Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Рассмотрение вопросов конкуренции не входит в нашу задачу, ибо этот
предмет уже разработан трудами целого ряда видных социологов, начиная
с Маркса. Мы лишь выдвигаем здесь вопрос о конкуренции как факторе
соотносительного характера, действующего в противовес подражанию, фак-

" Там же. С. 167-168.
218

торе, являющемся не менее основным в социальной среде, как и подражание.
Только благодаря конкуренции происходят видоизменения социальных форм,
ибо при одном подражании дело свелось бы к одной форме, и это поставило
бы вопрос о самом существовании общества, его жизни. С этим вопросом,
видимо, встретился и Тард, но он его не разрешает, оставляя его открытым.
Он указывает на трудности разрешения социального вопроса: <Хорошо ...
или худо, если когда-либо установится полное единогласие в умах, достигну-
тое изгнанием или более или менее насильственным обращением несоглас-
ного меньшинства, и установится ли когда-нибудь такой порядок? Хорошо
или худо, если конкуренции коммерческой, профессиональной, конкуренции
частолюбий отдельных индивидов, а также конкуренции политической и
военной отдельных народов будет положен конец организацией труда или
государственным социализмом, обширной всемирной федерацией или новым
европейским равновесием, первым шагом к европейским Соединенным Шта-
там, и готовит ли все это для нее будущее? Хорошо или худо, если
избавившись от всякого контроля и устранив всякое противодействие, вы-
ступит, наконец, на смену сильная и свободная общественная власть, абсо-
лютно самодержавная и способная на великие дела, власть всемогущая в
лице какого-либо Цезаря или партии, или какого-либо народа, власть самая
человеколюбивая и самая разумная, какую только возможно вообразить, и
следует ли нам иметь ввиду такую перспективу?

Вот вопрос, и он страшен именно потому, что так стоит> ^. Автор далее
говорит, что человечество движется в направлении наибольшей истины и
наибольшего могущества, но можно сомневаться в том, каким путем будет
достигнут этот максимум - <путем ли развития противоречий, конкуренции
и критики или, напротив, путем заглушения всего этого и безграничного
подражательного распространения единой мысли, единой воли, которые рас-
пространятся все более и более упрочатся в массах> ". Можно ли сомневаться,
что и тот, и другой путь одинаково не может привести к результату, да и
не может быть осуществлен на практике, ибо каждый из них дополняет
один другого и приводит к максимуму достижимого благополучия.

Ясно отсюда, что к числу тормозящих условий должна быть отнесена в
известных случаях, и конкуренция, которая действительно является нередко
наиболее могущественным тормозом для распространения всякого неокреп-
шего социального явления. Поэтому Тард неправ, когда он сводит социальную
жизнь к подражанию, ибо конкуренция играет в жизни обществ, в созидании
общественных условий человеческой деятельности не менее важную роль,
как и подражание, тем более, что конкуренция, как мы знаем, далеко не
всегда является подавляющей силой, а часто и возбуждающей, о чем речь
была в другом месте ^.

Примером конкуренции в области культуры может служить факт вытес-
нения к началу нашей эры клинообразных письмен из передней Азии
финикийским алфавитом, распространявшимся по берегам Средиземного
моря. Несомненно, что это вытеснение произошло вслед за военными и
политическими успехами народов, населявших берега Средиземного моря,
но мы знаем, что и победители в культурном отношении иногда уступают

^ Там же. С. 33.
" Там же. С. 33-34.

^ Кроме подражания и конкуренции, для всякого нового факта необходима инициатива или
почин, без которого не может обойтись ни одно открытие, ни одно изобретение, ни один
новый лозунг, ни один призыв. Этим определяется роль личного почина в общественном
процессе. Но почин только тогда окажется действительным, когда он встретит подражание
со стороны других и выдержит конкуренцию. Таким образом почин, подражание и конку-
ренция-вот что определяет в конечном итоге общественный прогресс или общественное
движение.

219

побежденным народам, и, следовательно, вопрос этот должен рассматриваться
в плоскости, главным образом, конкуренции двух культур, которые история
привела в столкновение друг с другом.

То же самое мы имеем и в отношении языка. Языки менее культурных
народов постепенно вытесняются языками более культурных народов, коль
скоро эти последние вступают в более тесное единение с первыми на правах
победителей.

Далее,  в языках  мы  имеем также  конкуренцию различных
лингвистических форм и, следовательно, взаимное торможение, при котором
одна форма выдерживает конкуренцию и затем упрочивается и распростра-
няется путем подражания, тогда как другая под влиянием конкуренции
тормозится и исчезает совершенно. При этом, конечно, результат борьбы
или конкуренции стоит в связи с возможным упрощением языка и с его
выразительностью.

Тормозящие условия в коллективе создаются властью. В конце концов,
всякая власть есть насилие, и без насилия не может быть власти. Она
является чаще всего результатом подавляющего господства одного класса
над другими. Правда, в других случаях она может быть результатом согла-
шения двух или большего числа борющихся партий. Вне этих условий,
более или менее прочной власти нет и быть не может. Однако и в последнем
случае она будет подавляющей для тех элементов, которые не участвуют в
соглашении. Чтобы осуществлять свои задачи, власть не может обходиться
без особых орудий, которые, будучи тем самым с ней связанными, являются
исполнителями ее введений.

Будет ли власть результатом соглашения партий и классов или же она
будет результатом преобладания одного из них, она, во всяком случае,
являясь олицетворением силы всего политического общества, имеет возмож-
ность действовать и выступать за все общество. Но достаточно, чтобы главное
орудие власти - войско - утратило преданность данной власти, как это слу-
чается почти во всех революциях, как власть лишается своей опоры и падает.

Всякое общественное движение, раз начавшись, имеет согласно закону
инерции тенденцию развиваться в том же направлении. Если на самом деле
так не происходит, то это обусловливается особыми препятствиями, его
тормозящими, как внешними, так и внутренними. Торможение коллективной
работы может зависеть от всякого нового внешнего раздражения, привлека-
ющего общественное сосредоточение. Вот, например, коллектив, который
занят своей обычной работой. Приходит во время работы новое лицо, принося
с собой какую-либо интересную новость, и работа коллектива приостанавлива-
ется на время его рассказа.

Представим себе собрание, которое занято определенной темой, а сосре-
доточение всего коллектива направлено на речь оратора, развивающего шаг
за шагом самую тему. Но вот послышался набатный колокол или необы-
чайный шум на улице. В коллективе сосредоточение, устремление на предмет
речи оратора тотчас же подавляется на то или другое время.

Допустим, что мы имеем со стороны уличной толпы проявление кол-
лективного гнева против какого-либо лица. Но достаточно, чтобы этот объект
гневного настроения толпы был достаточно находчив и возбудил ее смех,
чтобы толпа успокоилась, перейдя от гнева к веселому настроению. В другом
случае кто-либо другой может отвлечь толпу своими увещеваниями, и гнев
толпы принимает иное направление.

Вот разъяренная толпа под влиянием каких-либо поводов или нелепых
слухов начинает бесчинствовать. Достаточно показаться воинской силе, чтобы
толпа прекратила буйство.

Допустите, что голодная толпа начинает протестовать против торговца
съестными припасами. Достаточно бывает своевременно выяснить, что тор-

220

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Точно подмечает важную закономерность - кон- солидацию противоборствующих сил внутри социума при
Такие коллективы могут быть названы миром
Хотя каждая личность кажется чем-то обособленным от всех других личностей
Всем известно заража- ющее влияние движений
Вот почему подражание является всеобщим законом в животном царстве

сайт копирайтеров Евгений