметно для сознания продолжается вплоть до засыпания.

Такой ход мыслей мы называем предсознательным, считаем его вполне законным и полагаем, что он может быть в равной мере как неважным и ничтожным, так и отрывочным и подавленным. Заметим далее вкратце, в каком виде рисуется нам ход представлений. Мы полагаем, что от целевого представления вдоль по избранным им ассоциативным путям движется некоторая единица раздражения. "Ничтожный" ход мыслей такого раздражения вообще не имеет; от "подавленного" же оно может отводиться обратно, и оба предоставляются их собственным раздражениям. Целесообразный ход мыслей способен при известных условиях привлекать к себе внимание сознания, через посредство его он получает тогда "перевод". Наше понимание природы и функций сознания мы разовьем детальнее ниже.

Такой укрепленный предсознательной сферой ход мыслей может неожиданно исчезнуть или же удержаться. Первый случай представляется нам таким образом, что его энергия диффундирует по всем переходящим от него ассоциативным направлениям и повергает всю цепь мыслей в состояние возбуждения, которое поддерживается на мгновение, а потом разом исчезает. В этом случае весь процесс не имеет никакого значения для образования сновидений. В нашей предсознательной сфере имеются, однако, другие целевые представления, проистекающие из источников наших бессознательных и постоянно активных желаний. Последние могут овладеть раздражением в предоставленном себе самому круге мыслей; они образуют связь между ним и бессознательным желанием, переносят на него свойственную бессознательному желанию энергию, и с этого момента ничтожный или подавленный ход мыслей способен удержаться, хотя благодаря этому укреплению он не может все же претендовать на доступ к сознанию. Мы можем сказать, что до сих пор предсознательный ход мыслей переводится в сферу бессознательного.

Другие случаи образования сновидений могут быть следующие: предсознательный ход мыслей с самого начала соединяется с бессознательным желанием целевого устремления; или же бессознательное желание пробуждается по другим, например, соматическим мотивам и самостоятельно добивается перенесения на психические остатки, не обусловленные системой предсознания. Все эти три случая сходятся в конце концов в одном и том же выводе: в предсознательной сфере образуется ход мыслей, который, будучи лишен подкрепления со стороны этой сферы, находит другое со стороны бессознательного желания.

Вслед за этим мысли претерпевают целый ряд преобразований, которые мы не считаем уже нормальными психическими процессами и которые дают в результате психопатологическое явление. Постараемся же в дальнейшем охарактеризовать и сопоставить эти преобразования.

1. Интенсивности отдельных представлений переходят на одно представление так, что в результате образуются представления, обладающие чрезвычайно высокой интенсивностью. После многократного повторения этого процесса интенсивность целого хода мыслей может скопиться в конце концов на одном представлении. Это-то и есть процесс компрессии, или сгущения, с которым мы познакомились при рассмотрении деятельности сновидения. Он, главным образом, и повинен в том странном впечатлении, которое оказывает сновидение, так как ничего аналогичного ему мы в нормальной и доступной для сознания душевной жизни не знаем. Мы имеем и здесь представления, которые в качестве узловых пунктов или конечного вывода целых цепей мыслей обладают крупным психическим значением; однако, эта ценность не обнаруживается в каком-либо очевидном для внутреннего восприятия характере; представление, связанное с нею, отнюдь не становится интенсивным. В процессе сгущения вся психическая связь превращается в интенсивность содержания представлений. Это аналогично тому, как если какое-либо слово в книге, которому я придаю особое значение для понимания остального текста, я даю набрать жирным шрифтом. В разговоре я произнес бы это слово громко, медленно и с ударением. Первое сравнение ведет непосредственно к примеру, заимствованному непосредственно из деятельности сновидения. Историки искусства обращают наше внимание на то, что древнейшие исторические скульпторы следуют тому же принципу, выражая степень общественного положения изображаемых лиц соответственному величиной статуи. Царь изображается вдвое или втрое выше, чем его свита или побежденный противник. Произведения скульптуры римской эпохи прибегают для достижения тех же целей к более утонченным средствам. Ваятель поместит фигуру императора посредине, придаст ему величественную осанку, приложит особое старание к отделке его фигуры, расположит врагов у его ног, но уже отнюдь не станет изображать его великаном среди карликов. Однако преклонение подчиненных перед главенствующим представляет собою еще и в настоящее время пережиток этого древнейшего принципа изображения.

Направление, по которому протекает процесс сгущения сновидения, указывается, с одной стороны, логичной подсознательной связью мыслей, скрывающихся за сновидением, с другой же, привлечением со стороны зрительных воспоминаний в сфере бессознательного. Результат процесса сгущения направлен на достижение тех интенсивностей, которые необходимы для сопротивления системам восприятия.

2. Благодаря свободному перенесению интенсивности и в целях сгущения образуются посредствующие представления - своего рода компромиссы. Это опять-таки нечто небывалое в нормальном ходе представлений, в котором дело идет прежде всего о подборе и фиксации "правильных" элементов представлений. Напротив того, сложные и компромиссные образования встречаются очень часто, когда мы подыскиваем словесные выражения подсознательным мыслям. Такие образования приводятся в качестве некоторых видов "оговорок".

3. Представления, переносящие одно на другое свои интенсивности, находятся друг с другом в чрезвычайно слабой связи и объединяются такими ассоциациями, которые пренебрегаются нашим мышлением и используются только остроумием. Равноценными другим являются особенно ассоциации по созвучию.

4. Противоречивые мысли вовсе не стремятся уничтожить одна другую, они существуют одна подле другой и очень часто, как будто между ними не существовало противоречия, объединяются в продукты сгущения или же образуют компромиссы, которые мы никогда не простили бы нашему мышлению, но с которыми мы охотно соглашаемся в нашей деятельности.

Таковы некоторые из наиболее частых нормальных процессов, которым в течение деятельности сновидения подвергаются предварительно вполне рационально образованные мысли. Преобладающим характером последних служит то, что все старания устремляются на придание подвижности элементу интенсивности; содержание и значение психических элементов, с которыми связаны эти интенсивности, отходят на второй план. Можно было бы предположить, что сгущение и образование компромиссов совершается лишь в помощь регрессии, если речь идет о превращении мысли в образы. Однако, анализ и еще в более резко выраженной форме синтез таких сновидений, в которых отсутствует регрессия, обнаруживают те же самые процессы сгущения и оттеснения, как и другие.

 ΛΛΛ     >>>   

Ее ребенок оказался уже трех четырехлетнего возраста
Доказывает логической независимости снов от впечатлений после пробуждения
Так как очень важно иметь хороший дневник сновидений
Вагиной своей партнерши мой пациент увидел кусок дерева
Призвана развивать способность все более совершенного управления сновидениями
психологии Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник

сайт копирайтеров Евгений