Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

lOfXEV IXYOVOl (I U 1., Or. III)».**

Для истории провинции Фракии источники сводятся в основном к надписям, главным образом III в.; для I—II вв. и

* Г. И. Кацаров Там же, стр. 34.

** MupTuXov 'ATtooToX'tSov. Пер! twv «oyoucdv Gpaxwv. «Gpaxixa», т. I, 1928, стр. 86.

этот род источников представлен чрезвычайно скудно.* Лишь в самых общих чертах можно восстановить социально-экономическую историю провинции.

Во главе провинции первоначально стоял прокуратор. Со времени Траяна до конца III в.— legatus Augusti pro praetore. Плиний Старший (IV,40) насчитывает во Фракии 50 стратегий, Птолемей (III, 11, 6)— 14. Это противоречие в характеристике административного деления провинции устраняется благодаря надписи Mel., стр. 317 (время Клавдия): атрат^уб? 'A<mxf,<; ту)? Tcepl HepivOov 5л)Х.У]'П.Х7? opiv/fc AevfteXTjTix-^i; тсейкхспоа;; стратегии, оказывается, имели подразделения, что и создало расхождение в счете между Плинием и Птолемеем. Херсонес имел отдельного прокуратора — procurator Augusti regionis Cher-sonesi (CIL III, 726).

Для взимания налогов и податей существовали специальные прокураторы: procurator Augusti XX hereditatum (Mel. 97a 114 г.), procurator provinciae Thraciae (Mel. 13b, 120 г.), Ь^.тро-noc, tSv SePacmov (Mel. 72b, IIIе4); censitor provinciae Thraciae назван в CIL, V, 7784.

Городская жизнь во Фракии не получила широкого развития. Города были главным образом на побережье. Они, пови-димому, лишь постепенно принимали греческий облик и получали принятый в восточных городах Римской империи тип организации. Термин «метрополия»встречается только с III в. Обычную организацию — [ЗоиХт- имели Сердика (ныне София, IGRR I, 683), именующая себя Хартротатг) (ibid. 691), Филип-пополь (ibid. 718; город именуется «метрополия», ibid. 712; «славнейшая метрополия», ibid. 719 ел.), Траяна Августа (ibid. 749 и др.), Анхиал (ibid. 771), Гераклея-Перинф (783 ел.), Эн (ibid. 827), Каллиполь (ibid. 815). Иногда встречается термин Y?pouGiaaTy^ (ibid. 735, 743).

Во главе городского управления стояла коллегия архонтов («Tuvapxsa, ibid. 683, 741, 751 и др.) под руководством первого архонта — протарха (ibid. 750). В Филиппополе засвидетель- , ствован политарх (Mel. № 40)— должность, обычная в Македонии. Далее встречаются обычные в еосточных провинциях городские должности — иринарх, ситарх (IGRR I, 698), агора-ном (ibid. 799), грамматевс (ibid. 798), гимнасиарх (ibid. 815), эк дик (ibid. 729), ciTotpuXa^ (уполномоченный по снабжению хлебом, ibid. 797), казначей (ibid. 729). Случайная должность арбитра по размежеванию владений двух общин хрьту)? хос! упоминается IGRR I, 709.

* Первый свод археологических памятников Фракии дал Дюмон: «Melanges d'archeologie et d'epigraphie» (A. Dumont— Th. Homolle), P. 1892, стр. 308—582; в дальнейшем в тексте цитируется «Мё1.».

244

245

Функции городских управлений в надписях охарактеризованы неотчетливо, но вряд ли города Фракии существенно отличались от других малозначащих провинциальных городов. Единственный раз встречается в надписи (IGRR I, 707) из Фи-липпополя фракарх; но о существовании фракийского xoivov сообщает Ульпиан, приводящий (Dig. XLIX, 1, 1) рескрипт Антонина Пия к то xoivov t«v Gpocxuv относительно права апелляции. Вероятно, должность фракарха совпадала с должностью архиерея (IGRR I, 745). Неокорат также известен во Фракии (ibid. 719, 786).

Проживавшие в фракийских городах и селах чужеземцы держались, повидимому, особняком и имели свою организацию. Так, жертвенник и статую Матери богов посвящают «эллины-вифины» (ibid. 705); в надписи из Филиппополя названо то xotvov tcov |[тг1] броихт^ 'EXXr>tuv (ibid. 732); культовая организация почитателей Вакха—выходцев из Азии ((3ax%e"Eov 'Acnavwv) существовала в Перинфе (ibid. 787); здесь же выступают как организованная группа александрийские негоцианты ('AXe^avS-рЕ"5? ol 7rpayp.aTeu6fj.Evoi Iv Hsptv&w, ibid. 800).

Но городская жизнь охватывала далеко не всю территорию Фракии. Сельская территория не вся была приписана к полисам. Села имели свои организации, комархии (ibid. 721, 728); кометы выступают от своего имени с постановлениями и ходатайствами (ibid. 674, 721, 728, 738). Наряду с этим существуют племенные организации, филы (ibid. 721, 730, 731 и др.) с фи-лархом во главе (ibid. 721, 728).

Промежуточное положение между хыр.7) и тгбХц занимал тотго<;, управляемый топархом (ibid. 766). Римляне не находили нужным стимулировать здесь городскую жизнь. В этом отношении интерес представляет большая надпись из Пиза (SIG3 880= IGRR I, 766) 202 г. Речь идет в ней о создании нового эмпория по распоряжению императора.

В начале надписи воздается хвала императору и всему его дому в связи с основанием эмпория, куда переселился ряд лиц, список которых приводится. Список содержит 288 имен (некоторые вычеркнуты, к другим приписано «с братом») с указанием села, откуда происходят переселенцы. Далее следует указ правителя провинции:

«К. Сицинний Клар, легат августов pro praetore, говорит. Радуясь предвидению будущего поселений, наши государи, величайшие и божественнейшие императоры, желая, чтобы их провинция оставалась в течение всей их жизни в том же благолепии, предписали, чтобы существующие эмпории были лучше, а не бывшие раньше — возникли; и стало так. Итак, ввиду того, что возникающие по божественному дару должны быть счастливее и по организации руководителей, я приказал послать в эти

246

эмпории не демотов эмпория, а булевтов топархов, дав им печать для бумаг и право судопроизводства и заповедав им управлять жителями не путем обид и насилия, а при помощи справедливости и милосердия... А чтобы эти эмпории были счастливее, я убедил почтенных людей переселиться в них из окружных сел и убедить других переселиться в эти эмпории; при этом я наметил, что желающие сделать это добровольно получат великие дары от божественной фортуны августов, а именно свободу от взноса на продовольствование города (лоХетхоъ о?[т]ои [dcv]-eiacpoplav) и освобождение от заботы о бургариях, пограничной службы и ангарий. Вот что относится к назначению топархов и к освобождению от литургий ли^ которые добровольно переселяются или будут переселяться».

В дальнейшем легат устанавливает порядок постройки и оборудования жилищ для переселенцев, причем для этого используются военные постройки под ответственностью топархов и архонтов.

Как видно из терминологии надписи, переселенцы не получают гражданства в эмпорионе, они именуются не тсо>Лта1, a oixv-Topet; или evoixouvTe<;; хотя в надписи упоминаются архонты, но самоуправления эмпории не получил, туда легат назначил оих ёртор ixouc; 8^р.6та<;, аХХа товару.00? роиХеота?, т. е. администрация назначена из тотсо^'а.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В конечном счете вошли в бутафорский реквизит римской имперской идеологии
На основании налоговых поступлений высчитать численность населения египта
В начале надписи дано введение на латинском языке в добрый час
Импортируемые в александрию продукты частично подвергались здесь последующей обработке
В газе встречается на монетах императорского периода семитская буква т

сайт копирайтеров Евгений