Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По словам Гюйо, <прикосновение есть самое первобытное и самое верное
средство, чтобы привести в общение, в гармонию и социализировать две
нервные системы, два сознания, две жизни> ^.

Точно так же Тард придает в толпе большое значение взаимному прикос-
новению или трению (сталкиванию по Сидису), которое действует взаимно
электризующим образом. Объединяющее значение прикосновения известно
и из состояний взаимной любви, которая неизбежно требует при своем
проявлении взаимного прикосновения. Точно так же взаимное прикосновение
действует ободряюще при нападении, связанном с опасностью, поощряет к
обороне в случаях нерешительности и действует успокаивающе в случаях
несчастия или бедствия. С другой стороны, взаимное соприкосновение со-
действует однородным движениям, в чем легко убедиться при ходьбе или
беге, при держании друг друга за руку, а также в танцах и акробатических
упражнениях. Отсюда ясно, что чем теснее толпа, тем легче она объединяется,
что проявляется в однородных движениях и криках. Даже стоячее положение,
дающее возможность более тесного сплочения и большего соприкосновения,
при относительной свободе движения способствует большему объединению
народных масс.

Зрение также является верным пособником объединения народных масс.
По Гюйо, восприятие движения или чувства у других вызывают отзвук в
нас самих. Здесь выдвигается принцип подражания во всей силе. Мимика
эффекта одного вызывает такой же эффект в другом. Жест вожака в известных
случаях может иметь магическое влияние. Наконец, всем известно заража-
ющее влияние движений. Многие ли из танцоров в состоянии воздержаться
при виде увлекающего танца кого-либо из толпы.

Всякому известно как мерные маршевые движения войск увлекают за
собою часть зевак и мальчишек, идущих вслед за ними с тем же темпом
движений. Наконец, движения капельмейстера, как известно, имеют руко-
водящее значение для всего оркестра или хора.

"" Там же. С. 116-117.
^ Гюйо Ж. М. Искусство с точки зрения социологии. СЦб., 1891. С. 3.

103

Даже в мире животных проявляется руководящая роль движения для
всего стада, ибо те или другие движения вожака вызывают путем подра-
жания подобные же движения в других представителях стада. Общеизвест-
на также семейная передача друг другу характера, жестов, почерка, привы-
чек и т. п.

Наконец, движение привлекает сосредоточение, а это обостряет впе-
чатлительность. Возьмите молодого котенка и посмотрите, как он сосредо-
тачивается и следит за каждым движением свернутой бумажки и как без-
различно он относится к той же бумажке, коль скоро она остается не-
подвижной.

По словам Моргана, и новорожденные птенцы <инстинктивно хватают
червя не потому, что это червь, а потому, что это маленький движущийся
предмет>, ибо, по словам того же автора, <если двигать пищу перед ново-
рожденными птенцами, то они скорее обратят на нее внимание>.

Отсюда ясно, какая роль в толпе выпадает на роль движения, жестов,
мимики и действий ее вожаков и героев, возбуждающих сосредоточение и
тем обостряющих впечатлительность, с одной стороны, а с другой - побуж-
дающих в других случаях к слепому подражанию.

Заразительная сила действий в толпе общеизвестна. Человек, возбужда-
ющий против себя злобу толпы, мог бы спастись, если бы стоящий вблизи
его сосед не ударил его. Это служит сигналом - на него тотчас же набра-
сываются и самосуд толпы имеет свою жертву ^"*.

Еще большую роль в объединении народных масс играет орган слуха.
Прежде всего при посредстве слуха устанавливается однородность движения
массы лиц. Достаточно указать на роль музыки в маршах, танцах и массовых
гимнастических упражнениях. Такое же значение имеет пение в рабочих
артелях.

Значение музыки в объединении индивидов сказывается и там, где
толпа в ней активно не участвует, а только ее слушает. Когда артист
играет Мусоргского или Скрябина, с физической стороны дело сводится к
тому, что его пальцы, двигая смычком по разным струнам скрипки, вы-
зывают в них колебание, которое посредством колебаний воздуха достига-
ет органа слуха и возбуждает здесь колебания в форме нервной волны,
направляющейся к слуховым областям коры. Последние же посылают
обратные волны к периферии и внутренним органам, приводящие к опре-
деленной мимико-соматической реакции и возбуждают ряд других умст-
венных сочетаний. Эти-то нервные волны у слушателей, будучи вызывае-
мы одинаковым посредником, и объединяют массу лиц, слушающих
артиста. Они получают один и тот же заряд физической энергии и, хотя
эффекты этого заряда в силу различия индивидуальностей не вполне
одинаковы, но то обстоятельство, что имеется нечто общее в мимико-со-
матической реакции у всех индивидов, служит к общему объединению и
приводит к взаимодействию при помощи того же посредника как между
собою, так и с давно умершими композиторами.

С другой стороны, голос имеет значение средства, возбуждающего сос-
редоточение в наибольшей мере. Достаточно, чтобы во время полной тишины
раздался шорох, чтобы глаза всех были направлены в его сторону.

Также и крик или возглас среди массы даже шумно говорящих людей
привлекает общее сосредоточение и тем самым обостряет впечатлительность
толпы.

С другой стороны, голос возбуждает подражание, действуя наподобие
заразы. Всем известно, как трудно удержаться человеку от присоединения к
общей хоровой песне. Также и в толпе при нарастающем настроении выкрики
или лозунги действуют наподобие заразы и их начинают произносить все
или многие из присутствующих.

104

Особенно важным нам представляется заражающее влияние голоса на
толпу, способствующее ее объединению. Даже интонация в голосе вожака
играет большую роль в смысле влияния на толпу.

Но гораздо более важное влияние в смысле объединяющего фактора
имеет все же слово, внушающая роль которого подробно оценена мною в
книге <Роль внушения в общественной жизни> (СПб., 1898) ^. Всем из-
вестно, что в человеческом обществе главным образом путем слова и
организуются собрания. С другой стороны, в самих собраниях так назы-
ваемые зажигательные речи вожаков действуют не только возбуждающе на
состояние толпы, но и объединяюще, ибо в общем настроении и заклю-
чается объединяющий фактор. О роли слова в этом отношении речь бу-
дет еще впереди.

Помимо того и организация народных масс, приводящая к сплочению
и правильной организации их деятельности, происходит опять-таки при
посредстве словесной или письменной речи*.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сформировавшаяся личность в зрелом возрасте порывает со своей привычной социальной средой
Известно
Быть отнесены все условия общественного
Эволюционное введение в психологию
Какую именно форму он считал бы нужным придать памятнику

сайт копирайтеров Евгений