Пиши и продавай! |
134 Неудивительно, что консерваторы, никоим образом не отказывая в поддержке монархии, были не согласны с новыми методами, при помощи которых королевская власть расширяла свое могущество. При этом наиболее резкой критике подвергался бюрократизм, который немецкие охранители считали рационалистическим (а поэтому либеральным) порождением просвещенного абсолютизма, с одной стороны, и революционного движения — с другой. Бюрократический механизм подрывал консервативное представление о личной преданности власти и заменял идею персонального служения обезличенным принципом службы. Эта тенденция зачастую рассматривалась консерваторами как наиважнейшая опасность для существующего режима. В этой связи можно еще раз вспомнить слова Леопольда фон Герлаха о том, что «корень зла не в испорченных нравах» «и даже не в парламенте», «а в министрах», поэтому «опираться нужно не на политических искусников, преуспевших в политической проницательности, но прежде всего на истину и верность... на веру в Богом данный порядок» (46, S. 301). Об органической чуждости бюрократизма консерватизму говорил и Ф. Ю. Шталь, отмечая, что во время реставрации Бурбонов «реакция против бюрократического деспотизма была еще сильнее, чем против демократии» (70, S. XXIV). Не кто иной, как Ф. фон Штейн, считающийся одним из родоначальников консервативного реформизма в Германии, в своем письме к Гарденбергу одну из своих главных задач видел в том, чтобы «разорвать цепи, которыми бюрократия сковывает порыв человеческой деятельности», из-за своей «приверженности к механицистскому угнетению» (71, S. 77). Другой консерватор-реформист, Йозеф фон Радовиц, характеризуя реакционную 135 абсолютистскую политику всеобщей унификации канцлера Мантойфеля, позволил себе достаточно эмоциональный вывод: «Равенство без свободы! Что после этого считать революцией?» (цит. по: 129, S. 81-82). 136 механическим (на их взгляд) характером административной власти, полагая, что она, как и все идущее от абстрактных схем разума, лишена жизненного фундамента, опирающегося на конкретную действительность. А отсутствие связи с жизнью для системы, являющейся носительницей власти, способно привести к самым отрицательным последствиям для монархии. Не случайно «Kreuzzeitung» уже в 1893 году определила бюрократию «как преграду между троном и народом», которая «медленно, но верно тянет нас к гибели, к социальной революции!» (цит. по: 136, S. 238). Таким образом, партия «Kreuzzeitung», будучи наследницей легитимизма, оставалась верной монархической идее, выступая против чиновнического бюрократизма в любых его проявлениях. По мнению X. Хеффтера, даже в 1882-1883 годах, когда разногласия «Kreuzzeitung» с Бисмарком свелись к минимуму, она все же предпочитала видеть в этом заслугу кайзера, а не рейхсканцлера, «демонстрируя тем самым свой роялизм, а не верность Бисмарку»(136, S.47). в) органицизм как основа представлений об обществе Подобная стойкая антипатия к чиновничеству, несмотря на меняющиеся исторические условия, во многом объяснялась тем, что бюрократия не вписывалась в органицист-ские представления немецкого консерватизма о государстве. Не случайно упрек в механистическом характере господства чиновничьей администрации был одним из самых распространенных в среде охранителей. 137 чала консервативный «органицизм носил негативно-критический характер» (132, S. 202), возникнув как противовес рационалистической теории государства. Еще Ю. Мезер, уподобляя современное ему государство человеку почтенного возраста, считал, что политическим геометрам не место в реальной государственной жизни, так как «из старого, не отличающегося пластичностью человека» они сделают, «скорее калеку, чем канатоходца» (161, S. 205). Однако наиболее существенный вклад в органическую теорию государства внесли немецкие романтики, получившие возможность обобщить негативные последствия механистического подхода к государству, которые проявились в ходе Великой французской революции. Так, Ф. Шлегель отметил, что «сущность всех революционных начинаний в политике состоит в том, чтобы разбить тело государства на составные атомы, разложить на элементы и потом воздействовать на эти расчлененные элементы и отдельные атомы хаотической массы чистой силой как противовесом» (цит. по: 132, S. 202). В противоположность такому искусственно созданному государству романтики выдвинули принцип естественного сочленения всех элементов государственной жизни. По мнению Новалиса. «судебные палаты, двор. Церковь, правительство, общественные собрания, академии, коллегии и т. д. являются одновременно специфическими внутренними органами государственного индивида» (63, S. 181). Именно в таком государстве возможно, по мнению А. Мюллера, естественное, органическое развитие, так как «новое не угнетает старое, не угнетается им самим, но в компромиссе со своим прежним изолированным существованием, благодаря развитию великого организма, которым это новое захватывается, это новое возрастает, 138 множится, вступая в универсальные отношения, и тем самым делает свою собственную индивидуальность прочнее и свободнее»(60, S. 159). 139 ки зрения, разнонаправленные интересы гражданского общества более высоким (опять же с их точки зрения) задачам государственной пользы. При этом одной из главных задач государства провозглашалось сохранение целостности и естественного, то есть органического, членения гражданского общества. Ф. Ю. Шталь утверждал, что «партия легитимизма желает естественного членения народа, которое исходит из естественных склонностей, потребностей и задач общества... то есть из землевладения, разнообразия промыслов, жизненного призвания — в противоположность механическому агрегативизму революции» (68, S. 310). Тем самым фактически отстаивался принцип сословно-ирархического_ощественного устройства, где каждый слой населения занимает то положение, которое связано с его «природным» призванием 140 на составные части, препятствовала развитию массовости — одного из самых опасных (по мнению консерваторов) явления, ибо массы не способны осознавать свои действия. Так, в 1851 году, анализируя недавние события революции 1848 года, Э. Л. фон Герлах заявил: «Масса как таковая бессознательна. Сознание подразумевает организацию, а организация гасит массовость» (цит. по:185. S.51). 141 то есть в период просвещенного абсолютизма. Таким образом, иерархический принцип общественного и государственного устройства, будучи органической составной частью консервативного мировоззрения, на определенной стадии развития централизованного государства в Германии (а точнее — в Пруссии) вступил в противоречие с идеей авторитета государственной власти, которая также была неотъемлемой составной частью охранительного самосознания. Консерватизм оказывался перед неразрешимой дилеммой, так как, выбирая одно из двух, он неизбежно отказывался от какой-то части своего мировоззрения. Драматизм такого положения, по мнению Ф. Майнеке, особенно ярко прослеживается в положении партии Герлахов после 1848 года, так как «их партия... при каждом обновлении авторитета и властных отношений» сталкивалась с мучительным вопросом: «проклинать ли это как беззаконие или благословлять как возникшее по воле Бога новое право против беззакония» (цит. по: 185, S. 35). 142 властью нужно представлять собой реальную общественную силу. Поэтому принцип репрезентации был одной из важных составных частей органически-иерархической трактовки государства немецкими охранителями. По мнению М. Грайфенхагена, «идея репрезентации относится к числу стержневых в консервативном представлении о мире, так как для консерватизма все вещи существуют не сами для себя, указывают на стоящую за ними сущность» (132.S. 1'86). В определенном смысле мировоззрение просвещения было диктатом разума |
|
|
|