Пиши и продавай! |
- продолжительность, то есть количественное соотношение времени чтения текста и времени протекания событий вымышленного мира. Он указывает три формы проявления этого (последнего вида) отношения: - пауза - когда времени чтения не соответствует никакое рассказываемое время (описания, общие рассуждения); - эллипсис - когда какой-то эпизод или целый период реального времени в повествовании опускается" (9. с. 67); - сцена - это количественное совпадение двух времен, например, в случае прямого стиля изложения речи персонажа. Существенным свойством литературного времени Ц. Тодоров называет ретроспекцию: когда рассказчик сообщает позже то, что произошло раньше; проспекцию: когда сообщается заранее о том, что еще только должно произойти. Еще одним важным пунктом литературного времени является частота, проявляющаяся в трех формах: - однократность - когда одному событию вымышленного мира соответствует строго определенный элемент текста; - повторность - когда одному и тому же событию "вымышленного мира" соответствуют несколько элементов текста; - итеративность - когда ряд однокачественных событий вымышленного мира описывается одним элементом текста. г) Четвертым значимым свойством литературного текста, играющим конституирующую рель в создании вымышленного мира, является залог; это- прием, посредством которого обеспечивается присутствие в высказывании самого процесса высказывания. Суть повествовательного залога Ц. Тодоров сводит к соотношению между текстом и создаваемым им вымышленным миром, с одной стороны и рассказчиком, - с другой. Автор литературного произведения именуется "рассказчиком" только тогда, когда он явно присутствует в тексте, является непосредственным участником событий вымышленного мира; в иных же случаях он приобретает статус скрытого автора. Но и в этом положении он есть конституирующий фактор вымышленного мира, творец персонажей с их характером и поведением. Общепризнанным среди теоретиков литературы является положение о том, что автор всегда должен быть анонимным. "Он совершенно так же ускользает от нас, - замечает Ц. Тодоров, - как и вообще всякий субъект процесса высказывания, который, по определению, не может быть представлен в тексте" (10. с. 76). д) Важнейшим свойством, определяющим процесс превращения литературного текста в воображаемый мир, Ц. Тодоров считает "точку зрения", "...поскольку факты, образующие этот мир, - пишет он, - предстают перед нами не сами по себе" (10. с. 69), а в определенном освещении. Причем, Тодоров имеет в виду не только точку зрения автора произведения, но и точку зрения читателя, которая может "...меняться в зависимости от причин, внешних по отношению к художественному произведению" (10, с. 70). Сама точка зрения есть система свойств: - субъективность/объективность, - степень осведомленности читателя (широта и глубина проникновения в наблюдаемые явления), познание не только внешних, но и внутренних свойств явлений и процессов вымышленного мира. - Единичность/множественность: "...изнутри может быть виден, - подчеркивает Тодоров, - лишь один персонаж (благодаря чему в фокус попадают внутренние свойства) или все" (10, с. 72). - Постоянство/изменчивость: "...персонаж может показаться изнутри либо на протяжении всего повествования, либо в одной из его частей" (10. с. 73). - Сведения о вымышленном мире могут либо отсутствовать, либо присутствовать в самом тексте; в последнем случае они могут быть либо истинными или ложными. - Оценка. Для того, чтобы быть понятой читателем, такая оценка вовсе не должна быть сформулирована; мы угадываем по тем психологическим установкам и реакциям персонажей, которые преподносятся в произведении как естественные" (10. с. 74). Тодоров замечает, что читатель может иметь свою, независимую от автора, оценочную позицию (этическую, эстетическую и др.) в отношении сущности или причин тех или иных явлений и процессов вымышленного мира, а также его персонажей. Мы считаем возможным рассматривать оценочный элемент точки зрения как существенное свойство литературного текста. Его следует понимать как единство двух элементов: 1. как объединяющее начало других определений "точки зрения" (как системы). Сорокин б |
|
|
|