<<< ΛΛΛ >>>
Моновалентность - это свойство такого текста, который не отправляет читателя за свои пределы, к другим текстам.
Поливалентность - это свойство текста, выражающее связь приемов (семантических, синтаксических, словесных) построения высказываний с другими текстами (того же или других авторов). Фактически всякое произведение находится в поливалентном состоянии, потому что характеризуется оно рядом связей со многими произведениями, в свою очередь, находящимися в поливалентном состоянии текста; "для художника-прозаика мир полон чужих слов, - пишет М. Бахтин; в его контекст слово приходит из другого контекста, пронизанное чужими осмыслениями" (там же, с. 59).
Субъективность/объективность текста.
"Всякое высказывание, - пишет Тодоров, - несет на себе отпечаток того конкретного акта речи, продуктом которого оно является... проявления этих отпечатков многообразны; можно выделить два больших класса;
- сведения об участниках акта речи или о его простpанственно-вpеменных координатах, выражающихся обычно при помощи специальных морфем (местоимений и глагольных окончаний). В этом суть объективности;
- сведения об отношении говорящего (или слушающего) к содержанию высказывания" (там же, с. 65).
Разновидностями субъективного свойства текста, помимо оценочного, является:
- эмотивное состояние текста,
- модальные состояния (возможное, действительное, случайное, необходимое).
Благодаря словам в литературном тексте создается "вымышленный мир", "...который сам имеет отчасти словесную, а отчасти несловесную природу (поскольку он включает, помимо елов, также действия, свойства, сущности и другие вещи (10 с. 64). Это различие еще с Платона обозначается как мимесис - изображение речи; и диегесис - изображение неречи; в последнем случае имеется в виду обозначение несловесных явлений при помощи слов;
б) Существенным свойством литературного текста, по Ц. Тодорову, является модус, или наклонение (это - прием, определяющий "... степень точности, с которой этот текст воспроизводит свой референт (предмет); эта степень является максимальной в случае прямого стиля и минимальной - в случаях рассказа о несловесных явлениях" (10 с. 65).
Тодоров, вслед за Жерраром Женеттом, различает три стиля изображения персонажа речи:
- пpямой,
- косвенный и
- пересказанная речь.
в) Не менее важным свойством литературного текста Тодоров считает временную характеристику. Ее особенность он видит в том, "...что в произведении сталкиваются две временные оси:
- временная ось описываемых событий и явлений;
- временная ось описывающего их текста.
Это - различие между последовательностью событий и последовательностью языковых единиц очевидна (10 с. 65-66).
Ц. Тодоров рассматривает два основных отношения между указанными осями:
<<< ΛΛΛ >>>
Эпический мир отделен от современности Прогресс Же время первый читатель своего произведения Мукаржовский признает наличие существенной связи между состояниями художественного произведения скажем Однако в жизни человека этот человек общества
|