Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прежде всего, подушный налог (tributum capitis) платили ведь не только египтяне. Аппиан сообщает, что иудеи в Палестине платили более тяжелый подушный налог (tpopoi; twv aojjj.aT(uv). чем окружающее население (Syr. 50). Еще определеннее пишет Ульпиан: In Syriis a quattuordecim annis masculi a duodecim feminae usque ad sexagesimum quintum annum tributo capitis obligantur (Dig. L, 15, 3, pr.). Веспасиан освободил кесарийцев от tributum capitis (Dig. L, 15, 8, 7). О жителях Африки Иосиф Флавий сообщает, что они rcavfoiux; cpopoXoyouvToa (В. Iud. I, 16, 4). Между тем Мейер, Вилькен и другие не причисляют населения Сирии, Палестины, Африки к dediticii; было бы слишком нелепо объявить dediticii города и области, давно эллинизированные, пользовавшиеся известной автономией, имевшие у себя мировые центры культуры. Но и в Египте городское население, имевшее свои политические организации, усвоившее греческую культуру, создававшее у себя гимнасии и театры, собиравшее и переписывавшее греческих классиков, вряд ли можно равнять с покоренными недавно варварами. За десять лет до эдикта Каракаллы египтяне получили, пусть лишь формально, самоуправление. И еще при Антонине Пие apx0VTe? и SvjfMx; Оксиринха заседают совместно с проживающими здесь римлянами и александрийскими гражданами.*

Сегре, а затем и Джонс предлагают поэтому считать дедитициями только сельское население, но не жителей метрополий. Но это совершенно произвольное предположение. Ведь и го-

* P. Oxy. Ill, 473-W. 33; [I8o?e то"??... 'O?upuy]xiT<3v apx°<" xal ты SrfJtw xal 'PtufAaiiuv xal 'AXs^av8psi(BV roit; icapeiti8ir|(i.oiJ(Ti.

180

родское население платило подушную подать — по пониженной ставке для некоторых групп, но все же платило. Белл справедливо по этому поводу вспоминает анекдот о благонравной девице, которая оправдывалась тем, что родившийся у нее ребенок — совсем маленький. Да и вообще источники не знают разделения египтян в социально-экономическом отношении на разряды. В декларации (Р.Оху. V, 180, 132 г.) домовладелец клянется, что, кроме перечисленных жильцов, у него не живет никто: {д.у,те Jici^svoi; р-т-те ' Pu)|j,a"iO(; {Ат-те 'AXs^avSpsuc; jxyJTS А;.уи-[tctick;] jj.r,T?a7reX?u&spo<;. Те же самые категории перечисляются в Р. Оху. II, 255 (= W 201, 48 г.). «Гномон идиолога» также знает только одну категорию Alyuiruoi,; если бы сельское население (Ivycapwi) составляло особую, наиболее бесправную группу египтян, гномон, подробно разбирающий гражданско-правовые отношения между различными категориями населения, не мог бы ее обойти молчанием. Сельские жители могли даже привлекаться к городским литургиям. В папирусе 250 г. (JEA 1935, стр. 244 ел.) сельские жители (хсор/Ятоа) жалуются, что город Арсиноя привлекает их к городским литургиям вопреки распоряжению Севера; представители метрополии возражают: del хшрятои reap'у\\>Лч irpo(3aXXovTai s't? xoojatjtssoc? —«селяне всегда привлекаются у нас на должности косметов».

Наконец, есть и прямые данные о том, что сельские жители Египта получили римское гражданство. Как известно, провинциалы, получившие римское гражданство по эдикту Каракаллы, присваивали себе praenomen Аврелий в честь императора, чье официальное имя было Марк Аврелий Антонин. Путем подробного анализа папирусов и остраков Бикерман в своей диссертации 1926 г. доказал, что египетские селяне именовались Аврелиями и, следовательно, получили по СА римское гражданство. Не оставляет сомнений на этот счет папирус 276 г. (М е у е г, Jur. Pap. № 133= Mitteis 364). Речь идет о найме 56 коз; нанимает Аирг'Хю? IlavveuTi Хтртиуои at 6 хы|л.7]<; ©so^eviSo^ тгара Aup7]Xiou ПаЗоътоу хаХа[*ои атсо х<оцт]с; Еитцлерьа?; здесь оба контрагента, судя по именам, египтяне, оба — селяне (сстсо х<Ь\1щ) и оба — Аврелии, т. е. римские граждане.

Эдикт Каракаллы не означал автоматического освобождения новоиспеченных граждан от подушной подати. В Диге-стах мы находим ясное указание на то, что освобождение от подати должно было быть оговорено специальным актом: ¦ divus Antoninus Antiochenses colonos fecit, salvis tribu-t i s... Divus Vespasianus Caesarienses colonos fecit non adjecto, ut et iuris italici essent, sed tributum his remisit capitis (Dig. L, 15, 8, 5—7). Для того чтобы новые Аврелии были освобождены от подушной подати, следовало издать об этом осо-

181

/1

бый акт, которого Каракалла, очевидно, не издал. И в Египте после Каракаллы документы свидетельствуют о существовании подушной подати; этих документов —единицы, но они есть. Можно, конечно, объяснять остракон О. Theb. 86, 213 г. об уплате подушного налога тем, что это — уплата недоимки за прошедший год. 'Euixpioi? упоминается до 250 г., a ScoSsxa-SpxXfi.Gi<; (привилегированный плательщик уменьшенного налога в 12 драхм) встречается в поздних папирусах; и это может быть выражением тщеславия египтян, подчеркивающих всякими способами свою принадлежность к привилегированной некогда группе. Но есть все же несколько папирусов, свидетельствующих, повидимому, что Xaoypa<pia, перепись населения для исчисления подати и взыскания подати, продолжалась еще в середине III в. Таких документов пока чрезвычайно мало,* но они заставляют все же думать, что подушная подать в Египте была отменена во всяком случае не сразу. Может быть, на видоизменение прежней xax'o'ixtav Xaoypa<j>sa указывает приводимый Уоллесом папирус середины III в., где говорится об s^YixovTaSpax!*0? jJ-spta^o? el? то xax'olxiav тщ тгоХесос — шести-десятидрахмовой раскладке подомового налога в городе (Гер-мополь). Джонсон** предполагает, что подушная подать была отменена, но ее компенсировали какими-то другими статьями дохода. Для окончательного выяснения вопроса приходится ожидать открытия новых документов.

Неправильное представление о том, что египтяне не получили права гражданства, привело к столь же неправильному представлению, будто податная реформа Диоклетиана не распространялась на Египет, где capitatio существовало издавна. Это прочно установившееся мнение опровергнуто недавно найденным эдиктом префекта Египта Ар истин О(пта)та, опубликованным A,E.R. Воак'ом:*** префект в своем эдикте публикует указ всех четырех правителей от 297 г. о введении capitatio в Египте.

Мы можем, таким образом, притти к заключению, что, несмотря на политику изоляции Египта от окружающего мира, общая линия развития политической и общественной жизни империи проложила себе дорогу и здесь. Разными путями шел процесс ломки старых отношений в различных провинциях, но в конечном счете в III в. Египет приравнивается к другим

* Sherman n, L e Roy Wallace, Taxation in Egypt from Augustus to Diocletian, Princeton 1938, стр. 134 ел.; Н. I. В е 11 P. Giss. 40 and the CA, JEA 28 (1942).

** A. Ch. Johnson, Roman Egypt, Bait. 1936, стр. 534. *** A. E. R. Boa k, Early Byzantine Papyri from the Cairo Museum, «Etudes de Papyrologie» II, 1 (1933), № 1. Cp. «Papyri und Altertumswis-senschaft», Munch. 1934, стр. 324.

182

частям империи, получает ту же примерно организацию соответствующую однородным классовым отношениям. Своеобразие Есей предшествующей истории Египта и особенности его экономики не могли, однако, быть сглажены нивелирующей силой империи, и они сказались в дальнейшей истории Египта.

Для исследования экономики Египта наука располагает гораздо большим количеством источников, чем для других провинций. Литературных свидетельств чрезвычайно мало; надписей в Египте также найдено сравнительно немного, и за исключением таких выдающихся надписей, как эдикт Тиберия Юлия Александра или Вергилия Капитона, они мало содержательны. Зато Египет сохранил громадное. количество папирусов, позволяющих заглянуть непосредственно во все уголки общественной и частной жизни египтян. Количество папирусов, А непрерывно возрастающее, настолько велико и содержание их настолько богато и разнообразно, что возникла отдельная наука—папирология. Важным дополнением к папирусам являются остраки — черепки, на которых делали мелкие записи, писали квитанции и расписки.

К сожалению, папирусы при всем своем обилии все же не позволяют восстановить картину экономической жизни Египта во всей ее полноте. Дело в том, что, во-первых, папирус сохраняется только в сухом воздухе; поэтому подавляющее большинство папирусов найдено в районах, прилегающих к пустыне, где почти никогда не бывает дождя и куда не достигали разливы Нила. Густо населенная Дельта меньше всего оказалась пригодной для сохранения папирусов. Во-вторых, папирусыча-ще всего находят в мусорных остатках поселений, еще в древности покинутых жителями и занесенных песком. В Александрии, где было сосредоточено управление Египтом и где находи-v лисьбогатейшие архивы документов, учитывавших население, его занятия, доходы, имущество, жизнь не прекращалась, и документы, потерявшие актуальность, естественно,уничтожались. Поэтому Александрия папирусных находок не дает; александрийские папирусы можно найти только случайно вне Александрии. В результате папирусы дают нам очень много частных сведений, но они не содержат обобщающих данных. Мы можем точно сказать, сколько жило людей и каких категорий в каждом доме на улице Гусятников в Оксиринхе в 235 г.: но у нас нет сведений об общей численности населения Египта, хотя каждые 14 лет там производилась перепись: сводные данные, хранившиеся в Александрии, до нас не дошли. Мы имеем очень подробные описания земельных владений с указанием точного размера каждого участка, его качества, категории, ставки аренды, имени владельца; но общий земельный кадастр для всего Египта в папирусах отсутствует. Многие тысячи папирусов и

183

остраков сообщают об уплате налогов и сборов с точным указанием, кто, когда, кому, какой налог уплатил и какой монетой. Но мы не знаем податного устава, норм и тарифов, действовавших в то или иное время на территории Египта.

Наконец, количество найденных папирусов распределяется хронологически неравнохмерно; больше всего их для II в., меньше —для I и III вв.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 11 надписи
В одной надписи из коса
В надписи из сидимы
Ко мне в дом вошли сборщики хлебного налога петесий
102галатиЯгалатия как римская провинция конституировалась чрезвычайно медленно

сайт копирайтеров Евгений