Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но различие между литературным и прочими связными текстами имеет и содержательно-семантический аспект: что обозначает текст? Это- проблема истинности текста. По утверждению Фреге (а Тодоров с ним согласен) литературный текст исключен из тех видов текстов, которые могут быть подвержены дихотомическому членению: "истинный/ложный". И все-таки литература, если она адекватно и по сути изображает действительность или прямо ей противоположна, не может не быть истинной или ложной.

Ц. Тодоров разделяет ту точку зрения, что к литературе следует применять иной критерий оценки: критерий правдоподобия. Он возникает как продукт соотношения литературного текста, с одной стороны и двух основных типов норм, - с другой:

- закон жанра - текст должен соответствовать ему;

- соответствие тому, что эпохальный читатель считает истинным.

В данном случае главным законом жанра считается общественное мнение, в рамках которого законы жанра первого типа варьируют во времени, представляя собой не только некоторый последовательный ряд сменяюших друг друга состояний главного закона, но и совокупность сосуществующих внутрикачественных состояний этого коллективного мнения.

Следовательно, литература (литературный язык), опирающаяся на первично-образцовую знаковую систему - естественный язык - и подчиняющаяся его внутренним нормам и законам, создающая "вымышленный мир" посредством линейной последовательности знаков, является в то же время специфическим состоянием этого языка, которое характеризуется сравнительно большей устойчивостью по отношению к своему первичному источнику - естественному языку. "Всякий литературный язык, - пишет Ф.де Соссюр, - после того, как он сформировался, остается сравнительно неподвижным. Во всяком случае, - подчеркивает он,- через него мы не можем почувствовать в должной мере, что настоящий язык, язык свободно бытующий в социальной массе, является объектом, изменяющимся во времени... Жизнь литературного языка, наложенного в пространстве на естественный, - заключает Соссюр,- протекает в иных условиях" (10. с. 183).

Что же порождает эти, Соссюром подчеркнутые, условия литературного состояния естественного языка? Цветан Тодоров, подобно другим структуралистам, утверждает, что причиной своеобразия литературного состояния естественного языка является специфическое взаимодействие свойств естественного языка, подчиняющееся внутрилитературным законам, системой которых является структура литературного текста.

Прежде чем дать анализ литературного взаимодействия этих свойств, следует назвать их:

а) регистры языка,

б) модус (наклонение),

в) залог.

Регистр (или достаточно определенные участки смыслового диапазона) естественного языка Ц. Тодоров представляет в виде четырех пар бинарных свойств:

- конкретность/абстрактность речи;

- фигуративность/прозрачность текста;

- моновалентность/поливалентность текста, порождающие некоторое множество регистровых оттенков языка;

- субъективность/объективность речи (Бенвенист).

Абстрактность/конкретность речи.

Свойством конкретности обладает та словесная конструкция, субъектом которой является единичный материальный предмет.

Свойством абстрактности - такие предложения, содержанием которых будет общее рассуждение о вневременной и внепpостpанственной истине. Доминанта того или иного из бинарных свойств обусловливает соответствующее состояние первичного смысла предложения.

Фигуративность/прозрачность текста.

Фигуративность характеризует такое предложение, в котором имеют место риторические синтагматические конструкции,"которые мы можем назвать", - поясняет Ц. Тодоров. Их следует отличать от тропов - это слово или фраза в переносном значении, образное выражение (метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота). Иначе говоря, тропы порождаются "связями в отсутствии", парадигматикой. Фигурами являются, например, такие расположения слов, как: повторение, антитеза, градация.

Прозрачность, как антипод фигуративности, - это абстрактная, идеальная незаметность словесной оболочки высказывания, когда смысл этого высказывания (который чаще всего либо функционален, либо утилитарен) является самоцелью потребителя (реципиента). Конечно, нельзя не согласиться с Пирсом, что "...эту оболочку никогда нельзя отбросить полностью; ее можно лишь заменить другой, более прозрачной" (10 с. 57).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 12 пространство
Характерное время
Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 8 предложения
Целый период реального времени в повествовании опускается
Привело бы к восстановлению начального состояния

сайт копирайтеров Евгений