ΛΛΛ >>>
>
Сорокин Б. Философия филологии
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
"ЦЕЛОЕ-СТАНОВЛЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ"
В ПОЭТИКЕ М. БАХТИНА И СТРУКТУРАЛИЗМА
Введение
ЧАСТЬ 1. Концепция состояния и связи состояний в философии диалектического материализма
ГЛАВА 1. Объективное содержание категорий "состояние" и "связь состояний"
1. Понятие "состояние"
2. Связь состояний
Список литературы
ЧАСТЬ 2. "Целое-становление-состояние" в поэтике М.Бахтина
ГЛАВА 1. Целое и его литературна-художественное состояние
1. Категории "целое и часть"
2. Концепция "эстетического состояния" словесного текста как целого в поэтике М. Бахтина
ГЛАВА 2. Диалектика внутренней и внешней сторон литературно-художественного состояния
ГЛАВА 3. "Хронотоп". "Целое-становление-связь"
1. Становление романа
2. Роман становления как развитое состояние романного жанра
3. Заключение
Список литературы
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
"СИСТЕМА-СТАНОВЛЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ"
В ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКЕ ФЕРДИНАНДА ДЕ СОССЮРА
И ПОЭТИКЕ ЦВЕТАНА ТОДОРОВА
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
"СИСТЕМА-СТАНОВЛЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ" В ЯЗЫКОЗНАНИИ ФЕРДИНАНДА ДЕ СОССЮРА
ГЛАВА ВТОРАЯ
"СИСТЕМА-СТАНОВЛЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ" В ПОЭТИКЕ ЦВЕТАНА ТОДОРОВА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СИСТЕМА-СТАНОВЛЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ В СЕМИОТИКЕ И ПОЭТИКЕ РОЛАНА БАРТА
Глава первая
Понятие "состояние" в семиотике и поэтике Р. Барта
Глава вторая
Концепция связи состояний в поэтике Р. Баpта
Литература
В творчестве М.Бахтина философско-методологическое и поэтико-методологическое настолько органически взаимосвязаны, что стремление философии к своему методологическому утверждению в сфере конкретнонаучного знания получает в трудах этого мыслителя и литературоведа убедительно-продуктивное проявление и "благодатную почву".
Актуальность предлагаемого исследования усиливается еще и тем, что:
а) современная эпоха характеризуется чрезвычайным усложнением и ускорением общепланетарного социально-исторического процесса;
б) качественными преобразованиями в российском обществе.
Все это ведет к соответствующему росту художественно-литературной массы, направленной на удовлетворение существенно-духовной и социально-практической потребности современного человека понять происходящее и определить основное направление и смысл эпохальной деятельности.
в) Несмотря на известное преодоление сциентистского стиля мышления, он продолжает (а то порой и укрепляет) свое влияние не только на представителей естественнонаучного знания, но и на субъектов духовно-творческой (в том числе и литературно-художественной) деятельности. Мы имеем в виду прежде всего формалистски-позитивистские методологические течения в лингвистической и литературоведческой областях.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение трехсоставной задачи:
1. Обоснование философско-методологического статуса подсистемы категорий "целое-становление-состояние" на материале теоретического литературоведения М. Бахтина). Важным аспектом этой задачи является дальнейшее углубление знания формальной и содержательной сторон категорий "состояние" и "связь состояний", их познавательного и методологического потенциала.
2. Выявление того, как М. Бахтин сознательно или имплицитно применяет эту подсистему категорий.
3. Апробация данной подсистемы категорий как методологи ческого "средства" критического восприятия теоретико-литературо ведческого процесса (и его результатов) в творчестве Бахтина.
Новизна данной научной работы состоит в том, что в ней впервые (насколько это известно автору) предпринимается попытка:
- Осуществить философский анализ творчества известного со ветского теоретика литературы посредством предлагаемой и разраба тываемой нами подсистемы категорий: "Целое-становление-состояние";
- продолжить обоснование философского статуса категорий: "состояние" и "связь состояний", используя для этой цели сложный и специфический материал теоретического литературоведения;
- показать и доказать, что те, ныне высоко ценимые результаты творческого поиска были достигнуты М. Бахтиным потому и тогда, когда он руководствовался методологией материалистической диалектики; и напротив, он допускал серьезные ошибки, когда покидал указанную методологическую позицию, используя концепцию Гуссерля ("интенциональностьсознания","жизненный мир"), экзистенциальное учение о человеке и даже порой обращаясь к критикуемой им форма листски-структуралистской методологии.
Сформулированные выше задачи нашего исследования разрешаются с позиции диалектического материализма.
Поскольку рассмотрение трудов М. Бахтина мы осуществляем, привлекая еще только становящиеся философские категории "состояние" и "связь состояний", постольку необходимо вкратце изложить нашу концепцию состояния и связи состояний: формально-содержательные аспекты этих категорий, их познавательную и методологическую функции.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Концепция состояния и связи состояний
в философии диалектического материализма
ГЛАВА ПЕРВАЯ
§1. Объективное содержание категорий "состояние" и "связь состояний"
1. Диалектико-материалистическая концепция состояния. Любой объект как конкретная форма бытия движущейся материи представляет собой единство моментов устойчивости и изменчивости. Сохраняясь во времени (момент устойчивости), объект однако теряет тождество с самим собой в некотором отношении (момент изменчивости). Активное сопротивление внешнему или внутреннему воз действию обеспечивается внутренними процессами объекта как целого, но в известных пределах, пока не исчерпан запас устойчивости. Механизм устойчивости (при изменении факторов воздействия) претерпевает внутреннюю перестройку, позволяющую ослабить эффект воздействия и продолжить свое существование. Благодаря наличию у объекта момента устойчивости можно зафиксировать и определить изменение. В возможности относительного покоя, устойчивости тел, временных состояний равновесия Ф.Энгeльс видел существенное условие дифференциации материи и появления жизни (13. т. 20, с. 62). Момент устойчивости позволяет обнаружить определенные тенденции в движении объекта. Отрицание этого момента ведет в теории познания к релятивизму, то есть к невозможности утверждать что-либо достоверное об объекте, который растворяется в представлении о процессе. Однако устойчивость существует лишь как аспект всеобщего изменения, движения, которые в этом отношении абсолютны. Рассмотрение устойчивости вне движения приводит к концепции неподвижного, застывшего мира, а в конечном итоге - к теологии, как только устойчивости отводят роль основы в объяснении и предвидении.
Через объект как субстрат изменения и взаимное уравновешивание процессов движение непосредственно связано с устойчивостью.
ΛΛΛ >>>
Есть за состоянием Характера Единства времени Возможное состояние б Может быть история литературы Сомов В. Словарь редких и забытых слов языкознания
|