Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мы имеем сведения о существовании около тридцати свободных городов в Азии. Но, во-первых, эта свобода не была постоянной, многие города приобретали свободу лишь на короткое время. Так, Кавн, который у Плиния числится свободным, у Диона Хризостома оказывается уже лишенным автономии. Кизик потерял свою свободу уже при Тиберии. Некоторые города получили временную свободу за участие в Митри-датовой войне на стороне римлян, но вскоре утратили ее. Даже Эфес, резиденция проконсула и крупнейший город Азии, оставался свободным самое большее до конца I в. Во-вторых, «свобода» городов зависела от воли и даже настроения императора. Клавдий даровал городу Кос иммунитет ради врача Ксенофонта, уроженца Коса. Кизик за бичевание и казнь нескольких римлян, участвовавших в мятеже (ev атаоеь) был лишен свободы на пять лет (Dio Cass. LIV, 73), а в 25 г. он окончательно потерял свободу за неуважение к культу императора (заложенный храм Августу не был достроен) (ibid. LVII, 24). В-третьих, и это главное, само содержание этой свободы было весьма ограничено.

Монеты и надписи титулуют города ocutovoij.oi;, Lepa, aouXo?, Lspa xai airuXot; и т. п., но право убежища было присвоено собственно не городам, а храмам, и если «свобода» Коса сво-

44

дилась к праву убежища, то фактически он никаких привилегий не имел.

Право суда было отнято у большинства автономных городов еще в период республики, и это собственно разумелось само собой. Хиос за заслуги в войне с Митридатом по особому постановлению сената 80 г. до н. э. сохранил судебную автономию, но проконсул Антистий Ветус ее отменил; по жалобе хиосцев другой проконсул, имя которого не сохранилось, восстановил, повидимому, привилегию Хиоса (IGRR IV, 943). Но независимо от административных распоряжений римское право и римский суд вытесняли местное право и суд уже по одному тому, что только решения римского суда опирались на реальную силу государственной власти. В первом послании к коринфянам (VI, 1 ел.) апостол негодует по поводу того, что верующие по своим тяжбам судятся «у нечестивых, а не у святых». Цицерон (Att. VI, 1, 15) смеется над греками в Киликии, торжествовавшими по поводу предоставления им права иметь своих судей: пусть тешатся, думая, что обладают автономией.

Весьма существенной для городов была привилегия свободы от налогов. Но эта привилегия исчезла раньше других. Как видно из Dig., L, 15, 8, дарование ius italicum или прав римской колонии не освобождало от налогов, если это не было специально оговорено.

Что касается самоуправления, то оно постепенно превращается в фикцию, местные учреждения вследствие разрушения местных политических порядков либо вовсе упраздняются, либо лишаются какого бы то ни было политического значения. В Апамее, судя по надписи в честь Л. Атилия Прокла (IGRR IV, 783), герусия была разрешена по специальному ходатайству Прокла, именуемого в надписи cpiXoyepmv и сп^т-уород z%q уероиоча?. «История упадка герусии отражает упадок самой городской общины. Превращение государственного учреждения, лишенного функций управления, из политического организма в мертвый орган возвещает преобразование полиса».* Герусия превратилась, по выражению Моммзена, в нечто вроде клуба, обслуживавшего только своих членов.

В столь же жалком положении оказались и советы (^оиХу)). Одновременно с сужением их компетенции умалялось и их право решения даже в ограниченной сфере их компетенции. Город не имеет права освобождать от городских повинностей своих граждан сверх установленных норм. В рескрипте к xoivcv 'Aaioct; Антонин указывает, что города поменьше могут даровать иммунитет только пяти врачам и трем софистам,

* Levy, Etudes sur la vie municipale de l'Asie Mineure sous les Antonins, REG VIII (1895), стр. 242—243.

45

города побольше —семи врачам и четырем учителям и т. д.; «превысить это число не разрешается ни по решению (ЗоиХ?;, ни каким-либо ухищрением (Trapeupscrsi), но уменьшить можно> (Dig. XXVII, 1, 6, 3).

Народные собрания в тех редких случаях, когда они существовали еще, равно какгерусии и буле, занимались вопросами благоустройства города, организацией культа императора, посылкой делегаций к императору с прошениями или с поздравлениями и выражением верноподданнических чувств. Любой римский магистрат имел больше реальной власти, чемпредстави-тели местного самоуправления. Согласно инструкции, зафиксированной в Дигестах(Ь, 3, 2), в списке (album) на первом месте помещали чиновников, назначенных принцепсом, а уж затем выборных муниципальных магистратов. В надписи в честь Филастра (1GRR IV, 914) демос Кибиры между прочим восхваляет его за то, что он добился от Клавдия устранения некоего Тиберия Никифора (судя по имени — вольноотпущенник императора), ежегодно вымогавшего от Кибиры 3000 драхм. Даже низший полицейский чин (тгосрасриХос!;) настолько нагло вымогает от комархов «венок», что гиерапольская (ЗоиХ-у; считает нужным принять специальное постановление по этому поводу (OGIS 527).

Право распоряжения городскими доходами фактически было отнято у местных учреждений после установления института кураторов (XoytcfTa'i), контролировавших городские финансы. Куратор засвидетельствован для Азии раньше, чем в других провинциях, —до 92 г.* Кураторы, возможно, имели право не только контроля. В надписи 155 г., приведенной Рамсзем (Cities, 1, 462, № 297 = IGRR IV, 788), Апамея (75 (ЗоиХт) xai о 8r,\ioq xal oi xaToixouvxes 'Рш^аТсн) прославляет гимнасиарха Тиберия Клавдия Граниана, который пожертвовал на гимнасии в общей сложности 34 000 драхм и тем сэкономил для города большую сумму, проценты с которой пойдут на уплату ежегодного штрафа (Itu?/{uov) куратору «так что впредь не будет больше кураторов согласно постановлению полиса, вовеки веков». Из этой надписи видно, что куратор мог налагать штраф или контрибуцию или что для взыскания наложенного кем-то eiu^ytuov назначался специальный куратор. Институт кураторов должен был оздоровить местные финансы, но в первую очередь он означал фактическое уничтожение права местных самоуправлений распоряжаться местными доходами.

* Т. R. S. Broughton, ук. соч., стр. 810, со ссылкой на 8 а г-d i s VII, 1, 45; G s e 1 1, Essai sur le regne de l'empereur Domitien, P. 1894, стр. 146.

4 6

Доходы городов складывались из сборов за водопровод и бани, из арендной платы за городскую землю, не находившуюся в частном владении, из торговых пошлин и торговых сборов, из штрафов. В частности, в Азии практиковалось в надгробных надписях назначать штраф за нарушения покоя могилы; штраф этот устанавливался в пользу (ЗоиХ-/-, где хранилась в архиве копия эпитафии. Однако родственники покойника, повидимому, не считали (ЗоиХт; авторитетным хранителем, способным взыскать штраф; поэтому часто штраф устанавливается в пользу императорской казны (ты хата xocipov тофлос, ты срьстхы, тй 1ер(отаты у'юкш, ты хиркххы <р'ку/.ы, ты 1ершта.т(о та-[хе-ло и т. п. в бесчисленных надписях).

Эти доходы не могли покрыть текущие расходы по благоустройству, по содержанию театров, гимнасиев, бань, библиотек, культурных учреждений. Дефицит покрывался частными пожертвованиями магистратов, исполнявших свои обязанности как литургии. Количество надписей, свидетельствующих о дарениях и пожертвованиях, настолько велико, что, по общему мнению, эти частные щедроты составляли основу бюджета городов.

Местная провинциальная знать, конечно, пыталась выйти из этого ограниченного круга провинциальной жизни и, добившись римского гражданства, проникнуть в римский «высший свет»; но таких удачливых людей были единицы. Большинство довольствовалось суррогатом общественной деятельности, занимая всякого рода общественные должности, функции которых заключались в организации культа, в финансировании гимнасиев, игр, театров и т. п., в заботах об общественных сооружениях. От кандидата на городские должности ждали в первую очередь щедрых пожертвований, и кандидаты не скупились. Многочисленные надписи говорят о щедрости магистратов, даривших на масло для умащешш, на общественные бани, театры, на устройство игр и состязаний, на постройку храма в честь императора, снаряжавших за свой счет делегации в Рим для поздравления императоров по случаю торжественного события и т. п.

Вполне понятно, что общественные должности при таких условиях были по плечу только богачам. В начале периода империи таких людей было немало. О городе Траллы Страбон пишет, что он «густо населен зажиточными (suuopoiv) людьми, как немногие азиатские города, и некоторые из них занимают важнейшие должности в провинции и назначаются азиархами. В числе их был Пифодор, родом из Нисы, но переселившийся в Траллы как город знаменитый; в числе друзей Помпея он пользовался почестями подобно немногим. Он обладал царским богатством более, чем в 2000 талантов» (XIV, 1, 42). По-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И надписями о межевании полей
Префект назначался из всадников
Александрия м
102галатиЯгалатия как римская провинция конституировалась чрезвычайно медленно
Его украшение

сайт копирайтеров Евгений