Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

** Head, Historia numorum, стр. 507—508. *** Ibid., стр. 609.

4* 51

страта, независимо от характера его должности, ожидали денежных раздач и участия в расходах подведомственного ему учреждения, и эти ожидания оправдывались. Своеобразную литургию в Азии представлял выпуск монет от имени города отдельным лицом, получившим магистратуру от города или от императора. В этом случае на монете указано aveO^xe: IToXejicov CTTpaT7]yc~v dcveS-Tjxs Sp.up [vocioic;]. Водном случае таким .гицом оказалась даже женщина: knl <7Ts<pavY];p6pou ОЬ'кта.с, KXauSiav-^ aveOyj-/.e.* Вступительный взнос при вступлении в должность (summa honoraria) стал правилом, и даже при занятии незначительной должности агоранома в Филадельфии ее обладатель вносит крупную сумму в 10 000 денариев. Но римляне превратили обычай в закон, honos (магистратуру) в munus (повинность) и тем положили начало закрепощению сословий.

Римляне имели в Азии и свой аппарат. Кроме проконсула и его свиты, канцелярии, судейских и финансовых агентов и помощников, существовал аппарат императорского фиска, который все расширялся. Взыскание податей и налогов — в этом заключалась главная функция римского государственного аппарата в Азии.

Уже Цезарь-заменил десятину твердой денежной податью с крестьян. О размерах этой подати у нас нет прямых данных. По сообщению Аппиана (b. civ. IV, 75), проконсул Азии предоставил Бруту сумму в 16 000 талантов, собранную из податей (ёх tCv <p6p(ov тг,с, 'Каме). Антоний, по Ашшану (b. civ. V, 4—6), взыскал в Азии подать за девять лет вперед и, кроме того, наложил контрибуции на царей и вольные города. По Плутарху (Ant. 24,4), Антоний взыскал в итоге 200000 талантов, что согласуется с аппиановой цифрой — 16 000 талантов в год. Если принять численность сельского населения в Азии 3 млн., то это дает 32 денария на душу, считая и грудных младенцев,— цифра высокая, но вполне правдоподобная. В Египте подушная подать местами составляла 40 египетских драхм и, кроме того, крестьяне платили за землю аренду.

Кроме stipendium, население Азии платило и другие налоги —таможенные и портовые пошлины в размере 2,5% стоимости товаров (quadragesima), налоги на наследство, на отпуск рабов на волю (взимался только с римских граждан). Существовал и подушный налог (кткгщ'кюч, ВСН XVII, стр. 553—554; № 56), хотя размеры его и принцип его взимания неизвестны. Взыскание налогов поручалось декапро-

* Head, Historia numorum, стр. LXVIII, 611.

52

там («десять первых»), отвечавшим своим имуществом за поступление денег в казну. Наряду с этим в надписях имеются указания на правительственных агентов, занимавшихся взысканием налогов (exactores).

Поскольку Азия была сенатской провинцией, налоги должны были поступать в aerarium. Однако императоры постепенно прибирали к рукам финансы провинции. Уже начиная с Августа засвидетельствованы в литературе и в надписях прокураторы фиска, императорской казны — procurator Augusti provinciae Asiae, procurator provinciae Helles-ponti, procurator provinciae Phrygiae.* Эти прокураторы, как и прокураторы с более ограниченными функциями, ведавшие специальными сборами и налогами, имели обширные штаты чиновников из вольноотпущенников и рабов — adiu-tores, tabularii, a commentariis и др. Все вместе они обслуживали fiscus Asiaticus — азиатский отдел императорской казны, существовавший долгое время параллельно с финансовыми органами сената. Этот параллелизм неизбежно увеличивал тяготы населения.

Для взыскания земельной подати (stipendium) велся земельный кадастр, от которого сохранились фрагменты, относящиеся к позднему периоду империи. Списки земельных участков с подробным описанием и оценкой хранились в архивах, обслуживаемых в значительной части также императорскими вольноотпущенниками и рабами — tabularius, ar-carius, dispensator и др.

Немалое бремя для провинции составляли всякого рода выражения верноподданнических чувств. В частности, довольно дорого обходился культ императоров, в котором мировая империя пыталась осуществить мировую религию. Храмы и статуи в честь императоров, всякого рода торжества и делегации по случаю тех или иных официальных дат из жизни императоров занимали немалое место в бюджете городов. Эфес и Пергам уже в 29 г. до н. э. учредили у себя культ императора. Август именуется в надписях того времени «сыном божьим> и «спасителем». В Эфесе в двуязычной надписи 5 г. до н. э. упоминается Augustaeum — Ss^aaT^ov (CIL III, 6070). Конечно, в первую очередь эти расходы покрывались пожертвованиями магистратов, но далеко не целиком. Да и щедроты магистратов в конечном счете оплачивались трудом массы населения.

Жестоким бичом населения были военные постои. Из 138 надписей в Евмении (Фригия) 11 принадлежат солдатам и ветеранам. Из 10 500 латинских надписей здесь 545 (5,4%)при-

* Перечень прокураторов см. V. С h а р о t, ук. соч., стр. 337.

надлежат солдатам. «Ничего подобного мы не встречаем ни в одной другой области Малой Азии»,— пишет Рамсэй.* Жалобы на произвол солдат — один из лейтмотивов в прошениях населения. Вымогательством прославились и полицейские. «Официальные охранители мира и порядка,— пишет лучший знаток Азии У. Рамсэй,— легко перерождаются в бандитов; признанные разбойники становятся друзьями угнетенного населения. Ведь легче вымогать у законопослушного населения, чем охотиться за преступниками... Императорская полиция и тайные агенты в III и даже в конце II в. внушали больше страха, чем преступники, своими вымогательствами под видом xoXXTjTiwvsj;».**

Римское владычество в Азии внесло существенные изменения в аграрные отношения. В Азии при господстве персов сохранялись еще древневосточные формы землевладения и землепользования, при которых земля считается собственностью царя или бога (храмов), а работающие на земле крестьяне платят за нее дань и обязаны личными повинностями «на дом царя» (или бога). Селевкиды, расширяя и укрупняя старые полисы, приписывая к ним прилегающие земли, тем самым содействовали в значительной мере ликвидации древневосточных отношений. Римляне и в этой области вели политику уравнивания, стремясь превратить всех землепользователей либо в землевладельцев, либо в арендаторов и колонов.

Интересна в этом отношении надпись IGRR IV, 571 из Эзан. Авидий Квиет, проконсул Азии 125/6 г., обращается к «правителям, совету и народу эзанитов» с письмом по поводу возникших у них споров о разделе земельных участков на территории храма, которые земледельцы получали (предположение Диттенбергера, OGIS 502) в наследственную аренду. Квиет передал спор на рассмотрение императора Адриана и на основании решения императора дал соответствующее распоряжение прокуратору Августа Гесперу. В заключение Квиет приводит латинский текст письма Адриана к нему, СЕое письмо к Гесперу и ответ последнего. «Копия письма Цезаря, написанного Квиету. Если не известно, на какие участки, именуемые клерами, была поделена царями земля, посвященная Юпитеру Эзанскому, то лучше всего, как ты и сам думаешь, применять меру, которая в соседних городах считается ни слишком большой, ни слишком малой. И если в то время, когда Меттий Модест*** установил, чтобы за них

I

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из обеих областей образовалась одна провинция
Каков был источник богатств ирода конечно
Сборщиков продолжали жестоких
Пережитков древневосточного строя общества
Включена в состав македонии

сайт копирайтеров Евгений