Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

- возможное и действительное состояния;

- процессуальное состояние (иначе говоря, он различает процесс, как содержание состояния, то есть его функционирование; и состояние процесса, то есть его определенное качество, направленность.

Анализ Поэтики Ц. Тодорова позволяет, на наш взгляд, утверждать, что ученый-структуралист прибегает к термину "состояние" не случайно, а только тогда, когда возникает познавательная потребность выразить в понятии вышеуказанные существенные характеристики конкретного способа бытия художественного литературного объекта.

§2. Литература как состояние текста

Теперь, после выяснения тодоровской точки зрения на понятие "состояние", мы считаем возможным уже опосредованно рассмотреть познавательную функцию этой фундаментальной формы (бытия и познания) в сфере поэтики. Мы предпримем попытку показать, какую позитивную когнитивную роль выполняет это понятие в определении статуса литературы среди прочих видов словесной деятельности. Как функционирует и развивается литература в своих конкретносодержательных, последовательно разновременных и сосуществующих состояниях: "типах", "жанрах", которым тоже присущи состояния.

Несколько слов о точке зрения на литературу (ее содержание и форму, элементы и структуру, социальные функции), сформировавшиеся в современной теории литературы, исходящей из диалектико-материалистической методологии.

Итак, "Литература" (букв. - написанное) в строгом смысле слова - это словесно-письменная художественная деятельность. Ее свойства, общие с другими видами искусства таковы:

1) Художественно-образная форма отражения действительности, род практически-духовного освоения мира.

Художественный образ есть единство объективно-познавательного и субъективно-творческого начал. Он - и реально бытующий объект и в то же время - условность, элемент воображаемого мира. Образ - это наглядное, но обобщенное, сущностное отражение действительности. Он не только воссоздает, но и творит новый мир. Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее - в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренняя подвижность сущности образа.

В чем специфика "словесного образа"?

- Он менее нагляден, воссоздавая не зримый облик предмета, а смысловые, ассоциативные связи.

- Придает словам бытийную полновесность и ценность, самозначимость, которой обладают вещи, преодолевает онтологическую ущербность знака.

- Речевые знаки сменяются во времени (произнесения, написания), а поэтому и образы, воплощенные в этих знаках, раскрывают не только статическое подобие вещей, но и динамику их превращения.

2) Литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение, действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

3) Литература - наиболее идейно-насыщенное, наиболее идеологическое из всех искусств. Литературные образы обладают всеохватывающим проникновением в суть вещей, (см.: 4. сс. 21-22).

Цветан Тодоров высказывает свое принципиальное несогласие с теми литературоведами, которые полностью отрицают специфику, а потому и автономность литературного текста, рассматривая его лишь как результат действия внелитературных закономерностей (психической сферы, сферы человеческого духа или общественной жизни). Он уверен в том, что необходимость в возникновении Поэтики (теоретического литературоведения) объясняется именно тем, что есть особый тип связного текста обладающий существенными отличительными свойствами и связями между ними, в частности, собственными внутренними закономерностями функционирования и развития, "...ее (Поэтику - Б. С.) интересует абстрактное свойство, которое является отличительным признаком литературного факта, - свойство "литературности" (10. с. 41). И в другом месте: "...она (Поэтика -Б.С.) относится не к конкретному произведению, а к литературному тексту вообще; она утверждает, что эти (абстрактные - Б. С.) понятия имеют смысл только в применении к литературе как особому языку, в то время как в конкретном произведении мы всегда имеем дело с более или менее нечистой манифестацией этих сущностей" (там же, с. 44).

Следовательно, Ц.Тодоров отличает литературу (литературный текст) от всех других связных текстов и языков (научных, газетных, мемуаристских, обыденных).

Особый интерес в этой связи представляет соотношение литературного и естественного языка. Малларме как-то заметил, что "книга - это экспансия буквы". Но в чем же отличие того и другого языков?

Естественный язык - это система первичного смысла. Литературный - система вторичного смысла, использующая в

качестве исходного материала естественный язык.

"Это различие между языковой и литературной системами,- пишет Ц. Тодоров, - проявляется с разной степенью очевидности в разных видах литературы: так, оно минимально в текстах лирического типа и максимально - в беллетристике, где события и персонажи, в свою очередь, образуют некоторую конфигурацию, относительно независимо от тех конкретных фраз, посредством которых о ней сообщается" (1О. с.49). А различие здесь заключается в том, что существенным свойством литературного языка является то, что это - язык коннотированный, язык метафорический, это - языковая игра. Столь же существенным определением литературного языка является его организация как системы связного текста.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек как
Обратимся к анализу двух основных типов характера
Предсказуемости данной личности более
Понимается как пространство
Они также участвуют в процессе становления общества

сайт копирайтеров Евгений