Пиши и продавай! |
"Американская трагедия" Теодора Драйзера, вышедшая в 1925 г., как и "Мартин Идеи" Лондона, исследует опасности, таящиеся в американской мечте. В романе с большими подробностями описывается жизнь Клайда Гриффитса, слабовольного юноши с ничтожно малым самосознанием. Он растет в страшной бедности в семье уличных проповедников, но мечтает о богатстве и любви красивых женщин. Богатый дядя устраивает Клайда на работу на свою фабрику. Его девушка Роберта, забеременев, требует, чтобы Клайд женился на ней. Между тем Клайд влюбляется в богатую девушку, которая символизирует успех, деньги и признание в обществе. Клайд тщательно планирует утопить Роберту во время лодочной прогулки, но в последний момент передумывает; девушка, однако, случайно падает из лодки. Хороший пловец, Клайд не спасает ее, и она тонет. Пока над Клайдом вершится правосудие, Драйзер раскручивает историю его жизни в обратном порядке, с большим мастерством используя выигрышные положения защиты и обвинения для того, чтобы проанализировать каждый шаг и мотив, приведшие кроткого Клайда, выросшего в глубоко религиозной семье с хорошими связями, к убийству.
По мере роста индустриальной мощи Америки представленная в газетах и фотографиях блистательная жизнь богатых все резче контрастировала с бесцветной жизнью обычных фермеров и городских рабочих. Пресса подогревала растущие ожидания и неблагоразумные желания. Такие проблемы, характерные для всех наций, переживающих модернизацию, породилижурналистику "разгребателей грязи", проницательные репортажи-расследования, которые документировали социальные проблемы и служили важным стимулом социальной реформы.
Великая традиция американской журналистики расследования зародилась именно в этот период, когда национальные издания, такие как "Мак-Клюр мэгэзин" и "Коллирс", публиковали "Историю "Стандард Ойл Компани" (1904 г.) Айды М. Тарбелл, "Позор городов" (1904 г.) Линкольна Стеффенса и другие мощные разоблачения. В романах "разгребателей грязи" хлесткие журналистские методы использовались для описания тяжелых условий труда и угнетения. В "Спруте" (1901 г.) популист Фрэнк Норрис разоблачал крупные железнодорожные компании, в то время как социалист Эптон Синклер в романе "Джунгли" (1906 г.) рисовал грязь, царящую на мясных комбинатах Чикаго. Антиутопия Джека Лондона "Железная пята" (1908 г.) предвосхищает "1984" Джорджа Оруэлла, предсказывая классовую войну и свержение правительства.
К "Главным проезжим дорогам" Гарленда близок по духу "Уайнсбург, Огайо" Шервуда Андерсона (1876-1941 гг.), начатый им в 1916 году. Это - сборник не связанных между собой рассказов о жителях вымышленного городка Уайнсбург, как они видятся молодому наивному репортеру Джорджу Уилларду, который в конце концов уезжает попытать счастье в большом городе. Как "Главные проезжие дороги" и другие натуралистические произведения этого периода, "Уайнсбург, Огайо" выделяет тихую нищету, одиночество и отчаяние, царящие в маленьких городках Америки.
Карл Сэндберг, Вэчел Линдсей и Эдгар Ли Мастере были тремя поэтами Среднего Запада, которые выросли в Иллинойсе и разделяли характерную для Среднего Запада заботу о простых людях. В своих стихах они часто писали о мало кому известных личностях и развивали методы реализма и драматического изложения, которые доходили до широкого круга читателей. Их относят к "среднезападной" или "чикагской школе", возникшей накануне первой мировой войны, чтобы бросить вызов литературному истэблишменту восточного побережья. "Чикагский Ренессанс" стал поворотным моментом в американской культуре - он показал, что американская глубинка созрела.
Среди увлекательных современных поэтов, чьи произведения печатались в этом журнале, был Эдгар Ли Мастере, автор дерзкой "Антологии Спун-Ривер" (1915 г.), с ее новым "непоэтическим" разговорным стилем, откровенным описанием секса, критическим взглядом на сельскую жизнь и внутренней жизнью обычных людей, описанной с большим воображением.
Карл Сэндберг (1878-1967 гг.)
Один мой друг как-то сказал: "Пытаться написать коротко о Карле Сэндберге - все равно, что попытаться запечатлеть Большой Каньон на одной черно-белой фотографии". Сын кузнеца, работавшего на железной дороге, Сэндберг был поэтом, историком, биографом, романистом, музыкантом, эссеистом и не только. Журналист по профессии, он написал монументальную биографию Авраама Линкольна, ставшую классикой двадцатого века.
Свинобой и мясник всего мира,
ВэчелЛиндсей (1879-1931 гг.)
Вэчел Линдсей воспевал популизм среднезападного городишки и писал сильные ритмичные стихи, предназначенные для чтения вслух. Его произведения являются необычным связующим звеном между популярными или народными формами поэзии, такими как христианские духовные песнопения и водевиль (популярный театр), с одной стороны, и прогрессивной модернистской поэзией, с другой стороны. Его публичные выступления с чтением собственных стихов были чрезвычайно популярны в свое время и послужили прототипом чтения поэзии битников под аккомпанемент джаза в период после второй мировой войны.
Для популяризации поэзии Линдсей разработал то, что он называл "водевилем более высокого уровня" с использованием музыки и ярко выраженного ритма. В его знаменитом стихотворении "Конго" (1914 г.), расистском с сегодняшней точки зрения, африканская история воспевается посредством смешения джаза, поэзии, музыки и песнопений. В то же самое время он увековечил память таких фигур американской истории, как Авраам Линкольн ("Авраам Линкольн бродит в полночь") и Джон Чэпмен ("Джонни Эплсид"), часто сдабривая факты вымыслом.
Эдвин Арлингтон Робинсон (1869-1935 гг.)
Лучшим поэтом конца XIX века был Эдвин Арлингтон Робинсон. Как и Эдгар Ли Мастере, он известен своими короткими ироническими зарисовками характеров обычных людей. Однако в отличие от Мастерса Робинсон пользовался традиционными стихотворными размерами. В придуманном Робинсоном городке Тильбю-ри-таун, как и в Спун-Ривер Мастерса, жизнь некоторых людей есть сплошное тихое отчаяние.
Когда он выходил за свой порог, Мы,
При этом он был скромен и умен И
Мы трепетали, думая о нем, И кляли
|
|
|
|