Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

205

на Миос Гормос и Беренику, откуда товары перевозились в порт Левке Коме на восточном берегу Красного моря. На Ниле главным складочным и перевалочным пунктом для идущих г. Востока товаров был Копт. «Некогда,— пишет Страбон,— торговцы на верблюдах совершали переходы ночью, руководствуясь звездами, как моряки, и возили воду с собой. Теперь же [по дороге от Копта к морю] вырыты глубокие колодцы, а цистерны накопляют воду от редких, хотя, дождей» (XVII, 1, 45). Август впервые принял посольство из Индии. О торговых связях с Индией при Августе и Тиберии свидетельствуют найденные в Индии римские монеты, большинство которых относится ко времени правления Августа и Тиберия. В Индии чеканится монета римского образца.* О росте восточной торговли свидетельствует расширение географических познаний древних. Птолемей знает уже много географических названий не только на западном, но и на восточном берегу Индостана и в Индо-Китае; между тем во времена Страбона лишь очень немногие доплывали из Египта до Ганга и сведений о восточной Индии было мало (XV, 1, 4). Для II в. данные Птолемея и китайских летописей говорят о непосредственных сношениях Египта с Китаем.** От ввоза предметов роскоши римляне переходят к ввозу товаров широкого потребления — хлопка и хлопчатобумажных тканей, что подтверждается находками римских монет (начиная с Флавиев) главным образом в районах Индии, производящих хлопок.***

Ввозились с Востока главным образом пряности, ароматические вещества, шелк и ткани, рабы из Эфиопии, предметы роскоши. Плиний расценивает годовой импорт из Индии и Аравии в 50 млн. сестерциев; но сколько приходится из этой суммы на долю Египта, нельзя установить. Египет экспортировал главным образом льняные ткани, папирус, рыбу, стеклянные изделия, лекарственные растения, финики и даже хлеб, несмотря на то, что громадные количества зерна вывозились в качестве сбора с земледельцев.

Крупнейшим торговым центром не только Египта, но и во всей империи была Александрия. Дион Хризостом (Ог. XXXIX, 40) указывает, что в Александрии можно видеть не только греков и италийцев, йе только людей из ближних стран — Сирии, Ливии, Киликии — и более отдаленных Эфиопии и Аравии, но и бактрийцев, скифов, персов, индийцев. В апокрифическом письме Адриана к Сервилиану (SHA, Saturn. 8) Александрия

* М. М. Хвостов, История восточной торговли греко-римского Египта, Казань, 1907, стр. 301.

** Там же, стр. 399. *** Там же, стр. 402—403. '

206

характеризуется как богатый, преуспевающий город, где каждый занят каким-нибудь делом — производством стекла, папируса, льняных тканей, для всех находится работа, даже для слепых. «Единственный бог у них —деньги. Христиане, иудеи — все поклоняются этому богу>.

Плиний считает, что цена восточных товаров на месте производства на всех промежуточных звеньях до потребителя возрастала во 100 раз (NH, VI, 101). Немалая доля этих прибылей доставалась александрийским купцам. Импортируемые в Александрию продукты частично подвергались здесь последующей обработке (ароматические вещества, ткани), а расширившийся рынок сбыта стимулировал рост производства местных изделий из стекла и цветных камней, льняных тканей и т. д. не только в Александрии, но и в других городах Египта.

Для внешней торговли Египет имел свой флот, для постройки которого дерево импортировалось.

Расцвет торговли Египта не привел, однако, к подъему хозяйства страны вследствие общей политики римских властей. Вывозя реальные ценности, Египет получал взамен обесцененные египетские драхмы, а непосредственный производитель отдавал свой труд и добытые трудом ценности даром. Конечно, торговцы на своих операциях наживались, но и здесь размеры прибылей ограничивались вследствие особой финансовой политики Рима в Египте, валютную изоляцию которого римские правители строго сохраняли; здесь чеканилась и находилась в обращении только низкопробная монета (египетская серебряная драхма фактически равнялась только V4 денария). «Гномон идиолога» запрещает разменивать деньги по курсу выше официального, чтобы не допустить проникновения в страну более ценной валюты. Однако, несмотря на мероприятия правительства по поддержанию принудительного курса египетских денег, цены на продукты в III в. начинают катастрофически расти. В конце III в. в Египте отмечается неслыханное в древности обесценение денег, напоминающее инфляцию после первой мировой войны (P. Oslo. 88; Р. Оху. 1223). В папирусе 297 г.* приводится соглашение о замене призванного на работу на ирригационном канале другим лицом за поденную плату 200 драхм; в I—II вв. работник получал в день 3 обола.

Под римским владычеством рабовладельческий способ производства античного типа, проникавший в Египет со времен Птолемеев, сочетался с восточными формами экономической эксплоатации, с азиатскими методами ограбления собственных

* А. Е. R. В о a k, Early Byzantine Papyri, «Et. de Papyrol.» Ill (1934), стр. 1 ел., № 15.

207

подданных. Поэтому включение Египта в единую Римскую империю привело в конечном счете к экономическому упадку и превратило эту благодатную землю в одну из самых бедных и отсталых. И все же было бы неправильно видеть только мрачную сторону римского господства в Египте. Идрис Белл с грустью констатирует, что в результате трех с половиной веков владычества римлян плодородная страна с трудолюбивым населением была разорена, среднее сословие обеднело, крестьяне порабощены, и вновь опустели обширные территории, отнятые было у пустыни Птолемеями.* Но этой дорогой ценой Египет все же кое-что приобрел; хоть и не в такой мере, как другие провинции, Египет втянулся в общую жизнь империи, изжил многие примитивные черты в своей экономике, особенно в формах земельной собственности, создал предпосылки для феодального способа производства, поднял свою духовную культуру, притом не только на эллинско-римской, но и на самобытной основе. Египетский народ нашел в себе силу сопротивляться нивелирующей силе Рима, его политическому и экономическому гнету и найти свои формы для освоения новых явлений в идеологической сфере.

Египтяне оказывали не только пассивное сопротивление Риму, бросая свое хозяйство и уходя в бродяжничество и разбой (avaxwpvjcuc). Они нередко выступали и активно. Уже вскоре после Акциума произошло в Фиваиде восстание «из-за податей» (Str. XVII, 1, 53). В 34/5 г. префект Флакк издал эдикт, запрещающий египтянам ношение оружия {рщалроуъра., W 13), а от Филона (in Flacc. 11) мы знаем, что египтяне были под подозрением в революционных замыслах (тгрос; vE<i)TSp[,crp.6v Отготс-тоь), так как часто восставали. В 152-—154 гг. произошло серьезное восстание, стоившее жизни префекту.** О последствиях этого восстания, охватившего, повидимому, значительный район, мы узнаем из эдикта М. Семлрония Либералия, который говорит, что «некоторые из-за происшедшей смуты покинули родной дом» и «остаются на чужбине в страхе перед только что совершившимися проскрипциями»; он обещает беглецам, если они покаются и вернутся на свои места, что лица, над которыми «еще тяготеет обвинение, почувствуют милость и доброту величайшего императора, предписывающего не производить о них никакого следствия ни относительно других, по какой бы причине они ни были внесены в проскрипционные списки стратегами». В начале II в. эдикт Петрония Квадрата говорит о конфискации имущества каких-то смутьянов, а в 122 г. в Александрии происходят какие-то беспорядки в связи с Аписом.***

* «Chronique d'Egypte», № 26 (1938), стр. 300. ** SHA, Anton, 5. 5; Malal. XI, 367. *** Reinmuth, ук. соч., стр. 126.

-208

Хорошо известно грандиозное восстание буколов в 172/3 г. под предводительством жреца.*В 213 г. префект Л. Бебий Юн-цин требует от стратегов большей бдительности против злонамеренных элементов и укрывателей разбойников. С конца II в. и в течение III в. Египет, как уже упоминалось, выдвигал не раз своих императоров. Дионисий Александрийский у Ев-севия (НЕ, VII, 21) под 260 г. рисует, сгущая, конечно, краски, но все же довольно убедительную картину развала в Александрии во время бывшего тогда «возмущения»: «Подлинно, с моими детьми, с членами моей семьи и с братьями-единомышленниками, с членами одной и той же церкви я должен сноситься посредством писем и даже не придумаю, как пересылать их. Легче было бы совершить путешествие не только в чужие края, но даже от востока до запада, чем пройти из Александрии в Александрию же».

Конечно, в условиях того времени восстания против военной мощи Рима были обречены на неудачу. Но они свидетельствуют о сохранении в народе живых сил, способных отстоять в какой-то степени свою культуру.

В III в. прекращается иероглифическое письмо, демотическое представляет уже редкость, но возникает новая, правда, на греческой базе, коптская письменность, продолжающая египетскую литературную традицию. И при римском владычестве Александрия продолжала оставаться культурным центром. Александрийская библиотека и музей попрежнему привлекали ученых всего мира. Здесь жил и писал Филон, «отец христианства», здесь Аммоний Сакка основал школу неоплатоников. Но Александрия стала также одним из важнейших очагов новой религии—христианства; здесь в конце II в. возникла первая христианская школа «катехетов», во главе которой в начале III в. стояли Климент и Ориген. В религиозной области больше всего сказалось значение самобытной египетской культуры. Потребность дополнить мировую империю мировой религией выразилась, в частности, в том, что египетский, хотя и эллинизированный, Сарапис и египетская Изида стали универсальными богами, культ которых распространился во всей империи. Значение египетской религии в формировании христианства еще требует углубленного исследования; но во всяком случае не подлежит сомнению, что египетский гностицизм оставил глубокие следы в христианском богословии и культе, египетские древние верования нашли свое отражение в христианской мифологии. Причудливое смешение эллинистических и египетских религиозных учений в герметической литературе не только использовало ряд образов и идей христиан-

* А. Дмитров, Буколы, ВДИ, № 4, 1946, стр. 92 слл. 14 а. Ранович

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Латинский тексты в тех же надписях обращаются к конкретному божеству
Упоминаются в надписях до времени адриана
Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 7 надписи
И во всей империи была александрия главным торговли
Македония

сайт копирайтеров Евгений