Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ясно, что и в социальной среде закон экономии должен иметь свое
значение. И здесь процесс приспособления стремится к достижению наиболь-
шего удовлетворения потребностей при наименьшей затрате сил и средств.
Вся социально-экономическая жизнь основана на принципе развития
наибольшей производительности при затрате возможно меньшего количества
сил и средств.

Более того, даже возникновение самих коллективов обязано принципу
экономии сил и средств, ибо объединение людей в общества только и может
оправдываться принципом экономии. Там, где отдельные индивиды, взятые
порознь, не могут осуществить того или другого дела, там требуется кол-
лектив, объединяющий силы отдельных лиц, чтобы соединенными силами
достичь соответствующего результата. Поэтому всякий вид коллектива явля-
ется в сущности осуществлением принципа экономии сил, но и всякое
проявление общественной жизни удовлетворяет тому же принципу экономии
сил. Авенариус прав, когда он говорит: <Влияние принципа наименьшей
меры силы в практической жизни человека... не только очевидно для всех
во всяком стремлении к свободе, к разделению труда, к объединению
административной, коммерческой, правовой, государственной и социальной
жизни, но явно проявляется и в институтах торговли, политической эко-
номии, законодательства, государства, политики и т. д.> ^°".

Всякий символизм объясняется также принципом экономии, ибо
символика стремится заместить сложные явления какими-либо бьющими
в глаза и во всяком случае выразительными и легко улавливаемыми знаками.
Самый язык как продукт социального творчества есть осуществление
принципа экономии, ибо с помощью слова обозначается ряд тех или других
предметов и отношения между ними, и в то же время облегчается весь
процесс соотношения нас с окружающими лицами как облегчаются и все
вообще процессы соотносительной деятельности^*.

Установление общих понятий и категорий как результат социальных
условий жизни равным образом удовлетворяет закону экономии сил.

Принцип экономии проявляется даже в создании слов, которые уко-
рачиваются до поразительности. Вместо Психоневрологического Института

силы.
^ Там же. С. 95

Aeeuapuyt P. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры
силы.
^ Там же. С. 95.

301

говорят часто <Психо-невро>, вместо Института по изучению мозга и
психической деятельности говорят прямо <Институт мозга>; например: Пой-
дем в Институт мозга, или даже просто в <Мозг>, или вместо: <Совет рабочих
и крестьянских депутатов> говорят <совдеп> или <Смольный>. Все сложные
названия в произношении вынуждаются к сокращению потребностью эко-
номии, например, <Понто>, <Моно>, <Сантруд>, <Главсанупр>, <Нкпс> и т. п.
Также и в письменности обычно прибегают к сокращениям часто повторя-
ющихся и общеизвестных терминов, заменяя их начальными буквами,
например, <и т. п.>, <и пр.>, <б. или м.> Телеграммы еще более вынуждают
к сокращению слов и названий, а стенография, в видах той же экономии
затрачиваемой работы, заменяет слова особыми знаками. О пользовании
счислением, как и математическими выкладками в целях экономии речь
была уже выше.

Далее, символизм знаков не менее ярко выражен, например, в кокардах,
в наплечниках, в самой одежде, в различных условных обозначениях и в
значках, даже в атрибутах званий и профессий (ношение соответствующих
регалий, например, кокарды у чиновников, цепи у судьи). В некоторых
случаях символизация сводится к воспроизведению одного характера качества
или свойства предмета как замещающего собою целый предмет. Это выяв-
ляется и в звукоподражательных словах (свист, жужжание, гром, грохот,
кудахтанье и т. п.). Все это разнообразные формы экономизирования соот-
носительной деятельности.

В сущности и развитие всех наук и знаний в своих практических
достижениях преследует ту же цель осуществления тех или иных задач при
возможно наименьшей затрате сил.

В самом процессе научного творчества осуществляется принцип экономии
с каждым обобщением, с каждым установлением той или иной зависимости,
с каждым установлением закона как обнимающего ряд зависимостей и
явлений.

Вот что мы читаем, например, в книге А. А. Чупрова по поводу зако-
на тяготения: <Открытие этого закона обозначает переворот... в теории
тяготения. Почему? И до Ньютона допускали..., что солнце как целое
притягивает планеты; приходила также в голову мысль о законе обратной
пропорциональности квадрату расстояния. Ньютон совершил лишь пере-
ход от рассмотрения сил, действующих между телами конечных размеров,
к изучению сил, с которыми притягиваются бесконечно малые частицы.
Этот переход сопряжен с такой экономией умственной энергии, что по
праву занимает отводимое ему мес^о в истории вопроса. Если бы память
должна была удерживать в отдельности каждый установленный в этой
области единичный факт, то с ростом знаний сложность проблемы вопро-
са вышла бы за пределы означенных способностей человеческого разу-
ма> ^"'". Между тем с открытием закона Ньютона <мы сразу выходим из
затруднения: пестрая масса отдельных фактов становится тотчас легко
обозреваемою. Весь богатый запас наблюдений резюмируется в краткой
формуле> ^.

Даже искусство подчиняется тому же принципу экономии, отбрасывая
все лишнее, все обременяющее в своем стремлении возбуждать возвышенные
эмоции, дабы достичь того же результата с затратой наименьшей меры
силы.

Всякое общественное движение развивается всегда в сторону наименьшего
сопротивления, поскольку это не противоречит основной цели этого
движения, удовлетворяя тем самым принципу экономии.

^" Чущюв А. А. Очерки по теории статистики. СПб., 1910. С. 46.
^ Там же.

302

Достижение наибольших результатов при наименьшей затрате средств
является принципом всякой вообще борьбы, преодоления тех или других
препятствий и в то же время основным принципом военных действий.

В конце концов и вся общественная жизнь проникается принципом
экономии. Отсюда идеалом жизни как индивидуальной, так и общественной
является достижение наибольших результатов при возможно меньшей затрате
энергии. Можно сказать, что удовлетворение наибольшего числа потребностей
при затрате наименьшего количества средств является основным правилом
всей социально-экономической политики ^*. С другой стороны, всякая кол-
лективная деятельность развивается по пути наименьшего сопротивления, а
это именно и отвечает принципу экономии сил. Так, любое новое учреждение
только тогда имеет шанс на свое будущее развитие, когда оно при полезности
основных задач, заполняет пустое место и осуществление его не требует
чрезмерных средств; иначе говоря, оно согласуется с принципом удовлет-
ворения наибольшего числа потребностей при наименьшей затрате сил и
средств. Когда мы имеем дело с уже сложившимся учреждением, оно всегда
развивается в связи с поставленной задачей в том направлении, в котором
оно находит для себя меньше всего противодействия**.

Развитие народной культуры опять-таки подчиняется закону экономии
сил, ибо оно обусловливается существованием имеющегося под рукой ма-
териала, с одной стороны, и соответствующей подготовкой лиц, с другой.
То же мы имеем и по отношению к развитию добывающей и обрабатывающей
промышленности и по отношению к развитию различных ремесел и искусств.

Равным образом и развитие, как и преподавание наук, не делает в этом
отношении исключения, ибо опять-таки оно стоит в прямой зависимости
от наиболее подходящих условий и от подготовки соответствующего персо-
нала, что и создает возможную экономию средств и сил.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Может быть игнорируем как фактор общественных событий

Обаяния является
Взаимное соприкосновение со- действует однородным движениям
Рассмотрение вопросов конкуренции

сайт копирайтеров Евгений