Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лишив Элладу политической независимости, систематически подавляя демократические группы и учреждения, римляне сохранили в Ахайе и Македонии большинство старых учреждений, лишившихся реальной власти и значения. Сохранились также старые союзы, xoiva, функции которых стали постепенно чисто религиозными, причем первое место в деятельности этих xoiva занимала организация императорского культа.

Давно миновало то время, когда на требование Александра Македонского воздавать ему божеские почести Демад насмешливо ответил: «Предоставим Александру, если ему этого хочется, называться богом». Греки теперь воздавали ревностно божеские почести не только императорам, но и членам их семей; по свидетельству надписей и монет культ воздавался Друзу, сыну Тиберия, Германику и даже Псевдо-Друзу.* Жрецы Нерона Клавдия Друза, умершего в 9 г. до н. э., упоминаются в надписях до времени Адриана.** Надпись из Гереи, опубликованная в свое время М. Ростовцевым *** и вновь проверенная и исправленная Л. Робером,**** восхваляет «пожизненно верховного жреца августов и агонотета союза македонян (touxoivou Мо«е-Sovtov) Гая Попилия Пифона, ездившего послом ради отечества Береи к божественному Нерве [с ходатайством], чтобы только этот город имел неокорию августов и титул метрополии».

Для раболепия афинян характерна длинная надпись оо организации празднества в связи с привлечением Септимием

* G. F. Herzberg, ук. соч., т. II, стр. 36—21. ** W. Dittenberger k SIG8 790.

*** «Известия русского археологического института в Константинополе»., IV, 170. **** L. Robert, Hellenica, «Journ. Phil.» XIII (1939), cp 131.

223

Севером и Каракаллой в качестве соправителя также Геты; здесь мы читаем: «Ввиду того, что священнейший и совершеннейший изо всех дней и для всех долгожданный [день] возвещен в общем оповещении всем людям великими царями благодаря бессмертному единомыслию священных царей, [день] когда они своим небесным постановлением и решением привлекли к императорской власти божественнейшего императора цезаря П. Септимия Гету»... и т. д. (IG II—IIP, 1077). Юлия Домна, mater castrorum, при жизни была обожествлена и отождествлена с самой Афиной Полиадой.*

Низведение лиг и союзов (xoivd) на степень культовых учреждений совершалось постепенно. Фессалийская лига, то xoivov Ttov 0scjCTaX5v, чеканила монету и занималась не только вопросами культа. В надписи времени Тиберия (Le Bas]II, 1184) речь идет о тяжбе между двумя фессалийскими общинами, которая разбирается в синедрионе в Лариссе, состоящем из 324 членов. Решение синедриона передается, правда, на суд легата, все же компетенция фессалийского xoivov включает, очевидно, и дела, не относящиеся к культу. Такое положение сохранялось еще при Адриане, о чем свидетельствует текст Dig. V, 1, 37: «Если дело идет о насилии и владении, то раньше нужно расследовать о насилии, чем о собственности, как указал божественный Адриан в рескрипте на греческом языке тй xoivw tuv G?ocraXcuv».

Надпись времени Калигулы — Клавдия (SIG3 796а) составлена от имени 'Xyjxiol xal BokdtoI ха.1 ФшгХс, -xal Eu[3oe"i<; xal Ao-/pol xat Acopislc;. За исключением Дырье"^ это же объединение упоминается IG VII, 2711. Хотя здесь 'AyjxioJ означает не всеахейскую, провинциальную, а лишь местную лигу, такую же, как Eupoe^ или Aoxpot, но по существу перечисленные местные xoivd выступают здесь совместно, а в SiG3 796Ь Т. Стати-лий Тимократ выступает как секретарь объединения, избранный на эту должность «после возвращения нам свободы» (непонятно, о какой свободе идет речь, так как надпись относится к 35—36 гг.).

Существование ахейской лиги, xotvov tuv 'A^aiuv засвидетельствовано в литературе, в надписях и на монетах. Организация этого xotvov не совсем ясна, так как нельзя с полной уверенностью установить, представляют ли различные упоминаемые в надписях и на монетах титулы атрост^уб? простащс, ^-PXieP?^? sXXa&ocpyj]? Sia (3[ои той xoivoCvtiov 'А-/а.шм действительно различные должности с различными функциями, или же это различные наименования одной и той же должности. Ве-

* J. H. Oliver, Julia Donina as Athena Polias, «Athenian Studies presented to W. S. Ferguson», Cambr. 1940, стр. -521 ел.

224

роятнее всего, что dcpx^p?u<; означает титул верховного жреца культа августов, другие титулы обозначают руководителя xoivov по организации игр, празднеств, обладавшего, может быть, также некоторыми административными функциями. Что касается элладарха, то он, очевидно, означает то же, что азиарх, вифиниарх и т. п., и заменяет выражение ос/сиарх7)?1 Титул элла-дарха носил также руководитель более широкого объединения— xoivov t5v 'EXXt^vcuv, охватывавшего не только область Ахайю в Пелопоннесе, но всю провинцию Ахайю. На этой основе, по-видимому, Адриан создал xoivov twv navsXXrivcov (Dio. Cass. LXIX, 16).* Теоретически в этот всеэллинский союз входили и эллины, жившие вне Эллады. Центром его были Афины, где пребывал архонт союза; он же был верховным жрецом культа императора Адриана и устроителем учрежденных Адрианом панэллинских празднеств. Панэллинский союз существовал еще в 248 г.

Koivov 'ApxaSwv засвидетельствовано в надписи SIG3 882 еще при Каракалле. В приведенной выше надписи из Береи мы находим Г. Попилия Пифона tov Sia Ptou apyispsa twv Ss(BaaT(3v xal aycovofteTTjv той xoivou MaxsSovtov.

О живучести старых религиозных организаций может свидетельствовать надпись 125 г. в честь Адриана от имени «эллинов, собравшихся в Платее» для жертвоприношений в память победы над персами при Платее (ol sic, ПХатоаа ctuvi,6vts<; c'EXXyjve<;, SIG3 835; ср. Si G2 393: то xoivov truvsSpiov twv 'EXX-^vmv tuv el? nXaTTja? ouvi6vtu)v).

Многообразные xoiva, районы действия которых иногда перекрещивались, могли существовать параллельно, не нарушая прерогатив и интересов выше или рядом стоящих, именно потому, что они были лишены настоящих политических и административных функций. Все дело сводилось к культу, и потому можно было принадлежать одновременно к ахейскому, бэо-тийскому и панэллинскому союзам. Учреждение Адрианом панэллинских игр, постройка храма панэллинскому Зевсу и, главное, культ Адриана были достаточной базой для существования панэллииского союза.

При таких условиях понятно, что,несмотря на силу традиций о славном прошлом, старые племенные различия и соперничество между полисами постепенно сглаживались. Чего не удалось добиться эллинистическим политикам — искоренения партикуляризма, то завершила тяжелая рука Рима. Греки, принадлежавшие к состоятельным группам, добивались римского гражданства и становились «ромеями»; этот, надо полагать, классовый термин, - отмечавший принадлежность к

* См. F о ug ё г е, s. v. Koinon у Daremberg — Saglio.'CTp. 848 ел. 15 a. Ранович . 225

высшему классу, вытеснил впоследствии этническое название эллина. Это явление, наблюдающееся и в азиатских провинциях, наиболее яркий внешний показатель нивелирующей силы Рима.

Конечно, Греция должна была дольше и сильнее сопротивляться этой силе, она даже навязывала Риму свои обычаи, но при этом происходил процесс взаимной ассимиляции. Старые греческие учреждения, как дельфийская амфиктиония, олимпиады, оракулы, потеряли свой прежний чисто эллинский характер вместе с потерей политической роли, которз'ю они некогда играли.

Даже родовые предания потеряли реальное содержание, хотя они кое-где и сохранились. В Спарте, например, где давно исчезло деление на спартиатов, периэков и илотов, оберегали еще, повидимому, родословные, восходившие к знаменитым деятелям классического периода; Август оказал снисхождение провинившемуся перед ним спартиату, узнав, что он — потомок Брасида. Но и здесь родовитость стала условной; в надписи 257 г. (SIG3 893) выходец из Аркадии, ставший мессенцем, восхваляется как «истинный Гераклид».

Вопрос о податном обложении Ахапи и Македонии не вполне ясен, поскольку вообще податная система Римской империи в деталях неизвестна. Но во всяком случае греческие провинции в той или иной форме были подвержены обложению tributum soli и tributum capitis. Этому не противоречил принцип «свободы». Во-первых, римляне умели, когда нужно, найти благовидную форму для получения налогов. Свободная Спарта во времена Августа «ничего другого не платила, кроме дружеских взносов» ((piXtxwv XeiToupyiwv, Str. VIII, 5, 5, 365). Во-вторых, свобода, как уже отмечалось, не обязательно влекла за собой иммунитет (Dig. L, 15, 8). В речи о свободе Эллады Нерон отмечает отдельно gXeu&sptav и avtcipopEav, свободу и иммунитет; но совершенно недвусмысленно свобода и иммунитет различаются как независимые одна от другой привилегии в выступлении Эпаминонда по поводу благодеяния Нерона: тсроств-si^ ... xal (zv?i(5<pop'ixv y)v oiiSsl? twv тсротерам SejBaaTwv oXotsXtj iSioxsv (SIG3 814)— «добавив [к свободе] также освобождение от налогов, чего не дал ни один из предшествующих августов». Тацит сообщает, что Тиберий освободил пострадавший от землетрясения город Эги от подати (tributum) на три года. Что вся земля в Греции была обложена податью, не подлежит сомнению. Подушная подать, возможно, взималась не всегда и не повсеместно. Афины от подушной подати были свободны.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Египтяне также жевали папирус сырым
Еще третьей долей в другом участке
В состав провинции вхо ¦¦¦$ дили pontus galaticus
Предметами торговли служили прежде всего продукты собственного производства крашеные ткани
Светского титулагфч

сайт копирайтеров Евгений