Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

скольку должности давали носителям их влияние и почетное положение среди своих соотечественников, их домогались, несмотря на связанные с ними расходы. Богатые слои населения извлекали из этого положения вещей и кое-какую выгоду для себя; щедрыми дарами они покупали себе у римлян право свободной эксплоатации своих сограждан и вместе с тем умеряли недовольство бедноты. В большом количестве дошедших до нас надписей перечисляются многочисленные титулы честолюбцев, занимавших ряд должностей, часто по нескольку лет подряд, иногда пожизненно. В сильно фрагментированной надписи из Колосс (IGRR IV, 870) фигурирует лицо, исполнявшее должность стратега, председателя буле, секретаря, казначея, эфебарха, номофилака, надзирателя городских земель, наблюдателя за строительными работами и др.; честолюбец не брезговал и полицейскими должностями иринарха и парафилака; был он также экдиком (адвокат); во время голода он отпустил городу хлеб по пониженной цене. Интересна надпись из Нисы (Лидия):* г; {З00Х75 ш\ о §t;[j.o<; xai rt yepoota xai oi veoi xai vj ffuvoSo? M. 'AttoXXwvwv v'tov Yp<xjA|J.aT?a tv;<; xai Travvjyupiy.p^Tjv xai CTpaTTjyov xai тгссра'^uXaxa aypp/ 8' ocpyupoTatusuaavTa Biq, liuSovTa Si xai tov uiov 'AuoXXcoviov si^ те ypa|J.fJ4XT?iav xai yufivatrtapyjav xai Tcapa<puXax7jv xai creiTumav, Ьу xai tov eTspov uiov ''ATTaXov e7u86vTa e't? ts ypap.|J.aT?iav xai S'. vap^tav xai yu^vaotapxtav xai ayopavop.!av xai apyopoTajxiav, xai erri «p&avouaaii; XetTOUpytai? ysv6[j.svov tov 'AttoXXwviov TrpioTOv apyovTa xai «TTSfpavoipopov evSo^ov («совет народ, герусия, молодежь и сход —Аполлония трижды **секретаря города, панегириарха, стратега, парафилака, бывшего агораномом четыре раза, казначеем дважды, отдавшего и сына своего Аполлония на секретарство, гимнасиархию, парафилакию и ситонию, равно и второго сына, Аттала приставившего к должности секретаря, иринарха, гимнасиарха, агоранома и казначея, и при предшествующих литургиях ставшего первым архонтом и славным стефанофором»). Здесь отец заблаговременно наделяет своих двух сыновей различными должностями.

Высшим органом, объединявшим всю провинцию, был xoivov 'Аа'юк;, во главе которого стоял азиарх. По разъяснению Модестина (Dig. XXVII, 1, 6, 14), азиархия, как и вифиниар-хия, каппадокиархия—suvoui; ispap/ta, т. е. высшая жреческая должность, так как основная функция самого объединения — xoivov 'Asia? — заключалась в организации императорского культа. Формально это было представительное собрание всей провинции; практически оно занималось делами культа. Оно

* ВСН, VII, «Unedited inscriptions of Asia Minor», № 15. ** Т. е. его отца и деда также звали Аполлоний.

48

принимало постановления о постановке статуй, устройстве празднеств, освящении храмов в честь императора, о посылке делегаций. Kotvov имело право петиций; но это право имели все города и даже любая сельская община и отдельные лица. В надписях часто упоминается о том, что такой-то благодетель на свои деньги ездил с делегацией в Рим и выполнил свою задачу блестяще и не жалея расходов (Харлгрйс; xai TtoXuSairavox;); очевидно, существовало что-то вроде соревнования между городами, видевшими особую честь, чтобы их делегат посрамил своей роскошью и тратами делегата соседнего города. В период республики xoivov имел право сделать представление о привлечении к ответственности проконсула за вымогательство.

Существовали и местные xoivy., культовые объединения, охватывавшие иногда несколько поселений; не всегда, впрочем, zoivdv означает организацию, иногда это просто обозначение совокупности граждан данного поселения.

Упадок общественной жизни в Азии констатируют все исследователи Азии. Его не могут скрыть даже славословия ораторов. В одной из своих речей Дион Хризостом рисует картину преуспеяния города Апамеи во Фригии (Ог. XXXV, 14 ел.): «Вы стоите во главе Фригии, Лидии и Карий, вокруг вас обитают другие, весьма многочисленные народности— кап-падокийцы, памфилы, писиды, и для всех вы представляете рынок и место для встреч в вашем городе. Вы имеете под своим влиянием множество малоизвестных местечек и богатых селений. Вернейший же признак вашей силы —высота подати; ибо, я думаю, как из вьючного скота наиболее сильной является та скотина, которая тянет больше всех, так и из городов естественно считать наилучшими те, которые уплачивают больше всего денег. Судебные заседания происходят у вас каждый год, и на них стекается множество людей — адвокаты, судьи, юристы, правительственные чиновники, низшие магистраты, рабы, погонщики мулов, торговцы, ремесленники, так что кто имеет товары на складе, продает их по наивысшей цене. Среди вас нет праздных. А там, где собирается много людей, деньги больше всего оборачиваются и возрастают богатства». В этом панегирике, вопреки напыщенной фразеологии и явным преувеличениям, вроде того, что Апамея «стоит во главе Фригии, Лидии и Карии>, сквозят черты далеко не утешительные для преуспевающего города. Обширная торговля Апамеи сводится к ярмарке в связи с заседанием суда раз в год. А процветание города выражается в том, что римская казна больше всего его грабит.

Конечно, в системе империи города Азии подняли, надо полагать, свою торговлю не только благодаря лучшему состоянию путей сообщения, благодаря длительному миру, но и

А. Ранович

4!)

вследствие расширения спроса в результате распространения греко-римской культуры в отсталых районах, вовлечения в среду цивилизованных народов варваров из соседних с Азией стран. Но это не означает, что благосостояние масс населения поднялось в такой же мере, как доходы богачей; напротив, пропасть между классами эксплоатируемыми и эксплоатирую-щими должна была углубляться. Этому способствовал особый характер торговли. Города Малой Азии «платили древнему Риму ежегодную дань. На вырученные деньги Рим покупал у них товары, и покупал по вздутым ценам. Малоазийцы надували римлян, выманивая у своих завоевателей путем торговли часть уплаченной ими дани. И все же в накладе оставались малоазийцы. За их товары им во всяком случае платили их же собственными деньгами».* Таким образом, торговля служила каналом, по которому часть взимаемых со всего народа податей перекачивалась в карманы богатых торговцев.

У. Рамсэй опубликовал остающуюся до сих пор загадочной надпись III в. о так называемых ?evoi Tsx[zops"i'oi (Рамсэй полагал, что то была антихристианская организация);** здесь приводится список взносов разных лиц в императорском имении на приобретение статуи и разной утвари для культа императора. Эти взносы в отдельных случаях достигают внушительной цифры в 6000 денариев. Отсюда пытались делатьвывод о высоком жизненном уровне населения. Но у нас нет данных о том, что эти зажиточные ?evoi Tsxuopstoi — рядовые крестьяне. Помимо того, как предполагает Рамсэй, здесь могли быть показаны, как это в таких случаях бывает, фиктивные цифры (например, вместо 100 пишут условно 1000). Наконец, необходимо учесть, что в результате общего кризиса империи в III в. стоимость денария резко упала. В надгробиях, где назначался штраф нарушителю покоя могилы обычно 300—500, максимум 1000 денариев, появляются цифры 5000 (IGRR IV, 872 и до-бавл.). Поэтому надо признать слишком поспешным вывод М. Ростовцева из надписи Рамсэя, что положение сельского хозяйства в Азии было вполне хорошим.***

Упадок муниципальной жизни нисколько не ослабил соперничества между городами Азии, принявшего в условиях упадка нездоровый характер и производившего на современников комическое впечатление. Дион Хризостом (Or. XXXVIII, 144) открыто смеется над погоней за пустыми титулами. Эфес на монетах отмечает, что он хат7.тгои<; А, т.е. город, где прежде

* К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 106.

** W. M. Ramsa у, Studies in the history and art of the eastern provinces of the Roman Empire, 1906, стр. 319 ел.

***M. Rostowzew, Studien zur Geschichte des romischen Kolo-nats, Lp2. 1910, стр. 301.

60

всего должен высадиться проконсул. Многие города на монетах и в надписях называют себя оср^атт], fxeytaTY], Аартро-татт|, TrpwfY] (Head полагает, что термтт) означает просто, что депутация данного города занимала первое место в шествиях в честь императора; поэтому Магнесия именует себя на монете седьмой).* Особенно великую честь для себя видели города в том, чтобы иметь у себя храм культа императора и носить, таким образом, титул неокора. Эфес в правление Луция Вера стал дважды неокор, при Каракалле — трижды, при Гелио-габале — четырежды (при Максимине снова появляется на монетах Эфеса xpic vsee-xopoi;, повидимому, в результате exstin-ctio memoriae).** Неокорат настолько крепко привился как почетный титул, что Сарды в надписи 459 г. при господстве уже христианства продолжают называть себя Sic vsowcopoc. (Le Bas — Waddington 628).

Высшим должностным лицом был азиарх; повидимому7 должность ap/iepsuc 'Acriocc —верховного жреца императорского культа — совпадала с азиархией. Во главе совета отдельных городов стоял стратег, в надписях и на монетах встречается также в качестве эпонима стефанофор: иногда во главе управления стояла коллегия — aovapxioc.*** Должности стратега и тгрйтоь ap/ovxec были особенно почетны. Но и прочие магистратуры привлекали охотников. Римляне использовали эту тщеславную тягу к литургиям, чтобы создать свой административный аппарат в провинции. Избрание в магистраты и связанные с этим добровольные дары и пожертвования превратились в принудительную службу с обязательными расходами из личных средств магистратов на городские нужды. Эта установка правительства получила официальную формулировку в рескрипте Марка Аврелия и Луция Вера: «Установление, которым предусмотрено, что, если кто избран в декурионы, он получает магистратуру, надо соблюдать лишь постольку, поскольку дело касается всех пригодных и достаточных людей. Если же некоторые из них настолько немощны и истощены, что не только общественные должности им не под силу, но они едва могут жить на свои средства,-то бесполезной неприлично поручать таким людям должности, тем более когда есть такие, которых можно назначать, с удобством для должности, для их благосостояния и для блеска" общины» (Dig. L, 4, 6, рг.). От каждого маги-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Македония
Причисляют населения сирии
Отдельно от македонии
Немалая доля этих прибылей доставалась александрийским купцам
3аклюЧениеобозрение восточных провинций римской империи показывает провинций общественной

сайт копирайтеров Евгений