Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В 1860 г. большинство американцев жило на фермах или в небольших деревушках, однако к 1919 г. половина населения была сконцентрирована примерно в двенадцати городах. Появились проблемы урбанизации и индустриализации -убогие, перенаселенные жилища, антисанитарные условия, низкая зарплата (так называемое "рабство за зарплату"), тяжелые условия труда и недостаточные ограничения на бизнес. Росли профсоюзы, а благодаря забастовкам нация узнала о бедственном положении рабочих. Фермеры также начали бороться против "денежных интересов" восточного побережья и так называемых грабителей-баронов подобных Дж. П. Моргану и Джону Д. Рокфеллеру. Их банки в восточных штатах жестко контролировали закладные и кредиты, столь жизненно важные для развития Запада и сельского хозяйства, в то время как железнодорожные компании взимали высокие тарифы за перевозку сельскохозяйственной продукции в города. Постепенно фермеры превратились в объект насмешек, пародируемые как неотесанные деревенщины. Миллионер стал американским идеалом в период после Гражданской войны. В 1860 г. миллионеров было менее сотни, а к 1875 г. их число перевалило за тысячу.
С 1860 по 1914 гг. США превратились из небольшой молодой аграрной бывшей колонии в огромную современную индустриальную нацию. Нация-должник в 1860 г. стала к 1914 г. богатейшим государством мира, чье население возросло более чем в два раза: с 31 миллиона в 1860 г. до 76 миллионов в 1900 г. К началу первой мировой войны США стали крупнейшей мировой державой.

С развитием индустриализации росло отчуждение. В типичных американских романах того времени, таких как "Мэгги, девушка с улицы" Стивена Крейна, "Мартин Идеи" Джека Лондона и позднее в "Американской трагедии" Теодора Драйзера, описывается урон, наносимый слабому или ранимому человеку экономическими силами и отчуждением. Люди, подобные Геку Финну Твена, Хамфри Ванвейдену в "Морском волке" Лондона и оппортунистически настроенной Сестре Кэрри Драйзера, выживают благодаря своей внутренней силе, проистекающей из доброты, гибкости и прежде всего индивидуальности.


Сэмюэл Клеменс (Марк Твен) (1835-1910 гг.)

Сэмюэл Клеменс, больше известный под псевдонимом Марк Твен, вырос в городке Ганнибал, шт. Миссури, на новых землях вдоль Миссисипи. Знаменитое высказывание Эрнеста Хемингуэя о том, что вся американская литература вышла из одной великой книги -"Приключений Гекльберри Финна" Твена, - указывает на выдающееся место этого писателя в американской традиции. Американские писатели начала XIX века были склонны к излишней цветистости, сентиментальности или нарочитости отчасти в силу того, что они все еще пытались доказать, что могут писать столь же элегантно, как и англичане. Твеновский стиль, в основе которого лежала живая, реалистичная разговорная американская речь, дал американским авторам возможность по-новому оценить свой национальный голос. Твен стал первым крупным писателем, вышедшим из глубинки, которому удалось запечатлеть отличительный, полный юмора сленг и борьбу с предрассудками.

Для Твена и других американских писателей конца XIX века реализм был не просто литературным приемом, но и способом сказать правду и взорвать устаревшие условности. Таким образом, он носил глубоко освободительный характер и потенциально входил в противоречие с обществом. Лучше всего это демонстрирует Гек Финн - бедный мальчик, который решает следовать голосу совести и помочь негру-рабу бежать на свободу несмотря на то, что по мнению Гека, он будет проклят и попадет в ад за то, что нарушил закон.

В шедевре Твена, опубликованном в 1884 г., действие происходит в городишке Санкт-Петербург на Миссисипи. Гека, сына бродяги-пьяницы, только что усыновленного почтенным семейством, грозится убить напившийся до белой горячки отец. Опасаясь за свою жизнь, Гек убегает, инсценировав свою смерть. К нему присоединяется еще один отверженный, раб Джим, чья хозяйка, мисс Уотсон, собирается продать его вниз по реке в более суровое рабство на самом Юге. Гек и Джим плывут на плоту вниз по величественной Миссисипи до тех пор, пока пароход не топит их плот, они разлучаются, но позже вновь соединяются. На берегу с ними происходит много комических и опасных приключений, в которых отражаются многообразие, щедрость, а иногда и жестокая абсурдность общества. В конце концов оказывается, что мисс Уотсон уже освободила Джима, а почтенная семья берет на себя заботу о дикаре-мальчишке Геке. Однако Гек начинает тяготиться цивилизованным обществом и планирует удрать на Индейскую территорию. Конец преподносит читателю обратную версию классического американского мифа об успехе: открытая дорога ведет в девственную природу, подальше от морально развращающего влияния "цивилизации". Другие литературные примеры этой мысли содержатся в романах Джеймса Фенимора Купера, гимнах открытой дороге Уолта Уитмена, в "Медведе" Уильяма Фолкнера и "На дороге" Джека Керуака.

"Гекльберри Финн" вдохновил писателей на бесчисленное множество интерпретаций. Совершенно очевидно, что этот роман есть история смерти, возрождения и посвящения. Беглый раб Джим становится для Гека вроде отца, а решая спасти Джима, Гек морально вырастает из тесных рамок своего рабовладельческого общества. Именно приключения Джима посвящают Гека в сложности человеческой природы и дают ему моральную смелость.

В романе находит яркое выражение твеновский идеал гармоничного сообщества:"... самое главное, когда плывешь на плоту, - это чтобы все были довольны, не ссорились и не злились друг на друга". Подобно кораблю "Пекод" у Мелвилла, плот тонет, а вместе с ним и это особое сообщество. Чистый, простой мир плота в конце концов одолевает прогресс в виде парохода, но остается мифический образ реки, огромной и меняющейся, как сама жизнь.

Характерной темой Твена и основой большей части его юмора является неустойчивая связь между реальностью и иллюзией. Великолепная и в то же время коварная, вечно меняющаяся река также занимает главное место в его образном пейзаже. Вспоминая свое ученичество в качестве молодого лоцмана парохода, Твен пишет в "Жизни на Миссисипи": "Я взялся за работу и стал изучать очертания реки; но из всех ускользающих, неуловимых явлений, которые я когда-либо пытался уловить и закрепить в памяти, река была самым неуловимым".

У Твена моральное чувство писателя сродни его ответственности в качестве лоцмана за то, чтобы довести пароход в безопасное место. Словами "Марк Твен", которые Сэмюэль Клеменс сделал своим псевдонимом, моряки Миссисипи обычно обозначали глубину воды в два фатома (3,6 метра), необходимую для безопасного прохождения корабля. Серьезные цели Твена в сочетании с его редким юмористическим даром и стилем гарантируют свежесть и привлекательность его произведений.


В творчестве Марка Твена слились два основных течения американской литературы девятнадцатого века, а именно: популярный юмор новых земель и школа местного колорита, или иначе "регионализм". Эти родственные направления зародились в 1830-е годы, хотя их корни уходили в более раннюю местную устную традицию. Байки процветали в драных деревнях новых земель, на речных судах, в шахтерских поселениях и у костров, вокруг которых сидели ковбои, вдалеке от городских увеселений. Преувеличения, небылицы, невероятное хвастовство и комические герои рабочего люда оживляли литературу новых земель. Подобные юмористические формы встречались во многих районах новых земель - на "старом Юго-Западе" (нынешний внутренний Юг и нижний Средний Запад), шахтерских новых землях и тихоокеанском побережье. В каждом районе в центре этих историй были свои колоритные персонажи, как например, скандалист Майк Финк из среды лодочников Миссисипи, отважный паровозный машинист Кейси Джонс, американский негр молотобоец Джон Генри, лесоруб-исполин Поль Баньян, чьей славе содействовала реклама, борец за права индейцев Кит Карсон и пионер Дэви Крокет с западного побережья. В преувеличенном виде их подвиги воспевались в балладах, газетах и журналах. Иногда, как это было с Китом Карсоном и Дэви Крокетом, из этих историй составлялись целые книги.

Твен, Фолкнер и другие писатели, особенно южане, многим обязаны юмористам новых земель периода, предшествовавшего Гражданской войне, таким как Джонсон Купер, Джордж Вашингтон Харрис, Огастес Лонгстрит, Томас Бэнгз Торп и Джозеф Болдуин. Благодаря им и поселенцам новых земель широкое распространение получили комичные американские неологизмы, вроде "absquatulate" (покидать), "flabbergasted" (ошарашенный) и "rampagious" (неистовый, буйный). Местные хвастуны или "горлопаны с закрученными хвостами", утверждавшие, что они - наполовину лошадь, а наполовину аллигатор, также подчеркивали безграничную энергию новых земель. Они черпали силу из стихийных бедствий, которые вселяли ужас в лю -дей помельче. "Я - самый настоящий торнадо, - распалялся один, - крепкий, как пекан, и выносливый, как северо-западный ветер. Я могу ударить, как падающее дерево, и стоит мне лизнуть, как в толпе появится дыра с полгектара солнечного света".


Подобно юмору новых земель, корни литературы местного колорита уходили в прошлое, но лучшие произведения появились значительно позже периода Гражданской войны. Очевидно, что многие довоенные писатели, начиная с Генри Дэвида Торо и Натаниэля Готорна и кончая Джеймсом Гринлифом Уиттьером и Джеймсом Расселом Лоуэллом, рисовали удивительные картины определенных областей Америки. Колористов же отличал осознанный и исключительный интерес к описанию данной местности и скрупулезная фактологическая и реалистическая техника.

Брет Гарт (1836-1902 гг.) остался в памяти как автор приключенческих рассказов, таких как "Счастье Ревущего Стана" и "Изгнанники Покер-Флета", в которых действие происходит на новых шахтерских землях Запада. Добившийся большого успеха первым из школы местных колористов, Гарт в течение короткого времени был, наверное, самым известным американским писателем - настолько привлекательна была его романтическая картина потрясающего оружием Запада. Внешне реалистичный, он первым ввел в серьезные литературные произведения персонажей из низших слоев общества - коварных шулеров, вульгарных проституток и грубых грабителей. Это сходило ему с рук (как и Чарлзу Диккенсу в Англии, который восхищался произведениями Гарта), так как в конце он показывал, что у этих, казалось бы, отщепенцев на самом деле золотое сердце.

В памяти также сохранились имена писательниц, оставивших тонкие описания Новой Англии, среди них Мэри Уилкинс Фримен (1852-1930 гг.), Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896 гг.) и особенно Сара Орн Джуитт (1849-1909 гг.). Лучшим примером оригинальности Джуитт, ее точно подмеченных типов и обстановки шт. Мэн и чуткого стиля является великолепный рассказ "Белая цапля" из "Страны островерхих елей" (1896 г.). Большое влияние на Джуитт оказали полные местного колорита произведения Гарриет Бичер-Стоу, особенно "Жемчужина острова Орр" (1862 г.), где изображались бедные рыбацкие поселения шт. Мэн. Как показывают их письма, в девятнадцатом веке писательницы создавали свою собственную систему моральной поддержки и влияния. Женщины составляли большую часть публики, читающей беллетристику, и многие из них сами писали популярные романы, стихи и юморески.

Все районы страны нашли свое отображение в произведениях, написанных под влиянием местного колорита. В некоторых из них содержался социальный протест, особенно к концу века, когда вопросы общественного неравенства и экономические трудности ощущались особенно остро. Темы расовой несправедливости и неравенства между полами появляются в произведениях писателей-южан, таких как Джордж Вашингтон Кейбл (1844- 1925 гг.) и Кейт Чопин (1851- 1904 гг.), чьи мощные романы, в которых действие происходит в кайен-франкоговорящей Луизиане, выходят далеко за рамки местной колористики. В романе "Грандиссимы" (1880 г.) Кейбл дает высокохудожественное изображение расовой несправедливости и опережает свое время, так же как это делает Кейт Чопин в своем смелом романе "Пробуждение" (1899 г.) об обреченной попытке женщины найти себя в страстной любви. В "Пробуждении" молодая замужняя женщина с прелестными детьми и потакающим ей преуспевающим мужем приносит в жертву семью, деньги, респектабельность и в конце концов свою жизнь в поисках самореализации. Необычную интенсивность и сложность этому короткому роману придает поэтическое воплощение океана, птиц (в клетке и выпущенных на волю) и музыки.

Вместе с "Пробуждением" часто упоминают отличный рассказ Шарлотты Перкинс Гилмен (1860 -1935 гг.) "Желтые обои". Оба произведения оказались забытыми в течение некоторого времени и были вновь открыты литературными критиками феминистского направления в конце двадцатого века. В рассказе Гилмен снисходительный врач доводит свою жену до безумия, заперев ее в комнате, чтобы "вылечить" от нервного истощения. "Заключенная" жена проецирует свое заточение на обои, в рисунке которых ей видятся женщины, ползущие за решеткой.


Уильям Дин Хоуэлс (1837- 1920 гг.), бывший в течение многих лет редактором значительного журнала "Атлантик мансли", печатал реалистические произведения местного колорита, написанные Бретом Гартом, Марком Твеном, Джорджем Вашингтоном Кейблом и другими. Он был поборником реализма, и в его романах, таких как "Современный пример" (1882 г.), "Возвышение Сайлеса Лэфема" (1885 г.) и "Превратности погони за богатством" (1890 г.), описание социальных условий тонко переплетается с чувствами обычных американцев среднего класса.

Его герои движимы любовью, амбициями, идеализмом и соблазнами; Хоуэлс остро сознавал моральное разложение воротил бизнеса "позолоченного века" 1870-х годов. В подтверждение этого Хоуэлс использует ироничное название "Возвышение Сайлеса Лэфема". Сайлес Лэфем становится богатым, надув старого партнера по бизнесу; его семья глубоко обеспокоена его аморальным поступком, однако проходят годы, прежде чем сам Лэфем понимает, что поступил неправильно. В конце происходит моральное искупление, когда Лэфем предпочитает банкротство неэтичному успеху. Как и в случае с Гекльберри Финном, Сайлес Лэфем -это история неуспеха: в крушении бизнеса Лэфема состоит его моральное возвышение. К концу жизни Хоуэлс, подобно Твену, занимает все более активную политическую позицию, защищая права организаторов профсоюзов и осуждая американский колониализм на Филиппинах.



 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как в абстрактном визуальном искусстве предмет менее важен
читателя
Это сопротивление объясняется моральной необходимостью для честного человека
В области литературы его путь через весь континент начинается на северо-востоке
Писатель переехал на постоянное жительство в швейцарию

сайт копирайтеров Евгений