|
ΛΛΛ >>>
>
Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СТРУКТУРА КОНСЕРВАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
§ 1. Проблема соотношения традиционализма и консерватизма в Германии и России
§2. Антирационализм как отправной пункт консервативного мышления
§ 3. Религиозные основы консервативного мышления
§ 4. Консервативное понимание свободы
§ 5. Консервативный историзм против либерального прогресса
Глава 2. ПРОБЛЕМА АВТОРИТЕТА В МИРОВОЗЗРЕНИИ НЕМЕЦКОГО И РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА
§ 1. Диалектическая взаимосвязь понятий авторитета и традиции
§ 2. Земля как основа традиции
§3. Немецкая и российская аристократия между авторитетом и традицией
§4. Проблема авторитета в понимании государства немецкими консерваторами
а) диалектика силового и религиозно-нравственного компонента в представлении о государстве
б) антипатия к бюрократическому абсолютизму
в) органицизм как основа представлений об обществе
г) противоречие национальной и государственной идеи
§5. Консервативное понимание самодержавия как единственно возможной формы государственности в России
а) особый характер российского самодержавия как основа государства
б) антипатия к бюрократизму и верность самодержавному абсолютизму
в) особый характер сословного строя России как предпосылка соборности.
г) неразрывность национальной и государственной идеи
Глава 3. ПРОБЛЕМА КОНСЕРВАТИВНОГО РЕФОРМИЗМА В ГЕРМАНИИ И РОССИИ
§ 1. Консервативные принципы и возможность перемен
§ 2. Мировоззренческие основы консервативного реформизма
§ 3. Правительственный реформизм как особый вид охранительной политики в Германии и России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
институт Философии
Г. И. МУСИХИН
РОССИЯ В НЕМЕЦКОМ ЗЕРКАЛЕ
(сравнительный анализ германского и российского консерватизма)
Издательство «Алетейя» Санкт-Петербург 2002
ББК ТЗ(2)0-474+ТЗ(4Г)
5-474 УДК [947+957] М91
Мусихин Г. И.
М91 Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). — СПб.: Алетейя, 2002. — 256 с. ISBN 5-89329-498-Х
Монография посвящена сравнительному исследованию основных компонентов немецкого и российского консерватизма конца XVIII — начала XX вв. Сравнению подвергаются особенности консервативного мышления и мировоззрения в двух странах, а также характерные черты российского и германского реформизма. Показано, что консерватизм России и Германии обладал целым рядом внутренних противоречий, которые не позволили этому направлению стать по-настоящему значимым компонентом общественно-политической жизни обеих стран в начале XX в.
Издание осуществлено при финансовом содействии Российского Фонда Фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 00-06 87015 ISBN 5 89329-498-Х
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2002 г.
© Г. И. Мусихин, 2002 г.
Дирекция издательства:
О. Л. Абышко И. А. Савкин
Художественный редактор:
А. В. Самойлова
Редактор:
Л. А. Абышко
Корректоры:
Н. М. Баталова И. Б.Абакидзе
Оригинал-макет:
Е. И. Шиленкова
Фотография на обложке предоставлена агенством «Росбалт», г. Санкт-Петербург
ИД № 04372 от 26.03.2001 г.
Издательство «Алетейя»:
193019, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 13 Телефон издательства: (812) 567-2239
Факс:(812)567-2253 E-mail: aletheia@spb.cityline.ru
Сдано в набор 07.03.2001. Подписано в печать 10.07.2001. Формат 70х100/зг. 8 п. л. Тираж 1000 экз. Заказ №4408
Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии «Наука» РАН 199034. Санкт-Петербург, 9 линия, 12
Printed in Russia
Первое, что нужно выяснить, — это каким образом в обеих странах на рубеже XVIII-XIX веков произошло становление консерватизма как особого способа мышления. Ответ на этот вопрос неминуемо сталкивается с проблемой соотношения традиционализма и консерватизма в узком, «аристократическом», если вспомнить Хантингтона, смысле слова. По мнению К. Манхейма, «традиционализм означает тенденцию к сохранению старых образцов, вегетативных способов жизни, признаваемых всеобщими и универсальными» (88, с. 591). То есть традиционализм в понимании К. Манхейма чем-то напоминает рассмотренное нами ранее широкое определение консерватизма как защиты вечных, неизменных ценностей. Однако Манхейм считает, что традиционализм — это не защита каких-то жизненных устоев, а сама жизнь в соответствии с этими устоями, поэтому «традиционалистское поведение представляет собой практически
31
чистую серию реакций на раздражители. Поведение же консервативное осмысленно, вдобавок осмысленно по отношению к изменяющимся от эпохи к эпохе обстоятельствам» (88, с. 596). Таким образом, традиционализм является тем способом жизни, который присущ людям во все времена и из которого, в силу стечения исторических обстоятельств, на рубеже XVIII-XIX вв. вырос собственно консерватизм. В этом смысле можно не согласиться с Мартином Грайфенхагеном, который считает, что разделение между традиционализмом и консерватизмом проблематично, так как «границы между структурно антропологическим и историческим явлениями методологически противоречивы» (132, S. 53). У Манхейма традиционализм и консерватизм существуют в неразрывной взаимосвязи, при этом, как уже сказано, на основе традиционалистского образа жизни формируется консервативный образ мышления. Однако позиция Грайфенхагена обнаруживает свою обоснованность, если мы станем рассматривать непосредственно писателей — защитников традиционализма. Ведь традиционализм в его первозданном нерефлекторном виде не нуждается ни в каком теоретическом обосновании (и в обосновании вообще). Традиции общественной структуры, государственного устройства и христианского мировоззрения долгое время были сами собой разумеющимися и не нуждались в каком-либо разъяснении. Таким образом, авторы, которые брали на себя труд защищать традиционализм и создавать в своих произведениях его «мыслительную модель», тем самым переставали быть традиционалистами и становились консерваторами в узком смысле слова. Именно это противоречие позволило Грайфенхагену
32
и Эпштейну считать защитника германского традиционализма Юстуса Мёзера одним из первых консерваторов на немецкой земле. Это же можно было сказать и о его русском «коллеге» Михаиле Щербатове. Однако нам все же кажется, что подход К. Манхейма более обоснован, ибо, с одной стороны, в период «творческой активности» Ю. Мёзера и М. Щербатова (в (в 70-е годы XVIII в консерватизм еще не стал общественно-политическим явлением, а с другой — оба защищали именно традиционалистский образ общества и государства, не соглашаясь ни на какие изменения.
ΛΛΛ >>>
Хотя благодаря мобилизирующей энергии государства Присущее только культурной элите германии чиновничества к верховной власти была отличительной чертой германии Российского консерватизма
Библиотека 5 экстремизм
|
|