Пиши и продавай! |
Рассыпается в лиловом небе
Среди других основных поэм Элиота - "Геронтион" (1920 г.), в которой образ старого человека символизирует дряхлость западного общества; "Полые люди" (1925 г.) - волнующая панихида по духовной смерти современного человечества; "Пепельная среда" (1930 г.), в которой он прямо обращается к англиканской церкви в поисках смысла человеческой жизни, и "Четыре квартета" (1943 г.) - сложная, крайне субъективная экспериментальная медитация на трансцендентные темы, такие как время, природа собственного "я" и духовное самосознание. Несколько последующих поколений испытали на себе влияние поэзии Элиота, особенно его смелых, новаторских ранних стихов.
Роберт Фрост (1874-1963 гг.)
Роберт Ли Фрост родился в Калифорнии, но до 10 лет рос на ферме на северо-востоке США. Подобно Элиоту и Паунду, он уехал в Англию, привлеченный ее новыми поэтическими движениями. Это был харизматический чтец, прославившийся своими гастролями с чтением стихов. Он читал свои стихи на церемонии инаугурации президента Джона Ф. Кеннеди в 1961 г., содействуя тем самым пробуждению национального интереса к поэзии. Его популярность легко объяснима: он писал о традиционной фермерской жизни, апеллируя к ностальгии по старым обычаям. Его темы универсальны - сбор яблок, каменные стены, ограды, сельские дороги. У Фроста был ясный, доступный подход - он редко прибегал к педантичным аллюзиям или эллипсису, а его частое использование рифмы также нравилось массовому читателю.
Уоллес Стивенс (1879-1955 гг.)
УоллесСтивенс родился в Пенсильвании и окончил Гарвардский университет и Нью-йоркскую юридическую школу. С 1904 по 1916 г. он занимался адвокатской практикой в Нью-Йорке, где в то время была активная художественная и поэтическая жизнь. Переехав в 1916 г. в Хартфорд, шт. Коннектикут, ради службы в страховой компании,Стивенс продолжал писать стихи. Его жизнь удивительна своей герметичностью: его сослуживцы по страховой компании и не подозревали, чтоСтивенс крупный поэт. В частной жизни он развивал чрезвычайно сложные идеи эстетического порядка в книгах с соответствующими названиями, таких как "Классическая гармония" (дополненное издание 1931 г.), "Идеи порядка" (1935 г.) и "Части света" (1942 г.). Среди его наиболее известных стихов - "Воскресное утро", "Питер Квинс на клавишных", "Император мороженого", "Тринадцать способов видеть черного дрозда" и "Идея порядка в Ки Уэст".
В поэзии Стивенса затрагиваются темы воображения, необходимости эстетической формы и веры в то, что порядок в искусстве соответствует порядку в природе. Его словарь богат и разнообразен: ему в равной степени удаются буйные тропические картины и сухие, полные юмора и иронии, виньетки.
Некоторые из его стихов содержат элементы поп-культуры, в то время как другие высмеивают изысканное общество или возносят читателя в интеллектуальный рай.Стивенс известен своей роскошной игрой слов, например: "Вскоре, гремя, как тамбурины, вошли сопровождающие ее византийцы".
Стихи Стивенса полны удивительных догадок. Иногда он дурачит читателя, например, в "Разочаровании в 10 часов" (1931 г.).
Уильям КарлосУильямс (1883-1963 гг.)
Всю свою жизнь Уильям КарлосУильямс был практикующим педиатром, который помог двум тысячам малышей появиться на белый свет, и писал стихи на рецептурных бланках.Уильямс учился в школе вместе с поэтами Эзрой Паундом и Хильдой Дулитл, и в его ранних стихах чувствуется влияние "имажизма". Позднее он выступал за использование в поэзии разговорной речи, а его тонкое ощущение естественных ритмов американского английского помогло освободить американскую поэзию от засилья ямбического размера, довлевшего над английской поэзией со времен Возрождения. Его симпатии к обычному трудовому люду, детям и будничным событиям в обстановке современного города делают его поэзию привлекательной и легко доступной. В его "Красной тачке" (1923 г.), как в голландском натюрморте, предметы повседневной жизни оказываются прекрасными и достойными внимания.
Уильямс культивировал непринужденную, естественную поэзию. В его руках стих не превращался в совершенное произведение искусства, как у Стивенса, и не воссоздавал происшедшее скрупулезно, в духе Во-рдсворта, как у Фроста. Вместо этого стих должен был запечатлеть момент времени, как импровизационный снимок, по идее, подсказанной Уильямсу фотографами и художниками, которых он встречал в галереях, подобных студии Стиглица в Нью-Йорке. Как это иногда случается с фотографиями, в его стихах часто содержится намек на скрытые возможности или обаяние, например, в "Молодой домохозяйке" (1917 г.).
Он называл свою поэзию "объективистской", подчеркивая важность конкретных зримых объектов. Его стихи часто фиксировали спонтанный, эмотивный характер переживания и оказали влияние на произведения "битников" в начале 50-х годов.
Подобно Элиоту и Паунду,Уильямс попробовал себя в эпическом жанре, однако, если эпические поэмы Элиота и Паунда содержали литературные аллюзии, адресованные узкому кругу эрудированных читателей, тоУильямс пишет для более широкой аудитории. Несмотря на то, что он учился за границей,Уильямс предпочел жить в США. Его поэма "Патерсон" (в пяти томах, изданных в 1946-1958 гг.) воспевает его родной город Патерсон, шт. Нью-Джерси, как он видится автобиографическому персонажу д-ру Патерсону. В ней перемежаются стихи, отрывки прозы, письма, автобиографические записи, газетные репортажи и исторические факты. Обилие чистых белых листов в макете книги подсказывает тему открытого пути американской литературы и создает впечатление новых горизонтов, открытых даже для бедных, которые устраивают пикники в общественном парке по воскресеньям. Как и лирический герой в "Листьях травы" Уитмена, д-р Патерсон свободно движется среди рабочего люда:
- поздней весной,
он сам среди других
Подожди меня!
Робинсон Джефферс (1887-1962 гг.)
В каждом районе в центре этих историй были свои колоритные персонажи |
|
|
|