Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

САН XI, стр. 573.

3АКЛЮЧЕНИЕ

Обозрение восточных провинций Римской империи показывает, как разнообразны были пути, по которым шло объединение в единое государство стран и народов, различных по своей культуре, по своему историческому прошлому, по уровню социально-экономического развития. Но хотя конкретные исторические явления индивидуальны и неповторимы, в них проявляются исторические закономерности, которые именно в силу конкретности и индивидуальности их разнообразных проявлений приобретают полнокровность и силу, позволяющие видеть за случайными отдельными фактами движущие силы истории.

Так называемая прагматическая история ограничивается описанием последовательных событий и их взаимной связи. При этом большое место отводится действиям, побуждениям и целям отдельных политических деятелей и групп. В частности, в буржуазной историографии стало общим местом объяснять состояние Римской империи во II в. политикой Траяна, Адриана, Антонина и «век Антонинов» применяется не только как хронологический термин, но и как характеристика существа этого исторического периода. Но такое изучение истории совершенно несостоятельно.

Конечно, «в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, -движимые умыслом, страстью, ставящие себе определенные цели. Здесь ничто не делается без сознанного намерения, без желанной цели. Но как ни важно это различие для исторического исследования,— особенно отдельных эпох и событий,— оно нимало не изменяет того факта, что ход истории определяется внутренними общими законами. В самом деле, на поверхности явлений и в этой области, несмотря на сознанные и желанные цели людей, царствует, повидимому, случайность... Но где на поверхности господствует случайность, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скры-

251

тым законам. Все дело в том, чтобы открыть эти законы... Когда заходит речь об исследовании тех причин, от которых,— сознательно или бессознательно зависели побуждения исторических деятелей и которые были, стало быть, истинными последними причинами исторических событий, то надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых замечательных, сколько те побуждения, которые приЕодят в движение большие массы: целые народы или целые классы данного народа. Да и здесь важны не кратковременные взрывы, не скоропреходящие вспышки, а продолжительные движения, причиняющие великие исторические перемены».*

Самые разнообразные цели и стремления, страсти и настроения отдельных лиц, политических группировок и целых народностей сыграли свою роль в создании Римской империи: честолюбие Цезаря и военная беспомощность Помпея, алчность римских купцов,политическая инертность обедневшего,в значительно й части обезземеленного крестьянства, продажность деклассированного римского люмпенпролетариата, отчаяние и тупая покорность побежденных римским оружием народов, страх перед революцией рабов и жажда гражданского мира и множество других случайных факторов. Но если в результате столкновения и переплетения самых разнообразных случайных и противоречивых импульсов возникла империя, то это было результатом объективной необходимости укрепить рабовладельческое общество путем создания новой формы политического строя. Кризис рабовладельческого общества в его классической форме мог быть разрешен в условиях того времени только попыткой укрепить позицию господствующего класса путем военной диктатуры, насильственного подавления демократии и создания единства экономики и политического строя всех подпавших под власть Рима стран и народов.

В этом объективно был заинтересован господствующий класс рабовладельцев не только Рима, но и провинций, которые внесли свою долю в строительство империи, причем эта доля все возрастала. Само завоевание провинций стало возможным в результате их внутреннего упадка; не только ослабление военной мощи Египта, царства Селевкидов, эллинистических государств Малой Азии было причиной их покорения Римом; оно было и результатом внутреннего кризиса, разрешение которого в интересах господствующего класса могло быть дано лишь в виде завоевания страны Римом. Обожествление Августа и его культ в городах Малой Азии были выражением не только сервилизма, но и реальных экономических интересов господ-

*Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах; К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 667—669.

252

ствующего класса, его потребности включиться в состав единой империи.

Плутарх возмущается добровольным самоуничижением руководителей провинциальных учреждений: «Тому, кто делает свое отечество покорным властям, не следует соучаствовать в его унижении, и когда скованы ноги, подставлять еще и шею; некоторые, предоставляя на усмотрение правителей и серьезные и мелкие дела, делают порабощение [отечества] позорным и скорее вовсе упраздняют политию, делая ее робкой, трусливой и лишенной какой-либо власти. Подобно тому как люди, приучившиеся не есть и не купаться без указания врача, не пользуются своим здоровьем даже в той мере, в какой это позволяет природа, точно так же те, кто представляют на суд правителя любое решение, любое собрание, милость или распоряжение, заставляют правителей стать над ними господами в большей мере, чем сами того желают» (Ргаес. ger. reipub. XIX, 815А). Но моральные увещания здесь бесполезны. Классовый интерес сильнее всяких моральных соображений. Независимо от субъективных целей всех этих стратегов, архонтов, стефане-форов,политархов и т. д.,старавшихся путем подчеркнутой угодливости перед римскими властями добиться римского гражданства, включения в привилегированное римское сословие, избежать недовольства властей, подавить самодеятельность масс или просто устроить свои личные какие-либо дела, в основном политика, вернее, аполитичность местных магистратов диктовалась потребностью в установлении единой власти, способной обеспечить классовые интересы экономически господствующих общественных групп.

Конечно, при этом приходилось отказываться от старинных местных привилегий, упраздняемых вместе с упразднением автономии и местной политической жизни. Некоторые представители местной знати, естественно, продолжали цепляться за свои былые привилегии, консервировать или возрождать доримские порядки. Плутарх смеется над такими детскими попытками вернуть невозвратимое прошлое. «Когда мы видим маленьких детей, подвязывающих себе отцовские сандалии или в шутку надевающих венки, мы смеемся, а вот в городах управители, безрассудно призывая подражать делам предков, их замыслам и подвигам, не соответствующим уже нынешним временам и делам, возбуждают массы; поступая смешно, они страдают уже далеко не смешно, если только их не оставляют в полном пренебрежении». Плутарх поэтому рекомендует прекратить в школах риторики восхваление Марафона, Эвримедон-та и Платей, так как эти воспоминания лишь впустую распаляют воображение (ibid. XVII, 814—815). Но эти воспоминания о прошлом сохранялись лишь в литературе, в риторике, в

253

школьных упражнениях на тему о гражданской доблести и военных подвигах и в конечном счете вошли в бутафорский реквизит римской имперской идеологии, что особенно ярко проявляется в речах Элия Аристида. Никто не принимал этого всерьез. Основная историческая задача Римской империи состояла объективно в установлении единства, в уничтожении препятствовавших росту производительных сил племенных, этнических, политических и идеологических перегородок, мешавших установлению этого единства. Эта задача в основном была решена, хотя в различных областях империи методы ее решения и достигнутые результаты были различны. Иногда решение получалось путем уничтожения целых племен. Иудейский народ в течение столетия оказывал упорное сопротивление державному Риму.

В конце концов значительная часть населения Иудеи была уничтожена в жестоких войнах, многие проданы в рабство, другие выселились на Восток, в Двуречье, где создались более или менее автономные культурные очаги иудейства. Но и прямое насилие и политика мирного давления и даже благоприятствования приводили в конце концов к установлению единообразного строя общественной и политической жизни.

Римские императоры подчеркивали свое уважение к греческой старине, покровительствовали греческим городам, их культурным учреждениям и культовым традициям. Отдельным городам Греции была сохранена видимость свободы. Афины и, может быть, некоторые другие города сохранили судебные права (в пределах, конечно, действовавших в империи законов и распоряжений принцепса и его представителей). И все же к началу III в. конституция греческих городов ничем существенным уже не отличалась от городских организаций в других провинциях. С другой стороны, в Египте императоры проводили политику изоляции страны от внешнего мира, искусственно консервировали старые этнические деления и публично-правовые нормы общественной жизни. Но в III в. и здесь была создана та же система местного управления, какая существовала повсеместно в империи. В Греции приведение политической и общественной жизни к среднему уровню шло, так сказать, сверху, путем постепенной ликвидации традиционных учреждений и отмены привилегий. В Египте процесс шел снизу путем незаметного втягивания страны в общую жизнь империи и созидания здесь такого же суррогата самоуправления, как и всюду. То обстоятельство, что разными путями и в силу разных субъективных побуждений и целей был достигнут в основном один и тот же конечный результат, позволяет с большей уверенностью определить общую тенденцию политического развития.

254

Исходным пунктом для нивелирования провинций, их органического объединения было завоевание и насильственное разрушение прежнего политического порядка, а затем и прежних условий общественной жизни. Этот первоначально насильственный характер организации империи, конечно, наложил свою печать на всю историю провинций, где в той или иной мере постоянно чувствовалась тяжелая десница Рима и не угасала ненависть к завоевателю. Даже в Азии, больше других извлекшей пользу из своего включения в империю, не прекращалась скрытая оппозиция против Рима, получившая выражение в апокалиптической литературе- Со временем эта оппозиция все больше принимала характер социального протеста против экспло-ататорского строя общества, жажды не столько восстановления былой независимости или возврата к порядкам разрушенного родоплеменного строя, сколько социального переустройства общества, что отразилось особенно ярко в идеях раннего христианства.

С другой стороны, римское правительство постепенно перестало смотреть на провинцию как на завоеванную силой оружия страну. В сочинениях юристов о правилах и методах управления провинциями (Марпелл, de officio praesidis; Павел, de officio proconsulis; Мацер. de officio praesidis; Венулей Сатур-нин, de officio proconsulis; Ульпиан, de officio proconsulis, de officio curatoris reipublicae) отражаются прежде всего все нарастающие тенденции превращения Римской империи в бюрократическое государство с бесправными подданными. Однако наряду с этим в тех же юридических произведениях даются указания и о необходимости считаться с местными обычаями и установлениями, особенно если они, удовлетворяя то или иное желание провинциалов, не затрагивают интересов императорской власти. Так, УльпИан рекомендует проконсулу при въезде в провинцию «соблюдать и то, чтобы въехать в ту часть провинции, через которую прияято п0 обычаю въезжать, и соблюдать то, что греки называют ?ти§7][ма1 или хататтХои^, при выборе первого города для въезда: провинциалы придают большое значение соблюдению у них этого обычая и такого рода прерогатив. В некоторых провинциях установлено, чтобы проконсул прибывал морем, как, например, в Азии, так что наш император Антонин Август по желанию азийцев предписал в рескрипте проконсулу непременно приезжать в Азию морем и из всех метрополий причалить прежде всего в Эфео (Dig. I, 16, 4, 5).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Восточные провинции втянулись в эллинистическо римский мир после многих веков господства в них
Ведущих заморскую торговлю
Для раболепия афинян характерна длинная надпись оо организации празднества в связи с привлечением септимием g
Произвол сборщиков
Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 11 надписи

сайт копирайтеров Евгений