Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Генри Джеймс однажды написал, что искусство, особенно литературное искусство, "дает жизнь, создает интерес, придает важность". Беллетристика и критика Джеймса была для своего времени самой сознательной, утонченной и сложной. Наряду с Твеном Джеймс обычно называется величайшим американским романистом второй половины девятнадцатого века.
Джеймса отличала его "интернациональная тема", а именно: сложные взаимоотношения между наивными американцами и космополитическими европейцами. По определению его биографа Леона Иделя, первый, или "интернациональный", период творчества Джеймса включал такие произведения, как "Трансатлантические скетчи" (очерки путешествий, 1875 г.), "Американец" (1877 г.), "Дейзи Миллер" (1879 г.) и его шедевр "Женский портрет" (1881 г.). Например, в романе "Американец" Кристофер Ньюмен, наивный, но умный и идеалистично настроенный миллионер-промышленник, добившийся успеха собственными силами, отправляется в Европу в поисках невесты. Когда ее семья отвергает его из-за того, что у него нет аристократического происхождения, он имеет возможность отомстить; отказываясь от мести, Ньюмен демонстрирует свое моральное превосходство.

Второй период в творчестве Джеймса был экспериментальным. Он разрабатывал новые темы, такие как феминизм и социальная реформа в "Бостонцах" (1886 г.) и политическая интрига в "Княгине Казамассиме" (1885 г.). Он также попробовал писать для театра, но неожиданно провалился, когда на первом же представлении его пьеса "Гай Домвилл" была ошикана.
В третьем, основном периоде своего творчества Джеймс вернулся к международным темам, продемонстрировав более тонкий подход и психологическое проникновение. Сложные и почти мифические "Крылья голубки" (1902 г.), "Послы" (1903 г.; по мнению Джеймса, его лучший роман) и "Золотая чаша" (1904 г.) относятся к этому главному периоду. Если в творчестве Твена главной темой была видимость и реальность, то Джеймс постоянно интересовался восприятием. У Джеймса только самоосознание и ясное восприятие других приводит к мудрости и жертвенной любви. По мере развития Джеймса в его романах появляется все больше психологии, а интерес к внешним событиям ослабевает. В его поздних произведениях все главные события происходят в области психологии - обычно это моменты острого прозрения, показывающие героям их бывшую слепоту. Например, в "Послах" стареющий идеалист Ламберт Стретер обнаруживает тайную любовную связь и тем самым значительно усложняет свою внутреннюю жизнь. Его жесткая честная мораль возрастает и делается более человечной, когда он открывает в себе способность принять тех, кто согрешил.


Эдит Уортон (1862-1937 гг.)

Как и Джеймс, Эдит Уортон росла некоторое время в Европе и в конце концов осела там. Она была родом из состоятельной семьи с устоявшимся положением в нью-йоркском обществе и воочию видела упадок этой рафинированной группы и, по ее мнению, восхождение грубоватых семейств бизнесменов-нуворишей. Эти социальные изменения составляют фон многих ее романов.

Как и Джеймс, Уортон противопоставляет американцев европейцам. В центре ее внимания была пропасть, разделяющая общественную реальность и внутренний мир человека. Часто ранимым натурам кажется, что они находятся во власти бесчувственных типов или общественных сил. Эдит Уортон лично испытала подобные ощущения, когда, будучи молодой писательницей, пережила долгий нервный срыв отчасти из-за трудносовместимой роли писательницы и жены.
Среди лучших произведений Уортон "Дом радости" (1905 г.), "Обычай страны" (1913 г.), "Лето" (1917 г.), "Век наивности" (1829 г.) и прекрасно выстроенная новелла "Этан Фром" (1911 г.).


Препарирование скрытых сексуальных и финансовых мотивов в жизни общества, проводимое Уортон и Джеймсом, роднит их с писателями, которые на поверхностный взгляд кажутся совсем отличными от них, а именно: со Стивеном Крейном, Джеком Лондоном, Фрэнком Норрисом, Теодором Драйзером и Элтоном Синклером. Подобно прозаикам-космополитам натуралисты использовали реалистический метод, чтобы соотнести личность с обществом, но делали это в более открытой форме. Они часто разоблачали социальные проблемы, находясь под влиянием дарвиновской теории и родственной ей философской доктрины детерминизма, представляющей человека беспомощной пешкой перед лицом экономических и социальных сил, которые он не в состоянии контролировать.

По существу натурализм был литературным выражением детерминизма. Ассоциируемый с унылым реалистическим описанием жизни низов, детерминизм исключает религию из числа движущих сил в мире и вместо этого представляет вселенную в качестве машины. Мыслители эпохи просвещения XVIII века тоже рисовали себе мир наподобие машины, которая однако была совершенной, богоданной и склонной к прогрессу и человеческому совершенствованию. Натуралисты, напротив, представляли общество слепой машиной, безбожной и неконтролируемой.
Американский историк XIX века Генри Адаме выстроил замысловатую теорию истории, состоящей из идеи генератора, или машинной силы, и энтропии, иначе ослабления силы. Вместо прогресса Адаме видел неизбежный упадок человеческого общества.
Сын священника Стивен Крейн сформулировал утрату бога в крайне сжатой форме:

Человек сказал вселенной:
"Сэр, я существую!"
"Однако, - ответила вселенная, -
Сей факт не вызывает во мне чувства долга".
(Пер. Л. Лежневой)

Как и романтизм, натурализм впервые зародился в Европе. Обычно его истоки прослеживаются в работах Оноре де Бальзака 40-х годов XIX века, а сам натурализм представляется французским литературным движением, связанным с именами Гюстава Флобера, Эдмона и Жюля Гонкуров, Эмиля Золя и Ги де Мопассана. Он смело вскрыл неприглядную изнанку общества и такие темы, как развод, секс, адюльтер, нищета и преступления.

Расцвет натурализма пришелся на период урбанизации американского общества и осознания им важности больших экономических и социальных сил. К 1890 г. границы были объявлены официально закрытыми. Большинство американцев жили в городах, и даже самые отдаленные фермы подпали под власть бизнеса.


Стивен Крейн (1871-1900 гг.)

Стивен Крейн родился в Нью-Джерси, и в его роду были солдаты революционной войны, священники, шерифы, судьи и фермеры, жившие за сто лет до него. Будучи в основном журналистом, который видел жизнь без прикрас в трущобах и на полях сражений, Крейн также писал романы, эссе, стихи и пьесы. Эта литературная форма нашла свое выражение в его коротких рассказах, в частности в "Шлюпке", "Голубом отеле" и "Невеста приходит на желтое небо". Его незабываемый роман о Гражданской войне "Алый знак доблести" был напечатан в 1895 г. и имел большой успех. Крейн, однако, не успел вволю насладиться общественным вниманием, так как умер в возрасте 29 лет вследствие запущенного здоровья. Он был буквально забыт в первые два десятилетия XX века и воскрешен в памяти хвалебной биографией, написанной Томасом Биром в 1923 г. С тех пор его слава защитника простого человека, реалиста и символиста не ослабевала ни на минуту.
"Мэгги, девушка с улицы" (1893 г.) Крейна - один из лучших и, возможно, самых ранних натуралистических американских романов. Это - душераздирающая история бедной чувствительной девушки, которая не находит поддержки у своих невежественных родителей-алкоголиков. Влюбленная и жаждущая убежать от дикостей своего домашнего очага, она позволяет совратить себя молодому человеку, который вскоре ее покидает. Когда ханжествующая мать выгоняет ее, Мэгги становится проституткой, чтобы заработать на пропитание, но вскоре от отчаяния кончает жизнь самоубийством. Приземленная тема Крейна и его объективный, научный стиль, лишенный какого бы то ни было морализаторства, характеризует "Мэгги" как натуралистическое произведение.


Джек Лондон (1876-1916 гг.)

"Сын волка" (1900 г.), повествующий в основном о районе Клондайка на Аляске и канадском Юконе, был первым сборником рассказов Джека Лондона, бедного рабочего-самоучки из Калифорнии, пишущего в натуралистическом жанре, - сборником, принесшим ему славу и вырвавшим из бедности. Благодаря другим своим бестселлерам, включая "Зов предков" (1903 г.) и "Морской волк" (1904 г.), Лондон стал самым высокооплачиваемым писателем США своего времени.
Автобиографический роман "Мартин Идеи" (1909 г.) описывает внутренние стрессы, коренящиеся в американской мечте, которые выпали и на долю самого Лондона во время его молниеносного взлета из неизвестности и нищеты к богатству и славе. Бедный, но умный и трудолюбивый моряк и рабочий, Идеи намерен стать писателем. Сочинительство в конце концов делает его богатым и известным, но Идеи вдруг понимает, что женщину, которую он любит, интересуют только его деньги и слава. Ее неспособность любить повергает его в отчаяние и приводит к утрате веры в человеческую природу. Он также страдает от классового отчуждения, ибо он больше не принадлежит к рабочему классу и в то же время отвергает материалистические ценности богатых, приложив так много сил, чтобы стать одним из них. Он отплывает на юг Тихого океана и кончает жизнь самоубийством, бросившись в море. Как и многие лучшие романы того времени, "Мартин Идеи" -это история неуспеха. Обнажая отчаяние посреди большого богатства, он предвосхищает "Великого Гэтсби" Скотта Фицджеральда.


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С большим мастерством используя выигрышные положения защиты
Этот по-детски простой словарь стайн напоминает яркие основные цвета современного искусства
Он с блеском использовал поэтические традиции рифмы
Его частое использование рифмы также нравилось массовому читателю

сайт копирайтеров Евгений