Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Доказательством могут служить все великие люди, значение которых в
истории неоспоримо. Роль великих людей сводится к синтезу стремлений,
проявленных данной расой ""'. Но Г. Лебону, <их открытия всегда являются
результатом длинного ряда предшествующих открытий. Они строят здания
из камней, которые медленно обтесывали их предки> ^.

Несомненно, что великие люди являясь частицами отражений своего
народа, в известной мере нарушают равномерный ход эволюционного про-
цесса, не будучи в состоянии изменить или остановить его течение, но и
то, чем проявляют себя великие люди, является обусловленным внешними
поводами, отсутствие которых устранило бы и самое действие.

<В политике, - по Г. Лебону, - настоящие великие люди те, которые
предвидят рождающиеся потребности, события, подготовленные прошлым,
и указывают путь, которого следует держаться. Они так же, как и великие
изобретатели, синтезируют результаты долгого предшествующего труда.

Нельзя быть вождем народа ^', не воплощая его мечтаний. Моисей
олицетворял собою в глазах евреев жажду освобождения, которая таилась
годами в их душах рабов, истерзанных египетскими бичами. Будда сумел
понять бесконечные бедствия своего времени и выразить в религии потреб-
ность любви и жалости, которые в эпохи всеобщего страдания начинали
проявляться в мире. Магомет осуществил объединением религий политиче-
ское объединение народа, разделенного на тысячи враждебных племен.
Артиллерист Наполеон воплотил идеалы великой славы, блеска и рево-
люционной пропаганды, составлявших тогда основные черты народа, который
он в продолжении пятнадцати лет водил через всю Европу, преследуя самые
безумные приключения> ^.

Всякий вождь только тогда вождь, когда он сливается в смысле своих
устремлений с войском. Точно так же правитель только тогда правитель,
когда он, являясь выразителем народных устремлений, отождествляет себя

" Там же. С. 130.
^ Там же. С. 132.

73

с народом. Letat e'est moi - известная формула одного из видных государей
Франции.

С другой стороны, и народ олицетворяет себя в своем правителе. Он
гордится его славой и живет его счастьем. Тэн прав, когда говорит про
феодальную вотчину как своего рода отечество, которое <смешивается в
мысли с сеньором и его семейством; при таком понятии о сеньоре его
подданные гордятся им, рассказывают друг другу о его военных подвигах,
приветствуют его громкими восклицаниями, когда он проезжает по улице
со своею свитою и наслаждаются по сочувствию окружающей его пышно-
стью> "".

Что хорошая общественная организация не враг личности, доказывает
также появление в коллективе отдельных личностей, обособляющихся бла-
годаря своим выдающимся индивидуальным качествам, и эти-то индивиду-
альные качества не только не подавляются коллективом, а наоборот - явля-
ются предметом обоготворения, как и самые личности "'.

Обоготворение народных кумиров достигает иногда крайних размеров.
Достаточно указать в этом отношении на Робеспьера, являвшегося настоящим
богом демократии во Франции времен Великой революции, на Марата,
которого в надгробных речах сравнивали с Христом. <Сердце Иисуса и
сердце Марата - у вас равные права на наше почитание>, - вот подлинные
слова одного из ораторов <Как Иисус, - продолжал другой оратор, - Марат
так же страстно любил народ, как Иисус он также ненавидел аристократов,
священников, богатых и бесчестных и также, как Иисус, вел воздержанный
простой образ жизни> ^.

Наконец, примером обоготворения является великий Бонапарт, которому,
как при его жизни, так и после смерти, вся Франция оказывала слепое и
благоговейное поклонение. Какое обаяние производил Бонапарт, показывает
рассказ современника при первоначальном представлении Бонапарту
дивизионных генералов, и в том числе Ожеро, после назначения первого
командующим итальянской армией. Надо заметить, что Ожеро, будучи ста-
рым воякой, грубым, героичным, гордившимся и своим ростом, и своей
храбростью, был заранее предубежден против присланного из Парижа <вы-
скочки> и уже заранее возмущался его назначением. Бонапарт заставил себя
ждать. Наконец, он вышел, опоясанный и надев шляпу, объяснил генералам
свои намерения, отдал приказания и отпустил их"'.

Ожеро безмолвствовал и только, когда они уже вышли на улицу, он
спохватился и разразился обычными проклятиями, соглашаясь вместе с
Массеной, что этот маленький генерал внушил ему страх, и он решительно
не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя уничто-
женным перед его превосходительством ^.

Нечего говорить, что обаяние Наполеона росло с каждым новым его
успехом и достигло такой степени, что представлялось равным обаянию
божества. Самые храбрые лица пред ним стушевывались и при приближении
к нему дрожали наподобие ребенка.

Свидетельством этого обаяния является и беспримерная история с вы-
садкой его с острова Эльбы, когда он в несколько недель без кровопролития
ниспровергает всю тогдашнюю власть и становится вновь безграничным
повелителем всей страны. Обаяние его личности следует и за его смертью,
ибо его жизнь и слава о нем сделались легендарными. Вообще великие
полководцы, как Наполеон, Суворов и др., пользовались и после смерти
обаянием, которое граничит с обаянием божества. Вот еще пример: генерал

^" Тэн И. Происхояодение общественного строя современной Франции. СПб., 1880. С. 19.
^ Cabanis P. Marat inconnu.
CM.: Лебон Г. Психология народов и масс. С. 252.

Вандамм, сам бывавший многократно в боях, так описал свое чувство
Норману д'0рнано, поднимаясь в Тюильрийский дворец в 1815 г., когда в
сущности звезда Наполеона уже не могла блистать прежним светом. <Мой
милый, этот человек производит на меня такое обаяние, в котором я не
могу отдать себе отчета, и при том до такой степени, что я, не боявшийся
ни бога, ни черта, приближаясь к нему, дрожу как ребенок, и он бы мог
заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в
огонь> "°. А как действует это обаяние на массы, показывает мастерское
описание гр. Л. Н. Толстым переправы эскадрона поляков через Вислу на
глазах того же Наполеона. <Виват!. . восторженно кричали поляки, расстраивая
фронт и давя друг друга для того, чтобы увидеть его... Было приказано,
отыскав брод, перейти на ту сторону> ". Командир улан пожелал спросить
разрешения переплыть через Вислу, не отыскивая брода, и, получив это
разрешение, тотчас же старый усатый офицер со счастливым лицом и
блестящими глазами с криком <Виват> бросился в реку. <Сотни улан пос-
какали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине течения.
Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей. Лошади тонули,
тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто, держаясь за
гриву. Они старались плыть... и гордились тем, что они плывут и тонут в
этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне, и даже не смот-
ревшего на то, что они делали. Переплыв, они закричали "Виват", востор-
женно глядя на то место, где стоял Наполеон> ^.

То же обаяние окружало и нашего полководца Суворова. Известен факт,
как его солдаты при переходе через Альпы были лишены возможности от
истомления двигаться дальше. Когда об этом доложили Суворову, последний
приказал рыть могилу в горах, чтобы лечь в нее самому. Это подействовало
на войско таким образом, что об истомлении перестали и думать. Поход
продолжался и закончился полной победой.

Тард вполне прав, говоря, когда толпа любуется своим вождем или когда
армия восхищается своими генералами, она любуется сама собою, усваивает
себе то высокое мнение, какое этот человек получает о самом себе и которое
сияет в виде гордости своим происхождением или своим гением на лице
Людовика XIV или Кромвеля, Александра или Сципиона или даже какого-
нибудь народного вождя ". Нечего говорить, что обаяние полководца создает
благоприятную почву для внушения, и это внушение в свою очередь делает
чудеса и спасает положение. Вот как например, Наполеон в бою при Ленато
(6 авг. 1796 г.) магически воздействовал на австрийского офицера, имевшего
за собой силу целого отряда. Передаем эпизод со слов Драгомирова: <Бонапарт
со своей свитой и небольшим конвоем наткнулся на 4-тысячную колонну
австрийцев, от которой к нему подъехал офицер с требованием сдачи. "Знаете
ли вы, с кем говорите? Я - главнокомандующий, за мной вся армия! Как
вы смеете!.. Доложите начальству вашей колонны, что я требую от него
немедленной сдачи! Если оружие не будет положено через 5 мин., я прикажу
расстрелять всех до единого" И оружие кладут и сдаются> "\

Причина обаяния лежит как в личных качествах, так, конечно, и в
успехе ^', но личные качества в приведенном примере по-видимому имели
преобладание, ибо и по исчезновению успеха, когда обычно прекращается
и обаяние, оно тем не менее осталось за Наполеоном, как оно осталось и
за другим легендарным героем Карлом XII. Я намеренно привел здесь

Гершельман С. К. Нравственный элемент в руках Суворова, 2-е изд.  Гродно, 1900. С. 167.
^ Толстой Л. Н. Война и мир. М" 1869. С. 253.
^ Там же.
" Видимо, речь здесь может идти о: Тард Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб., 1901; Он

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Использование внешних отношений в целях поддержки внутренних отношений

345теризующих определенную индивидуальность


сайт копирайтеров Евгений