Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хотя Фракия была провинцией пограничной, она не имела у себя легионов и была в военном отношении под наблюдением Ме-зии. Но в Перинфе стоял отряд морского флота (xXaaoY)5 Пе-piv&tac, IGRR I, 781). Забота о содержании военных дорог выражена в распоряжении Нерона (61 г.) «построитьна военных дорогах таверны и претории» (ClL III, 6123). О том же говорят милевые столбы с соответствующими надписями. В виде исключения Марк Аврелий дал городу Филиппополю крепостные стены (CILIII, 7409; IGRR 1,712). Римляне высоко ценили военные качества фракийцев, которые сохранили свою воинственность и в период поздней империи (Amm. Marcell. XXVII,

29).

Каковы были аграрные отношения во Фракии в период империи, источники не сообщают; трудно сказать, писал ли Гораций об общинной собственности у «гетов» на основании реальных данных или он следовал литературному трафарету. Но что значительные территории не были приписаны к полисам и находились если не в собственности, то во всяком случае в ведении

247

' племен и сельских общин, доказывается не только наличием комархий, но и надписями о межевании полей (6'poi Корто-xoiti(»v yv'kxc, 'Po8oTtY]t§o<;, IGRR I, 709; ctypou 2s[t,x]o... ttjvwv opoi;, ibid. 813). Надпись на скале у Траянополя о'ро? Upa? /w-pa? (Mel. № 108) может относиться к жреческой или императорской собственности.

О положении крестьян, об их податях и повинностях некоторое представление дает известная надпись IGRR I, 674, содержащая прошение на имя Гордиана, 238 г. В начале надписи дано введение на латинском языке: «В добрый час. В консульство Фульвия Пия и Понтия Прокула, в XVII день до январских календ * списано и удостоверено из Книги рескриптов, данных государем нашим, имп. цез. М. Антонием Гордианом Пием, Счастливым Августом и выставленных в Риме в портике терм Траяна, в нижеследующих словах. Дано через Аврелия Пурра, солдата X претор, когорты [P(iae) F(elicis) G]ordia-na [e et] Proculi, односельчанина и совладельца». Отсюда видно, что прошение подано крестьянами через их односельчанина-солдата, который затем позаботился о снятии копии с резолюции императора и о составлении надписи. Случаи, когда солдат оказывал услуги своим землякам, были, вероятно, нередки. В другой надписи (IGRR I, 738) кометы выражают благодарность преторианцу за какие-то заслуги.

За латинским введением в надписи следует греческий текст:

«Императору цезарю М. Антонию Гордиану Пию Счастливому Августу прошение от селян скаптопаренов, они же гре-ситы»... «Мы живем и владеем землей (xexTyjidb:) в вышеназванном селе, весьма благоустроенном благодаря обладанию горячими водами и своему расположению между двумя находящимися во Фракии лагерями. Издревле жители оставались без обид и потрясений и без напряжения вносили подати и выполняли прочие распоряжения; когда же со временем кое-кто начал прибегать к силе и производить насилия, тогда и село начало приходить в упадок (еХаттоъс9-оа). Когда в двух милях от нашего села совершаются прославленные празднества, прибывающие туда на пятнадцать дней ради празднества не остаются на месте празднования, но оставляют его, прибывают в наше село и заставляют нас предоставлять им помещения (^sviat;) и многое другое для их надобностей, без уплаты денег. Вдобавок солдаты, посылаемые в другое место, отклоняются от собственных дорог, прибывают к нам и тоже принуждают нас предоставлять им помещения и провиант, не давая никакой платы. Прибывают же большей частью для пользования водами правители провин-

* 16 декабря 238 г.

248

ции, а также твои прокураторы. И вот, представителей власти мы очень часто принимали по необходимости, прочих же мы не в силах вынести и многократно обращались к правителямФракии, которые, следуя божественным предписаниям, приказали не чинить нам обид, ибо мы заявили, что не можем больше выдержать, но намерены оставить свои отчие очаги из-за чинимых над нами насилий, ведь воистину от большого числа домохозяев мы дошли до чрезвычайно малого. И некоторое время распоряжения правителей возымели действие, и никто нас не притеснял ни в смысле постоев, ни в отношении предоставления провианта; но с течением времени очень многие опять дерзнули въесться к нам, презирая наши частные интересы. И вот, так как мы уже не в силах сносить тяготы и воистину мы рискуем бросить, как и остальные, свои отчие очаги, мы ради этого просим тебя, непобедимый Август, чтобы ты своим божественным предписанием приказал каждому итти своими путями, а не, оставляя прочие селения, прибывать к нам и не заставлять нас даром выдавать им провиант и предоставлять помещение, чего мы не обязаны делать, так как правители многократно приказывали, чтобы не предоставлять помещений никому, кроме лиц, присылаемых правителями и прокураторами по делам службы. Если же нас будут притеснять, мы убежим со своих родных мест и казна понесет величайший ущерб; удостоившись милосердия твоего божественного провидения и оставшись на своей земле (Ь xoic, ibioic), мы сумеем платить священные подати и вносить прочие платежи». В заключение просители выражают желание выставить благоприятную резолюцию императора для всеобщего сведения в виде надписи.

Далее в надписи следует материал о расследовании дела. Отсюда мы узнаем, что селение находилось в округе города Лав-талии, что здесь были горячие ключи, куда приезжали для отдыха и лечения, что ежегодно с 1 октября здесь происходило пятнадцатидневное празднество, что жалобы крестьян справедливы, так как в результате постоев и вымогательств крестьяне дошли «до крайней нужды».

В заключение в надписи приводится резолюция императора (на латинском языке), предлагающего передать жалобу для расследования легату провинции, прежде чем вынести решение

по ней.

Из этой надписи мы узнаем, что крестьяне платили подать (форо;) и другие налоги, обязаны были повинностями, в частности, обязаны были содержать прибывающих к ним представителей власти, что они действительно страдали от постоев и вымогательств, что о^а^ыр^ац было не только египетским явлением, так как и скаптапарены прибегали к этому методу пассивного сопротивления.

249

Фракия была страна по преимуществу сельскохозяйственная. Эксплоатация рудных богатств составляла одно из основных занятий горных племен, достигших в этом деле большого совершенства. Вегеций сообщает, что при осадах «делают под землей ход, наподобие тех шахт, которые бессы, занятые ремеслом добывания золота и серебра, прокладывают, отыскивая жилы этих металлов» (IV, 24; ср. II, 11).

О ремеслах во Фракии говорят надписи коллегий кожевников (IGRR I, 717), каменщиков (тё^т] Xiftoupywv, ibid. 807), мастеров по производству «сирийской» верхней одежды (те-¦/yt} oupoTcouov, ibid. 1482, Филиппополь), охотников (то xuv^ySv xoivov, ibid. 731). Объединение цырюльников (стшаушуп twv xouplcov) упоминается ibid. 782, грузчиков (г, те/vYj twv аосххо-<p6pcuv) Mel. № 66 (Перинф).

Торговля, по всей вероятности, находилась в руках вифин-цев, александрийских TCpayp.aTEu6p.evot, «эллинов», имевших, как мы видели, в городах свои организации. Иноземцем (из Лао-дикеи) был и историк Т. Клавдий Андроник, оставивший свое надгробие в Каллиполе (IGRR I, 818).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он платит в год разных налогов от 15v2 до 20 драхм
Общественному строю
Исторически сложившиеся на территории сирии государства
Характеризующей положение колонов в императорском имении близ филадельфии
Строительство дорог имело последствием усиление связей как внутри провинции

сайт копирайтеров Евгений